Ведущий 1. Сегодня мы собрались на
встрече команд веселых и находчивых из двух 8-х
классов. «Нам необыкновенно повезло, что мы живем
в век, когда еще можно делать открытия», –
говорил Ричард Фейнман. Но, чтобы делать
открытия, надо знать законы и взаимосвязи
происходящих явлений. Сегодня мы и выясним,
насколько хорошо команды 8-х классов знают физику
и химию и умеют применять их законы в самых
неожиданных ситуациях.
Ведущий 2.
Наша встреча проходит под девизом:
«Физика – какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук».
Ведущий 1.
«Химия – реакции, пробирки,
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа».
Команды выходят на сцену. Ведущие приглашают
капитанов команд подойти для жеребьевки. Пока
команды готовятся продемонстрировать
приветствие (максимальная оценка приветствия –
5 баллов), ведущие представляют жюри, которое тоже
образует команду «Три С»: судьи строгие и
справедливые.
Зрителям выдаются написанные на листе бумаги
буквы, которые будут необходимы при проведении
конкурса болельщиков.
Разминка
Ведущие задают командам поочередно вопросы, за
каждый верный ответ – 1 балл. Максимальная оценка
конкурса – 6 баллов.
1. Каких элементарных частиц нет в ядре атома?
(О т в е т. Электронов.)
2. Назовите пищевой продукт, при протухании
которого образуется газ со специфическим
запахом – сероводород.
(О т в е т. Яйца.)
3. Что тяжелее: килограмм железа или
килограмм пуха?
(О т в е т. Килограмм железа и
килограмм пуха весят одинаково.)
4. Какого цвета белый свет?
(О т в е т. Всех цветов радуги
одновременно.)
5. Вспомните химическое название марганцовки.
(О т в е т. Перманганат калия.)
6. В воде не тонет и в огне не горит. Что это
такое?
(О т в е т. Лед.)
7. Что такое «гремучий газ»?
(О т в е т. Смесь водорода с
кислородом в объемном соотношении 2 : 1.)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни
завалить?
(О т в е т. Тень.)
9.
Если вдруг он когда-то иссякнет,
В недрах звезд весь сгорит без следа,
Во Вселенной светило погаснет,
И наступит здесь мрак навсегда.
(О т в е т. Водород.)
10. Что идет, не двигаясь с места?
(О т в е т. Время.)
Физико-химические
сказки
Ведущий 1. Всем известна сказка:
«Жили-были дед да баба. Посадили они репку.
Выросла репка большая-пребольшая…» Команды
должны в течение 10 мин. написать продолжение
сказки, используя максимально возможное
количество заданных физических и химических
терминов.
Термины: сахароза, клетчатка, вода, минеральные
соли, удобрение, нитраты, хлорофилл, вещество,
известняк, сила, масса, импульс, работа,
взаимодействие, энергия, мощность,
сопротивление.
Жюри оценивает целесообразность использования
терминов, оригинальность сюжета. Максимальная
оценка – 10 баллов.
Конкурсы
болельщиков
Ведущий 2.
1) Необходимо объяснить физический смысл
пословиц. За верное физическое толкование
каждой пословицы команда получает 1 балл.
• Шила в мешке не утаишь.
• Сухая ложка рот дерет.
• Как с гуся вода.
• Овцу не шуба, а корм греет.
2) Из выданных букв нужно сложить слова.
Команда, болельщики которой первыми сложили
слова, получает 2 балла, другая – 1 балл.
Слова: нейтрализация, окисление.
Загадочные
стихи
Ведущий
1. За годы обучения физике было задано
много вопросов. Сегодня физические вопросы
прозвучат в поэтической форме. Команды по
очереди должны объяснить описанные в них явления
или ответить на вопросы, вспомнив некоторые
физические законы и понятия. Каждый верный ответ
оценивается в 2 балла.
• Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно.
Так, а не наоборот.
• Как-то раз спросили розу:
– Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
• Тебе по болоту ходить довелось?
Легко тебе было?
Вот то-то!
Тогда почему же огромнейший лось
Так просто бежит по болоту?
Химический
язык
Ведущий 2. Команды должны составить
фразы, включающие химические термины, которые
можно использовать в художественной литературе
или просто в жизни.
Например, ИНДИКАТОР: «Ваш смех – индикатор
веселья в зале». За каждую фразу – 1 балл.
Термины: катализатор, золото, лакмусовая
бумажка, нейтрализация.
Эксперимент –
источник знаний
Ведущий 1. Химия и физика – науки
экспериментальные. Многие их законы открыты на
основе опытов. Каждой команде необходимо
объяснить наблюдаемое явление. За правильное
объяснение – 2 балла.
Демонстрируются опыты «Несгораемый платок»,
«Получение молока из воды».
Исправь
ошибку
Ведущий 2. Очень часто на уроках
учащиеся ошибаются и учителю приходится
исправлять их. Сейчас командам придется
исправлять физические и химические ошибки в
рассказе. За каждую исправленную ошибку – 1
балл.
• В погожий день ребята отправились в поход.
Ярко светило солнце, воздух был чистым и свежим,
т.к. содержал много СО2. Чтобы было не так
жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала
дорога шла по песчаному берегу реки. Песок,
состоящий в основном из оксида алюминия, был
сухим и чистым. Идти было легко. Потом
путешественники свернули на луг, и им стало идти
труднее. Далеко впереди ребята увидели
гусеничный трактор, который тяжело и медленно,
как каталитическая реакция, полз по вспаханному
полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором
ехал велосипедист. Ехать ему было легко, и он
распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2».
На ночлег расположились на берегу реки. Вода в
ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в
кислоте. К вечеру стало свежо, но после купания
ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал
большой камень, состоящий из чистого оксида
кремния. Трое мальчиков с трудом подняли его в
воде, зато легко вытащили на берег.
Конкурс
капитанов
Ведущий 1. Капитанам предлагается по
10 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не
раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл.
В о п р о с ы п е р в о м у к а п и т а
н у
1. Единица заряда.
2. Латинское название химического элемента
серебра.
3. Произведение массы на скорость.
4. Самый активный металл.
5. Переход вещества из жидкого состояния в
твердое.
6. Цвет фенолфталеина в щелочи.
7. Мельчайшая частица вещества.
8. Название реакции между кислотой и щелочью.
9. Длина траектории.
10. Какой элемент самый распространенный на
Земле?
В о п р о с ы в т о р о м у к а п и т а
н у
1. Единица работы.
2. Самый активный неметалл.
3. Отношение массы к объему.
4. Латинское название химического элемента
золота.
5. Переход вещества из жидкого состояния в
газообразное.
6. Цвет лакмуса в кислоте.
7. Линия, по которой движется тело.
8. Единица давления.
9. Вещество, состоящее из двух элементов, один из
которых – кислород.
10. Температура закипания воды.
Домашнее
задание
Ведущий 2. Темой вашего домашнего
задания было: как объяснить физический или
химический закон в первом классе, чтобы дети не
заскучали от трудного объяснения и поняли суть
закона. Максимальная оценка – 7 баллов.
Демонстрация домашнего задания завершает КВН.
Команды выходят на сцену для подведения итогов.
Жюри объявляет победителей. |