Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 20.05.2024, 02:09:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ФИЗПРАКТИКУМ "Изучение лазерного излучения"
28.12.2010, 19:39:08

Цель работы: изучить характеристики излучения лазера.

Оборудование: лазер полупроводниковый (лазерная указка), экран, дифракционные решётки с разными периодами (1/100 и 1/600), держатель дифракционной решётки, мерная лента, линейка, поляроид, фотоэлемент, цифровой мультиметр.

Теория. Полупроводниковый лазер – это лазер, в котором активной средой является полупроводник. Излучение, как и в обычных лазерах, генерируется в результате квантовых переходов, но не между дискретными уровнями энергии, а между разрешёнными энергетическими зонами, разделёнными так называемой зоной запрещённых энергий (запрещённой зоной). Ширина запрещённой зоны определяет частоту излучения. Энергетические переходы в полупроводниковом лазере осуществляются в результате слияния (рекомбинации) пары электрон–дырка в активной области. Известно много полупроводниковых составов с различной шириной запрещённой зоны, что позволяет получать лазеры, излучающие в широком диапазоне длин волн, – от 30 нм (УФ-область) до 40  мкм и более (ИК-область).

Наибольшее распространение получили инжекционные полупроводниковые лазеры, в которых накачка, т.е. создание избыточной концентрации электронов и дырок (аналогично инверсии населённостей энергетических уровней в обычных лазерах), достигается путём инжекции (впрыскивания) носителей заряда в активную область. Инжекционный лазер (лазерный диод) – это, в простейшем случае, p–n-переход, т.е. два прижатых друг к другу полупроводниковых кристалла (обычно GaAs – арсенида галлия), практически одинаковых по химическому составу, но различающихся типом проводимости.

Определённый тип проводимости достигается легированием, т.е. добавлением очень небольшого количества донорной (для получения проводимости р-типа) или акцепторной (для получения проводимости n-типа) примеси. Если на такой переход подать прямое напряжение смещения, электроны из n-области и дырки из р-области начнут двигаться в область перехода навстречу друг другу. Оказавшись на расстоянии туннелирования, они объединяются (рекомбинируют) с излучением фотона. Чем сильнее электрическое поле в области p–n-перехода, тем больше ток накачки и тем мощнее излучение. Минимальный ток накачки, при котором начинается излучение, называется пороговым.

Чтобы излучение было как можно ближе к монохроматическому, его пропускают через оптический резонатор, обычно резонатор Фабри–Перо. Как правило, роль резонатора выполняет сам лазерный диод, противоположные грани которого специальным образом скалывают, чтобы они служили зеркалами.

рис.1

Устройство простейшего инжекционного лазера

Впервые такие лазеры независимо и одновременно продемонстрировали в 1962 г. несколько американских исследователей (Р.Холл, Т.Мейман, Т.Квист и др.), но теоретическое обоснование их работы дали А.М.Прохоров и Н.Г.Басов ещё в 1958 г. Эти лазеры работали нестабильно, срок их жизни был невелик, а непрерывная генерация была возможна только при низких температурах. Огромный вклад в разработку полупроводниковых лазеров внёс академик Ж.И.Алфёров (удостоенный за эти разработки Нобелевской премии в 2006 г.).

Современные лазерные диоды – это сложные многослойные полупроводниковые структуры микронных размеров, которые выращиваются в дорогостоящих установках методами полупроводниковой технологии (в частности, методом эпитаксии – ростом одного кристалла на поверхности другого с сохранением кристаллографической ориентации). Схематично типичная лазерная гетероструктура (полосковый лазер с p- и n-областями различного химического состава) показана на рисунке. Активный – светоизлучающий – слой представляет собой полоску толщиной несколько микрометров, шириной несколько десятков микрометров и длиной несколько сотен микрометров. Соответственно лазерный луч получается очень узким в горизонтальном направлении и достаточно сильно (до 40°) расходится в вертикальном. Для сужения луча предусматриваются специальные меры (здесь не обсуждаются).

Наиболее доступны полупроводниковые лазеры с длиной волны излучения 700 нм (красный луч) и 530 нм (зелёный). Для их работы требуется источник постоянного электрического тока напряжением до 3 В (до 50% его энергии превращается в излучение).

рис.2

Лазерная указка. Устройство лазерной указки представлено на рисунке. Источником питания служат три соединенные последовательно миниатюрные батарейки 1 с ЭДС 1,2 В каждая. Электронная схема 2 с кнопкой включения смонтирована в середине корпуса и подключена к лазерной головке 3. Лазерное излучение указки имеет длину волны 630–680 нм и мощность менее 1 мВт. Линза 4 фокусирует его в тонкий луч.

рис.3

Ход работы

Определение длины световой волны

рис.4

Установите в держателе дифракционную решётку с периодом 1/100 перпендикулярно лазерному лучу на расстоянии от выходного окна лазера не менее 50 см. Измерьте расстояние от решётки до экрана. Измерьте расстояние между серединами дифракционных максимумов нулевого и всех последующих порядков, видимых на экране по обе стороны от нулевого. Для всех измеренных дифракционных максимумов рассчитайте длину световой волны и погрешность её измерения.

Повторите измерение для решётки с периодом 1/600. Как отличаются дифракционные картины для этих решёток? Почему?

Оценка расходимости лазерного излучения

Установив экран вблизи выходного окна лазера, измерьте диаметр лазерного пучка в горизонтальном и вертикальном направлениях (d1 и d1*), отметьте первое положения экрана. Затем переместите экран на расстояние не менее 2 м от лазера (можно использовать стену) и снова измерьте горизонтальный и вертикальный размеры лазерного пучка (d2 и d2*). Измерьте расстояние между двумя положениями экрана М. Как видно из рисунка, угол расходимости пучка в радианах можно оценить по формуле: θ ≈ (d2d1)/(2М).

Оцените горизонтальный и вертикальный углы расходимости пучка. Объясните полученные результаты.

Примечание. В связи с тем, что излучающий элемент тонкий, луч на выходе диода из-за дифракции сильно расходится. Для компенсации этого эффекта и получения тонкого луча необходимо использовать собирающую линзу. Луч одномодового лазера, каким и является лазер в указке, в сечении получается эллиптическим, т.к. расхождение в вертикальной плоскости превышает расхождение в горизонтальной.

Поляризованность лазерного излучения

рис.5

Направив свет от лазера на поляроид, можно заметить, что при вращении поляроида вокруг собственной оси интенсивность проходящего через него света меняется.

Соберите установку по рисунку. Вращая поляроид вокруг оси ОО', определите положение, при котором интенсивность проходящего через поляроид света максимальна. Условимся считать это положение начальным. Вращая поляроид, исследуйте зависимость интенсивности проходящего через него света от угла поворота поляроида α.

Поскольку сила тока в цепи фотоэлемента пропорциональна интенсивности падающего на него света, определите, измеряя силу тока, зависимость интенсивности прошедшего через поляроид света I ' от угла поворота поляроида α. Постройте графики функций I ' (cosα) и I ' (cos2α).

Поставьте ещё один поляроид между первым поляроидом и фотоэлементом. Убедитесь, что интенсивность выходного луча будет равна нулю, если линейно поляризованный свет проходит последовательно через два поляроида, оси которых образуют с плоскостью поляризации исходного пучка углы α1 = 30° и α2 = 60° (углы отсчитываются в одном направлении).

Сделайте выводы по проделанной работе.

Категория: ФИЗИКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, урок физики, учителю физики, формулы, конспект урока, физический опыт, методическая копилка, физика в школе, законы физики
Просмотров: 1229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0