Стратегическая цель современного образования – воспитать функционально грамотную личность, способную принимать правильные решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность.
В настоящее время школы переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития и реализации её природных потенциалов. Состояние комфорта несёт с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к её продолжению, что в свою очередь, ведёт к индивидуальному всестороннему росту каждого учащегося.
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с так называемым «строгим» уроком, характеризующимся порядком, абсолютной исполнительностью учеников и встреча с уроком «свободным». Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить». Педагогика сотрудничества предполагает не только то, что ребёнок должен уметь выслушивать взрослых, но наличие и у взрослого умения выслушать ребёнка, дать ему возможность выразить своё мнение. При этом педагог имеет больше возможности учить своих школьников думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения, что формирует коммуникативные свойства личности.
Формирование мыслящей и творческой личности возможно лишь в диалоге, споре, столкновении разных мнений. Но одновременно с этим диалог предполагает взаимопонимание, культуру общения.
Чем младше ученики, тем меньше места и времени должна занимать на уроке фронтальная работа, так как она требует от них серьёзного большего напряжения и большей концентрации внимания, протекает под давлением учителя и ведёт к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту. Групповая (в том числе парная) форма работы более природосообразна младшему школьному возрасту и предполагает отсутствие давлеющего вмешательства со стороны взрослого в психологию учения, более комфортное общение ребёнка в группе сверстников.
Элементы групповой работы можно и нужно вводить уже с первого класса. Замечено, что первоклассникам интересно работать в паре. Удовлетворение этого интереса способствует активизации познавательной деятельности и формированию таких качеств личности, как взаимопомощь и взаимоконтроль. Когда ученики научатся работать в паре, следует приучать их работать в группе, состоящей из 4-6 человек. Групповые формы работы вызывают у детей живой познавательный интерес, дают возможность самореализации личности каждого ребёнка, способствуют формированию культурного толерантного общения в коллективе, т. е. являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, кружковые предметные занятия, дополнительные занятия в группах продлённого дня во внеурочное время – после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации …, поэтому классный руководитель должен предлагать учащимся разнообразные мероприятия. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса, т. е. педагог учит своих учеников анализировать, делать выводы и планировать свои будущие действия. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет ещё более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить также слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
|