|
Однако, где слова
устремить или
возвысить должно, тут нередко бывает пристойнее
вмещать оные
напереди… | М.В. Ломоносов |
Цели урока:
I Учебные:
1. Ввести понятие синтагмы
2. Выявить функции инверсии в художественном тексте:
а) в поэтической речи;
б) в прозе
II Развивающие:
- Уметь находить инверсию в текстах, определять её роль
- Уметь использовать инверсию в собственной речи
- Видеть отличие порядка слов в русском и других языках
(английском,
французском, немецком)
III Воспитательные:
- Вызвать желание применять в своей речи инверсию в
качестве
изобразительного средства
- Гордость за свой язык как неповторимый, образный,
богатый
- Воспитывать стремление разнообразить, эстетизировать
собственную
речь
Оборудование: Виды деятельности на уроке:
- Эвристическая беседа
- Сообщения учащихся
- Представление компьютерной презентации
- Индивидуальная работа на местах и с интерактивной
доской
- Дифференцированное домашнее задание
Ход урока
I. Эпиграф (инсценировка)
Прослушайте отрывок, определите автора и произведение,
выпишите
ключевые слова, определите, какие особенности
стихотворного текста
позволяют выделить именно эти слова? (ученик читает наизусть)
Г.Р. Державин (ода «Фелица»): Она мой дух и ум пленяет; / Подай, Фелица,
наставление,
/ Как пышно и правдиво жить, / Как упрощать страстей
волнение /
И счастливым на свете быть; / Едва увидел я сей свет, /
Уже зубами
смерть скрежещет, / Как молнией, косою блещет / И дни мои,
как злак,
сечёт; / Скользим мы бездны на краю…
Ритм, рифма, размер стихотворения, порядок слов
Каков порядок слов в этом отрывке? – обратный – инверсия
Сегодня мы поговорим о том, для чего же служит инверсия в
художественной
стихотворной и прозаической речи.
II. Работа с компьютерной презентацией
Спор о роли инверсии в художественной речи возник уже в
античные
времена, само толкование слова «инверсия» неоднозначно, а
значит,
неоднозначен и подход к пониманию её функции
Например, есть такие понятия инверсии
сообщение ученика):
- ритмическое перемещение слов (словарь лингвистических
терминов);
- смысловая перестановка слов Словарь
литературоведческих терминов);
- гипербат – отклонение порядка слов от нормы,
рождающее резкую
смену интонации (РЯШ № 3, 1991);
- расположение слов в предложении или во фразе в ином
порядке,
чем это установлено правилами грамматики; при удачной
инверсии
резко меняющаяся интонация придаёт предложению большую
выразительность
(РЯШ № 3,1991)
Каждая формулировка верна по-своему. Нам же сегодня
предстоит
найти самую верную и полную.
III. Сообщение цели урока
Уже в античности существовал спор о функции инверсии: в
книге
«Античные теории языка и стиля» читаем: (1
слайд)
Инверсия – это «искание симметрии и красоты» или
«самый верный
признак взволнованного чувства»?
Как вы понимаете такую трактовку?
Эти слова и будут эпиграфом и главным вопросом
нашего
урока. Мнение самых авторитетных учёных современности
,
вслед за античными, также разделились. Они не только
спорят о роли
инверсии в текстах, но даже о её значении в текстах
поэтических
и прозаических, например (2 слайд)
|
|
Однако, где слова устремить
или возвысить должно, тут
нередко бывает пристойнее
вмещать оные напереди… |
|
|
М.В. Ломоносов |
- Л.В.Щерба, Г.О. Винокур, В.В. Виноградов признают
значимость
инверсии в стихотворной речи
- И.И. Ковтунова считает, что инверсия более значима в
прозаической
речи, а в поэзии нейтральна, так как перестановка слов в
стихах
часто обусловлена их ритмом и все полноударные слова
делает одинаково
акцентными.
Нам предстоит решить сегодня, кто же из них прав?
IV. Изучение нового материала
Рассмотрим на примерах, как проявляется инверсия и в тех
и в других
текстах. Если говорить о поэзии, то необходимо знать ещё
одно понятие,
непосредственно связанное с инверсией, это понятие
синтагмы:
(3 слайд)
1. Понаблюдаем за поэтическим текстом: Синтагмы – отрезки, ограниченные паузами и имеющие
свои акценты
И мысли и дела / - I синтагма |
Я волком бы / - I синтагма |
он знает наперёд / - II синтагма |
выгрыз / - II синтагма |
(М. Ю. Лермонтов) |
бюрократизм / - III синтагма |
|
(В.В. Маяковский) |
Разделите на синтагмы |
. |
Всё ту же песню ты поёшь, |
|
Всё ту же лямку ты несёшь |
|
(Н.А. Некрасов) |
|
1) В какой из синтагм, на ваш взгляд, акценты наиболее
сильные?
(левая сторона доски) В первой
Но и во второй синтагме есть свои акценты, мы их тоже
чувствуем.
Что позволяет, помимо паузы и интонации, сделать акцент
именно на
эти слова? Инверсия
Какой же вывод можно сделать о первой функции инверсии?
Инверсия играет:
- акцентную или смысловую функцию, служит для
выделения
нужных для авторского замысла слов, передачи авторского
отношения;
- Проделайте эту работу самостоятельно (правая сторона
доски)
Попробуем рассмотреть, как работает инверсия не в
отдельной фразе,
а в небольшом стихотворном отрывке. Но сначала вспомним,
как возникает
инверсия? (4 слайд) (комментарий учащегося)
Возникновение инверсии
- Сказуемое стоит перед подлежащим
- дополнение и обстоятельство, выраженные им.
существит., становятся
перед словами, к которым они относятся
- определение, выраженное прилагат., и обстоятельство,
выраженное
нареч., становятся после главных слов
Практическая работа (5 слайд)
Восстановите авторский текст, используя инверсию,
разделите
полученный текст на синтагмы
- Лес роняет свой багряный убор, мороз серебрит поле
увянувшее,
день, как будто поневоле, проглянет и скроется за край
окружных
гор
Учащийся работает у интерактивной доски:
Роняет лес/ багряный
свой убор/,
Сребрит мороз/ увянувшее
поле/,
Проглянет день/, как будто
поневоле/, И скроется
/за край
окружных гор/.
Кто автор этих строк?
(А.С. Пушкин)
Прочти текст так, как ты разделил его на синтагмы, что
ты заметил?
2) ритмообразующую функцию, помогает построить
поэтический
текст.
какие слова стали акцентными? Лес, багряный, мороз, увянувшее, день, как будто, и
скроется,
за край
Какая картина рисуется из составленного ряда слов?
Картина тихо наступающей, сказочной осени,
постепенного увядания
природы, последней попытки солнца согреть землю
Для чего же ещё служит инверсия в стихотворном тексте?
3) эстетическую функцию, создаёт
словесно-образную картину;
помогает понять смысл стихотворения; делает текст
образным, выразительным.
Сравнение употребления инверсии в русском, французском,
немецком
и английском языках (сообщения учащихся, так
как
класс с углублённым изучением англ. языка, а французский и
немецкий
изучаются факультативно)
Сравните (6 слайд): Во французском языке все логически подчинённые
слова
стоят после подчиняющих слов:
Роняет лес багряный свой
убор |
лес |
роняет |
свой |
убор |
багряный |
|
La foret |
perol |
son |
dekor |
pourpre |
В немецком языке
– перед
подчиняющими словами: |
Роняет лес багряный свой убор |
лес |
теряет |
свой |
багряный |
наряд |
|
Der Wald |
verliert |
seinen |
purpurroten |
Schmuck |
В английском
языке – определения
перед главным словом, дополнения – после главного
слова |
Роняет лес багряный свой убор |
лес |
роняет |
свой |
багряный |
убор |
|
The forest |
is shedding |
its |
purple |
attire |
Практическая работа:
Преобразуйте предложения с прямым порядком слов в
стихотворные
строки, используя инверсию. Разделите на синтагмы
полученные отрывки,
определите функцию инверсии.
- Метель плачет, как осенняя скрипка. Милая девушка,
злая улыбка.
- Лиховая песня плачет и смеётся. Где ты, моя липа?
Вековая липа?
- Не множь слепой тоски моей, Не заводи слова о прежнем
И, заботливый
друг, не тревожь больного в его дремоте!
- Душа забыть готова своё родство с землёй, Затем что
ничего
святого нету на ней
Ответы:
- Плачет метель/, как осенняя
скрипка/. Милая девушка/, злая
улыбка/.
- Плачет и смеётся /песня
лиховая/.
Где ты, /моя липа? /Липа
вековая?
- Слепой тоски моей /не множь,
Не заводи /о прежнем
слова И,
друг заботливый/, больного
/В
его дремоте /не тревожь!
- Душа с землёй /своё родство/
Забыть готова,/ Затем что нету
/ничего /На ней святого.
2. Понаблюдаем за прозаическим текстом.
Фрагмент из фильма «Война и мир» (князь
Андрей
едет в Отрадное)
Какими словами вы бы охарактеризовали состояние и
настроение героя? Грустен, разочарован, ни во что не верит
А) Прочитайте текст (сначала про себя, затем
подготовьтесь читать
его вслух).
(1)Князь Андрей подошёл к окну, чтобы отворить его.
(2)Как
только он открыл ставни, лунный свет, как будто он
настороже у окна
давно ждал этого, ворвался в комнату. (3)Он отворил окно.
(4)Ночь
была свежая и неподвижно-светлая…
(5)Комната Князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах
над ним
тоже жили и не спали. (6)Он услышал сверху женский говор.
- (7)Только ещё один раз, - сказал сверху женский
голос, который
сейчас узнал князь Андрей. (Наташа Ростова)
- (8)А когда же ты спать будешь? – отвечал
другой голос.
(Соня)
- (9)Я не буду спать, я не могу спать, что ж мне
делать! (10)Ну,
последний раз… (Наташа) (11)Два женских голоса запели какую-то музыкальную
фразу, составлявшую
конец чего-то.
- (12)Ах, какая прелесть. (13)Ну, теперь спать, и
конец. (Соня) - (14)Ты спи, а я не могу, - отвечал первый
голос,
приблизившийся
к окну. (Наташа) (15)Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что
слышно
было шуршание её платья и даже дыханье. (16)Затихли и
окаменели
и луна, и её свет и тени. (17)Князь Андрей тоже боялся
пошевелиться,
чтобы не выдать своего невольного присутствия
.
Б) Укажите номера предложений, в которых использована
инверсия.
В) Прочитайте эти предложения выразительно, для чего
служит, на
ваш взгляд, инверсия в этих предложениях? 1) для постановки логических ударений на
определённые
слова (акцентная или смысловая функция)
Г) Подчеркните эти слова.
(1)Князь Андрей подошёл к окну, чтобы отворить его.
(2)Как
только он открыл ставни, лунный свет, как будто он
настороже у окна
давно ждал этого, ворвался в
комнату. (3)Он
отворил окно. (4)Ночь была свежая и неподвижно-светлая…
(5)Комната Князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах
над ним
тоже жили и не спали. (6)Он услышал сверху женский говор.
- (7)Только ещё один раз, - сказал
сверху
женский голос, который сейчас узнал князь
Андрей.
(Наташа Ростова)
- (8)А когда же ты спать будешь?
– отвечал
другой голос. (Соня)
- (9)Я не буду спать, я не
могу спать, что ж мне делать! (10)Ну,
последний раз…
(Наташа)
(11)Два женских голоса запели какую-то музыкальную
фразу, составлявшую
конец чего-то.
- (12)Ах, какая прелесть. (13)Ну, теперь спать, и конец. (Соня)
- (14)Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос,
приблизившийся
к окну. (Наташа)
(15)Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно
было шуршание её платья и даже дыханье.
(16)Затихли
и окаменели и луна, и её свет и тени.
(17)Князь
Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего
невольного
присутствия.
Д) Прочитайте текст так, чтобы эти слова действительно
зазвучали.
Е) Кто из героев кажется вам непохожим на остальных,
почему? Как
инверсия помогает нам это понять? Какой героиней вы
назвали бы Наташу
Ростову? Романтичной, восторженной, чувствующей природу,
умеющей видеть
её красоту, немного наивной, открытой
Ж) Для чего служит инверсия в художественном
прозаическом тексте?
2) для передачи эмоционального состояния героя
(играет
экспрессивную функцию)
З) А почему в речи Сони и князя Андрея почти не
использована инверсия? Они скучны, не умеют чувствовать природу, любоваться
красотой
лунной ночи.
Кто заставляет нас это понять? Автор.
Значит, для чего служит наличие или отсутствие инверсии?
3) для передачи авторской мысли, его отношения к
своим
героям.
Как вы думаете, можно ли, быть рядом с таким человеком,
как Наташа
Ростова, и остаться по-прежнему равнодушным к окружающему?
Давайте посмотрим, что произошло с князем Андреем, когда
он возвращался
из Отрадного.
Фрагмент из фильма «Война и мир» (князь Андрей
возвращается из Отрадного)
Что изменилось во взглядах князя Андрея?
Я тоже желаю вам не терять оптимизма, уметь вглядываться
в природу,
находить в своей душе отголоски её звукам:
Чтение стихотворения Вероники Долиной «Барышня
Наташа»
(ученица)
Если барышня читает
Увлекательный роман,
Если барышня считает,
Что в романе всё – обман,
А в делах её, признаться,
Всё отлично-хорошо –
Значит, барышне шестнадцать,
Ей семнадцатый пошёл! |
Всё-то барышню пугает,
Всё-то барышню манит.
Дома маменька ругает,
Дома маменька бранит.
Ей в пример подруг приводят,
Образец иных манер –
Что же глаз с неё не сводит
Этот стройный кавалер? |
|
… |
Если барышня гадает
По руке и по кольцу,
Если барышня страдает –
Это видно по лицу.
Или в сад стрелой помчится,
Будто кто её позвал –
Скоро, видимо, случится
Первый выход, первый бал! |
Если барышня на даче
Ночью выглянет в окно,
Если барышне Наташе
Всё покажется чудно…
Не чудно тебе, а чудно!
В доме оставаться трудно.
Выйди из дому, Наташа!
Нынче всё разрешено |
V. Подведение итогов урока:
Какие же функции выполняет в художественном тексте
инверсия? (7 слайд)
В поэтическом тексте:
- акцентную или смысловую функцию, служит для
выделения
нужных для авторского замысла слов, передачи
авторского отношения;
- эстетическую функцию, создаёт
словесно-образную картину;
помогает понять смысл стихотворения; делает текст
образным,
выразительным.
- ритмообразующую функцию, помогает построить
поэтический
текст.
(8 слайд)
В прозаическом тексте:
- акцентную или смысловую функцию, служит для
постановки
логических ударений на определённые слова;
- экспрессивную функцию, помогает передать
эмоциональное
состояние героя;
- передаёт авторскую мысль, его отношение к
своим героям.
VI. Дифференцированное домашнее задание
- Найдите в стихотворении «Барышня Наташа»
использование
инверсии. В какой именно части стихотворения она
используется,
с какой целью?
- Прочитайте отрывки из сочинений ваших
сверстников
«О времени и о себе» из упр. 287 (учебник М.М.
Разумовской,
9кл.) Ответьте на вопросы учебника. Найдите
использование инверсии
в сочинениях ребят, помогает ли она ответить на
вопросы?
- Подберите небольшое стихотворение вашего
любимого
поэта. Напишите небольшое рассуждение на
лингвистическую тему
«Как помогает инверсия понять замысел автора»,
опираясь на текст
стихотворения.
Материалы к уроку (детям на парты)
1. Преобразуйте предложения с прямым порядком слов в
стихотворные
строки, используя инверсию. Разделите на синтагмы
полученные отрывки,
определите функцию инверсии.
1) Метель плачет, как осенняя скрипка. Милая девушка,
злая улыбка.
2) Лиховая песня плачет и смеётся. Где ты, моя липа?
Вековая липа?
3) Не множь слепой тоски моей, Не заводи слова о прежнем
И, заботливый
друг, не тревожь больного в его дремоте!
4) Душа забыть готова своё родство с землёй, Затем что
ничего святого
нету на ней
2. Прочитайте текст (сначала про себя, затем
подготовьтесь
читать его вслух)
(1)Князь Андрей подошёл к окну, чтобы отворить его. (2)Как
только
он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у
окна давно
ждал этого, ворвался в комнату. (3)Он отворил окно.
(4)Ночь была
свежая и неподвижно-светлая…
(5)Комната Князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах
над ним
тоже жили и не спали. (6)Он услышал сверху женский говор.
- (7)Только ещё один раз, - сказал сверху женский голос,
который
сейчас узнал князь Андрей. (Наташа Ростова)
- (8)А когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
(Соня)
- (9)Я не буду спать, я не могу спать, что ж мне делать!
(10)Ну,
последний раз… (Наташа)
(11)Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу,
составлявшую
конец чего-то.
- (12)Ах, какая прелесть. (13)Ну, теперь спать, и конец.
(Соня)
- (14)Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос,
приблизившийся
к окну. (Наташа)
(15)Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что
слышно было
шуршание её платья и даже дыханье. (16)Затихли и окаменели
и луна,
и её свет и тени. (17)Князь Андрей тоже боялся
пошевелиться, чтобы
не выдать своего невольного присутствия.
(Л.Н. Толстой) |