Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок
Задачи урока:
1.Обучающие: формирование знаний учащихся о галогенах как типичных
неметаллах, взаимосвязь строения атомов со свойствами (физическими и
химическими).
2.Развивающие: развитие у учащихся ключевых компетентностей:
- информационной и коммуникативной компетентности - (аспект
извлечения первичной информации) (I уровень),
- оценивание, сворачивание и структурирование информации в
таблицы,
- компетенции разрешение проблемы (самоменеджмент) (II)
уровень
умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из
различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету,
воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина,
самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа
учащихся.
Оснащение: компьютер, проектор, презентационные
работы учащихся по теме: «Простые вещества – галогены»
Оборудование: пробирки, хлорная вода, йодная вода,
растворы йодида калия, хлорида калия, бромида натрия
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово.
Мы изучаем раздел, неметаллы, и вы знаете, что неметаллы имеют
большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы
изучили общие сведения о неметаллах: положение в периодической
таблице, особенности строения атомов. Сегодня приступаем к изучению
наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных
неметаллов.
Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить
наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.
3. Актуализация знаний. Беседа.
Учитель:
- На какие две большие группы происходит деление химических
элементов?
Ученик:
- На металлы и неметаллы
Учитель: КОЗ №1 Что вы понимаете под неметаллом?
Выберите и запишите только те определения, которые можно отнести к
неметеллам.
- Малый радиус атома
- Малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне
- Элементы чаще отдающие электроны
- Большое количество электронов на последнем энергетическом уровне
- Большой радиус атома
- Элементы чаще принимающие электроны
- Вещества, обладающие только одним видом кристаллической решетки
- Элементы с большим значением электроотрицательности
- Где находятся неметаллы в периодической системе Д.И. Менделеева.
Ученик:
- В периодической системе элементы – неметаллы расположены в правом
верхнем углу периодической таблицы, условной границей, отделяющей
металлы от неметаллов, служит диагональ, отведенная от бора к астату; 8 А
подгруппа – инертные газы, 7 А подгруппа – галогены.
Учитель:
- Сегодня мы с вами будем вести разговор об элементах 7 А группы –
галогенах.
Учитель: Тема нашего урока "Галогены”
Задачи нашего урока:
Дать общую характеристику галогенам по их положения в периодической
таблице.
Рассмотреть их строение, сравнить физические и химические свойства.
Узнать о важнейших соединениях неметаллов.
Определить области применения этих соединений.
Учитель :
- Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока?
Ученик:
- Мы будем изучать положение галогенов в периодической системе;
строение, физические и химические свойства и применение галогенов.
Учитель:
- Проанализируйте тест задания 1 и дайте характеристику элементов 5
группы А подгруппы по положению в периодической таблице, результат
представьте виде схемы. КОЗ №2
Задание №1. Представьте в виде
схемы характеристику галогенов по их положению в периодической таблице
Д.И. Менделеева
Галогены (от греч. hals — соль и... genes — рождающий, рожденный),
химические элементы фтор F, хлор Cl, бром Br, иод I и астат At,
составляющие главную подгруппу VII группы периодической системы Д. И.
Менделеева. Названы Г. по свойству давать соли при соединении с
металлами (например, поваренную соль NaCI). Иногда пользуются названием
галоиды. Атомы галогенов имеют во внешней электронной оболочке по 7
электронов (конфигурация s2p5,) т. е. до устойчивой 8-электронной
конфигурации инертного газа (s2p6) им не хватает одного электрона.
Реагируя с металлами, каждый атом Галогена отнимает у них по электрону,
проявляя т. о. окислительные свойства. Все галогены весьма
реакционноспособны, они непосредственно соединяются с большинством
химических элементов. Химическая активность Галогенов падает от фтора к
йоду, по мере увеличения атомного радиуса. При обычных условиях фтор и
хлор — газы, бром — жидкость, йод и астат — твёрдые вещества. Астат —
радиоактивный элемент. Молекулы галогенов двухатомны.
Учитель: Ребята заранее подготовили презентации о простых веществах
галогенах, их свойствах и применении в промышленности и жизни. Ваша
задача из презентаций выбрать самое главное и законспектировать.
Учитель: Каким образом можно доказать следующее
противоречие…
Представьте ответ в виде сравнительной таблицы. КОЗ №3
Задание №2. О существовании в
природе неметаллов известно давно, среди них очень активные, способные
взаимодействовать буквально с каждым элементом, другие менее активны,
одни из них являются ядовитыми для всего живого, в том числе и для
человека, без других жизнь живого организма было бы трудно представить…
Например:
Хлор ( CI2)- газ желтоватого цвета с резким запахом, в
2,5 раза тяжелее воздуха. Температура плавления - 101°C, кипения -
34,1°C. Неплохо растворим в воде - один объем воды поглощает примерно
2,5 объемов хлора. Хлор очень ядовит. Хлор широко используется в
промышленности для отбелки тканей, получения соляной кислоты, белильной
извести, ядохимикатов, для обеззараживания питьевой воды.
Поваренная соль (NaCI) – вещество белого цвета, хорошо растворимое в
воде, соленое на вкус, используется для приготовления пищи, при
консервации продуктов питания, в пищевой и фармацевтической
промышленности, необходим для организма человека и животных, при
недостатке в клетке живого организма нарушается водно-солевой баланс .
Учитель: Галогены являются одними из самых активных веществ, исходя
из строения галогенов, выдвинете предположение об их активности и
способности к взаимовытеснению. Свои предположения подтвердите или
опровергните, проделав лабораторный опыт. Результаты представьте в виде
таблицы:
Что делал? |
Что наблюдал? |
Вывод, уравнение реакций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа 1: Проведите опыт взаимодействия хлорной воды с раствором
бромида калия
Группа 2: Проведите опыт взаимодействия хлорной воды с раствором
йодида калия
Группа 3: Проведите опыт взаимодействия йодной воды с раствором
бромида калия
Группа 4: Проведите опыт взаимодействия йодной воды с раствором
бромида калия
Группа 5: Проведите опыт взаимодействия бромной воды с раствором
йодида калия
Группа 6: Проведите опыт взаимодействия бромной воды с раствором
хлорида калия
Учитель: Подведем итог и сделаем выводы.
- Изменение строения приводит к изменению свойств
- Более активный галоген вытесняет менее активный из соединения
Рефлексия.
Что запомнилось на уроке, что понравилось.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание:
|