Тип урока: обобщение, систематизация и
углубление знаний по теме "Галогены”.
Форма урока: работа в группах.
Цели:
1. На основе ранее полученных знаний о строении
атомов, типах химических связей, периодическом
изменении свойств химических элементов
сформировать представление
о галогенах как простых веществах;
о причинно-следственных связях между строением,
свойствами и применением галогенов;
о различиях в химической активности галогенов.
2. Развивать умения переводить графическую
информацию в текстовую; анализировать материалы,
опубликованные в СМИ.
3. Развивать навыки работы в группе.
4. Воспитывать культуру умственного труда
(качественное оформление результатов работы и их
представление, фиксация информации по ходу
устной беседы и т.п.), культуру участия в беседе,
обсуждении.
Оборудование:
образцы галогенов, формулы галогенов на доске,
видеофильмы; лотки с оборудованием: раствор
бромида натрия, иодида калия, хлорная вода,
крахмал пробирки для проведения реакций,
инструкции для выполнения опыта; на отдельном
лотке: раствор йода, картофель, резаный, хлеб,
кукуруза, яблоко, рис.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Организация групп.
2. Новый материал.
Учитель:
- О галогенах вы получили начальное
представление, когда изучали периодический
закон, химическую связь, основные классы
неорганических соединений. Наша задача сегодня
на уроке обобщить и привести в систему ранее
полученные знания, и приобрести в ходе
самостоятельной творческой работы новые знания.
Сообщение плана урока.
Учитель:
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что когда и где.
Ученик:
Мы изучим непременно,
Элементы галогены
(А по-русски – солероды),
Все от фтора и до йода.
Даже новенький астат
Быть в семействе этом рад.
Ученик:
Краткое сообщение об астате.
Открытие галогенов растянулось более чем на
сто лет и завершилось открытием астата, с которым
мы никогда не встречаемся. Существование астата
предсказывал Д.И. Менделеев и даже назвал его
"экаиод”. Получен он был в ходе ядерной реакции
в 1940 году. Астат в переводе с греческого означает
"неустойчивый”. В земной коре его присутствует
около 30 грамм.
Учитель:
- Сегодня предстоит работа в группах. Каждая
группа получает задание, в котором зашифрована
информация о галогенах. Каждое слово несет в себе
определенный смысл. Вам предстоит обсудить эту
информацию и пересказать этот текст, используя
химические термины и понятия.
По истечении времени каждая группа
представляет результаты своей работы. По ходу
устного сообщения каждой группы класс фиксирует
основные выводы, химические реакции и другую
важную информацию в тетради.
Задание группе 1.
В 7-этажном доме на улице имени Д.И. Менделеева в
7 подъезде жили химические элементы – галогены.
Расселились они по этажам, соблюдая строгую
субординацию и в зависимости от своего богатства
и прихотей. Те, которые очень любят полетать –
повыше, которым это удается с трудом,
расположились на нижних этажах. Но вместе их
объединило одно обстоятельство.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в
этом тексте. Перескажите этот текст, используя
химические термины и понятия.
Задание группе 2.
Галогены не любят показывать свое лицо, обычно
они прячутся за спинами других. Иногда, в
экстремальных обстоятельствах, они появляются
на свет и тогда все любуются их красивыми
нарядами, но при этом страдают от крайне
неприятного запаха.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в
этом тексте. Перескажите этот текст, используя
химические термины и понятия. Предложите
записать возможные реакции. Используйте
дополнительную литературу. Приведите несколько
примеров.
Творческое задание: Представьте портреты
некоторых галогенов в виде рисунков или с
помощью моделей изобразите их агрегатное
состояние.
Демонстрация видеофильма: получение хлора в
лаборатории.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие вещества участвовали в реакции?
2. Какие условия необходимы для осуществления
реакции?
3. Запишите уравнение реакции.
Задание группе 3.
Жители каждого этажа не любят одиночества, они
обязательно находят себе пару среди себе
подобных или среди жильцов из других подъездов.
Особенно они обожают жителей первого, второго и
третьего, которые щедро отдают им часть своего
богатства. Между ними вспыхивает страстная, даже
пламенная любовь и длиться она может вечно.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в
этом тексте. Перескажите этот текст, используя
химические термины и понятия. Используйте
дополнительную литературу. Приведите несколько
примеров реакций.
Демонстрация видеофильма: Взаимодействие
брома с алюминием.
Задания:
1. Укажите условия химической реакции и ее
признаки.
2. Составьте уравнения, схемы электронного
баланса.
3. Сделайте вывод о том, какую роль играет бром в
этой реакции.
Задание группе 4.
Но жильцы этого подъезда любят и поспорить, кто
из них сильнее и поважнее. И начинается между
ними состязание:
Хлор хвалился: "Нет мне равных!”,
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!”
Йод своей красой гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,
хоть зловонным, но - румяным,
Бил себя он грозно в грудь:
"Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.
Фтор молчал и думал: "Эх!..
Ведь приду – окислю всех ….”
Помогите им решить их спор.
Выполнение эксперимента.
Правила по ТБ:
1. Наливать небольшие количества реактивов, не
более 1 мл.
2. Запах определять, направляя ладонью к себе
поток воздуха.
Экспериментальная работа "Окислительные
свойства галогенов”
Порядок выполнения:
1. В пробирки налейте небольшое количество
иодида натрия и бромида натрия.
2. Добавьте хлорную воду и крахмал. 3. Опишите наблюдаемые явления.
4. Запишите уравнения реакции и составьте СЭБ.
NaI + Cl2 —> …….
NaBr + CL2 —> ……
5. Сделайте вывод.
Учащиеся делают вывод, так как хлор вытесняет
йод и бром из растворов их солей, то он более
активный галоген.
Учитель:
- А как же будет фтор проявлять себя в растворах
солей?
Демонстрация видеофильма о фторе.
Вопросы и задания:
1. Если вода горит во фторе, то как себя будет
вести фтор с бромидом калия, с иодидом натрия?
2. Какие образуются вещества в реакции?
NaCl+ F2 =
KBr +F2 =
NaI + F2 =
(Значит самый главный и важный галоген - фтор,
затем хлор, бром и йод).
3. Сделайте вывод: ….(Галогены по своей
активности разные. Вышестоящий галоген может
вытеснить нижестоящий из раствора соли.)
Задание группе 5.
Йод используют как реактив для обнаружения
крахмала в продуктах и растениях. В присутствии
крахмала йод синеет.
Задание: С помощью эксперимента докажите или
опровергните утверждение, что предложенные
продукты содержат крахмал. (Обнаружение крахмала
в хлебе, картофеле, рисе.)
Демонстрация опытов.
3. Закрепление.
Каждый ученик получает карточку. Необходимо
заполнить пропуски. При выполнении задания
учащиеся пользуются периодической таблицей,
записями в тетради, сделанными на уроке.
Карточка "Галогены”.
Элементы: ______________________.
Положение в периодической системе:
группа: ___________, подгруппа __________.
В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________,
общее количество электронов в атоме_____________,
количество электронов на последнем уровне
____________.
Окислительные свойства _____________________. Физические свойства
Формулы простых веществ |
Агрегатное состояние |
Цвет |
Запах |
Растворимость в воде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель:
- Более активный галоген может вытеснить
менее активный из раствора соли. Закончите
практически осуществимые реакции.
Реакции записаны на доске.
1) KI + F2 —>
2) Na F + Cl2 —>
3) NaI + Br2 —>
4) МgCl2 + Br2 —>
4. Практическое применение и значение
галогенов.
На демонстрационном столе предметы: зубная
паста с фтором, йодомарин, йод, белизна, бром
камфора, фотография, соль поваренная, морская
капуста, тефлон. Сообщения учащихся об
использовании и значении галогенов (опережающее
задание).
Творческие задания для групп:
1. В вашем доме есть бутыль с жидким
отбеливателем, но этикетка с инструкцией
потеряна. Препарат имеет сильный запах хлора. Вы
решили обработать им белье. Какую посуду вы
выберете: алюминиевый таз, эмалированный бак с
поврежденной поверхностью или пластмассовый
таз?
2. Вы пролили йод на белую салфетку. Попытались
вывести пятно с помощью белизны, в которой есть
хлор, но неудачно. Однако пятно через несколько
дней само исчезло. Почему хлор не справился с
йодом? И чем можно объяснить исчезновение пятна
через несколько дней?
3. Поспорили два друга. Один из них утверждал
что, в поваренной соли есть хлор, другой говорил,
что его там нет. Кто из них прав?
4. "Он такой забавный и такой милый! Но это
хрупкое создание; нуждается в защите. Восемь из
десяти попугайчиков подвержены тяжелому
заболеванию щитовидной железы, если в рационе не
хватает йода” — так рекламируют свой продукт
производители специального корма для попугаев
"Трилл”, содержащий йод.
Как вы думаете, авторы рекламы просто пугают
владельцев попугайчиков, чтобы продавать больше
своей продукции или дефицит йода в самом деле
может привести к серьезному заболеванию ваших
питомцев?
5. Реклама зубной пасты по частоте стоит на
втором месте после рекламы жевательной резинки.
А из рекламируемых зубных паст на первом месте,
конечно, "Blend-a-med”. Нас уверяют, что уникальная
фтористая система флористат эффективно
укрепляет зубную эмаль, и демонстрируют опыт с
куриным яйцом, которое после обработки этой
пастой не растворяется в кислоте. Конечно, это
можно проверить самостоятельно, но сначала
попробуйте разобраться теоретически.
Что такое флористат? Вы не найдете этого слова в
справочниках и даже в химической энциклопедии.
Этим термином фирма изготовитель обозначает то
фтористое соединение, а чаще их смесь, которое
включено в состав зубной пасты.
5. Подведение итогов.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы более подробно
познакомились с простыми веществами,
образованными элементами седьмой группы, с их
физическими и химическими свойствами и помогали
нам в этом шестерка верных слуг: КАК и ПОЧЕМУ,
КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ.
Выставление оценок за работу. |