Цели:
- рассмотреть генетическую связь между типами
углеводородов и классами органических
соединений;
- обобщить и систематизировать знания учащихся
об углеводородах и их производных на основе
сравнительной характеристики их свойств;
- развивать логическое мышление, опираясь на
химию углеводородов и их производных;
- формировать навык самообразования учащихся.
Задачи:
- развивать у учащихся способность к
целеполаганию, планированию своей деятельности
на уроке;
- развивать у учащихся логическое мышление
(посредством установления генетической связи
между разными классами углеводородов,
выдвижения гипотез о химических свойствах
незнакомых органических веществ);
- развивать у учащихся способность к сравнению
(на примере сравнения химических свойств
углеводородов);
- развивать информационно-познавательную
компетентность учащихся;
- развивать у учащихся химическую речь,
способность аргументированно отвечать на
вопросы,
- развивать коммуникативные способности
учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы
одноклассников.
Тип урока:
- по дидактической цели – совершенствование
знаний,
- по способу организации – обобщающий.
Методы:
- словесные (беседа);
- практические – составление схем превращений и
их выполнение;
- выполнение самостоятельной работы.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска.
Учебно-методический комплект:
- рабочие тетради для учащихся,
- мини-справочники по органической химии
(Автор: Н.Е. Дерябина)
- Power Point – презентация
- Flash – мультимедиа.
- видеофрагменты,
ХОД УРОКА
Учитель: Органическая химия – наука о
жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют
большое значение для современных отраслей
промышленности, техники, повседневной жизни
людей. Эти вещества, как в индивидуальном
состоянии, так и в виде природных смесей (газ,
нефть, уголь), служат сырьем для производства
десятка тысяч более сложных органических
соединений, несут в наши дома тепло и свет.
Мультимедиа-презентация
В нашей жизни органические вещества занимают
очень большое место. На сегодняшний день их
насчитывается более 20 миллионов. Без них из
обихода исчезли бы многие привычные вещи:
изделия из пластмасс и резины, средства бытовой
химии, косметика. Каждый день синтезируются все
новые и новые вещества. Знать все обо всем
невозможно. Но можно понять основные
закономерности, которые применяются в
превращении органических веществ.
Большое значение имеют разработки наших
русских ученых – Н.Д.Зелинского,
В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.
Учитель: Какие классы углеводородов
вы знаете, называйте сразу с общей формулой.
Таблица «Классификация веществ»
Ответить на вопросы:
Учитель: Чем отличаются по
составу углеводороды разных типов? Учащиеся:
Числом атомов водорода. Учитель:
Какие реакции следует
провести, чтобы из одного типа углеводородов
получить другой? Учащиеся:
Реакции гидрирования
или дегидрирования. Так можно осуществить
большинство переходов, однако, этот способ
получения углеводородов не является
универсальным. Стрелками в схеме указаны
углеводороды, которые непосредственно можно
превратить друг в друга одной реакцией. Учитель:
Схематически это выглядит
так:
Задание: для закрепления
изученного материала осуществите несколько
цепочек превращения. Определите тип каждой
реакции:
Для иллюстрации сказанного предлагается
осуществить несколько схем превращений
Проверку делаем на интерактивной доске.
Учитель: А теперь давайте
поработаем во Flash – программе
Учитель: Вы знаете, что генетическая
взаимосвязь существует не только между
углеводородами, но и между их производными –
кислородосодержащими органическими веществами,
которые в промышленных масштабах получают из
продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте
выявим эту взаимосвязь на примере цепочек
превращения:
Далее учащиеся выполняют это превращение по
алгоритму в рабочих тетрадях, на обычной доске
или на интерактивной доске в «режиме белой
доски».
Работа учащегося на интерактивной доске. Это
позволяет осуществить целенаправленный синтез
заданных соединений, используя ряд необходимых
химических реакций (цепь превращений)
Учитель:
1) Сначала просматриваем весь фрагмент.
2) Потом учитель останавливает кадр на
определенном моменте, а учащиеся составляют
превращение блоками – самостоятельно на доске.
3) Когда превращение составлено, осуществляем его
с помощью записи уравнений реакций по алгоритму
действий.
Фрагмент видео-сюжета:
Задание: составить уравнения реакций,
указать условия протекания и тип реакций.
Работа учащихся на интерактивной доске.
Вывод: Сегодня на уроке – на
примере генетической связи органических веществ
разных гомологических рядов мы увидели и
доказали с помощью превращений – единство
материального единства мира.
Домашнее задание:
1. Решить задачу: дано 2 моля этилового спирта.
Сколько образуется
- 1 ряд – грамм дибромэтана?
- 2 ряд – литров углекислого газа?
- 3 ряд – грамм этиленгликоля?
2. Повторить темы по гомологии и изомерии:
составить формулы одного и двух изомеров
состава С4Н8О2.
|