Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал. Задачи урока:
- образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов
и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и
свойствах спиртов и фенолов; - развивающие: развивать умения
учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимо-связь между
строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и
познава-тельный интерес учащихся к химии; - воспитательные: особое
внимание уделить вредному воздействию этанола на организм чело-века;
пропаганда здорового образа жизни. Тип урока: обобщающий. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры (12). Ход урока. I. Организационный момент.
II. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и
фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания,
полученные вами в ходе изучения темы. (Слайд 1) (Слайд 2): Сегодня на уроке: вы повторите, что такое спирты и фенолы; вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека; вы выполните упражнения на компьютере; вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много! III. Фронтальный опрос. 1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)
Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых
содер-жат одну или несколько гидроксильных групп –ОН, соединенных с
углеводород-ным радикалом. (слайд 4) Ответ: Спиртами называются
органические вещества, молекулы которых со-держат одну или несколько
гидроксильных групп –ОН, соединенных с углеводо-родным радикалом. (слайд
4) 2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 3)
Ответ: По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные,
трехатом-ные); по характеру углеводородного радикала (предельные,
непредельные, арома-тические); по характеру атома углерода, с которым
связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). (слайд
6) 3. Продолжите фразу «Фенолы – это…» (слайд 3) Ответ:
Фенолы – это органические вещества, содержащие радикал фенил, свя-занный
с одной или несколькими гидроксильными группами. (слайд 7) 4. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 3) Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклас-совая с простыми эфирами. (слайд 8) 5. Какими химическими свойствами обладают спирты? (слайд 3) Ответ: Спиртам характерны следующие реакции: - замещения; - дегидратации; - этерификация; - окисление. (слайд 9) 6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы? (слайд 3)
Ответ: на многоатомные спирты – взаимодействие со свежеприготовленным
гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди; на
фенолы – взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового
фенолята железа. (слайд 10) IV. Игра «Нет –да» 1. Можно получить спирт из этена? (да) 2. Этанол содержится в листьях растений? (нет) 3. Брожениям сахаристых веществ получают метанол? (нет) 4. Из древесной стружки сбраживанием можно получить этанол? (нет) 5. Если картофель заморозить , то можно получить этиловый спирт? (да) V. Осуществите превращения: C2H5OH->C2H5CL->C2H5OH->C2H5OC2H5 / CO2 Назовите вещества VI. Зарядка VII. Ведь раб не тот , кто стонет под кнутом , Не тот отшельник , кто воле неба , Живёт в уединении глухом, И ниш не тот , кто просит корку хлеба, И тот и раб, и нищ , и одинок, Кто в жизни выбрал спутником порок. О чём мы будем говорить сейчас ребята VIII. Согласны ли вы с выражением Эдгара По «Спирт и опиум – близнецы ада и гибели». Вам было дано задания подготовить антирекламу на алкоголь. Давайте передём от грустного явления к применению кислородсодержащих соединений. Учащиемся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него. VIIII.Рефлексивный тест: 1. Мне это пригодится в жизни. 2. На уроке было над чем подумать. 3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы. 4. На уроке я поработал(а) добросовестно. Х.Подведение итогов урока, выставление оценок.
|