Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с
полом наследованием признаков, за которые отвечают гены, локализованные в
половых хромосомах; формировать навыки решения генетических задач; сформировать
у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с
генетикой пола.
Оборудование: таблица "Генетика пола”, плакат "Основные типы хромосомного
определения пола”
Ход урока
1. Организационный момент.
Издавна людей удивляла и интересовала проблема почти
равного распределения женских и мужских особей в новых поколениях. Генетика
объяснила сущность этой проблемы.
2. Актуализация знаний.
Решить задачу:
У кукурузы гены, обуславливающие скрученные листья (cr) и карликовость (d)
наследуются сцеплено. Расстояние между ними 18 морганид. Скрещивали растения
CrCrdd и crcrDD. Определите: 1) генотипы и фенотипы растений F1; 2) ожидаемое
соотношение фенотипических классов в F2 (потомство от анализирующего скрещивания
гибридов F1).
3. Изучение нового материала.
Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и
поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с
тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и
девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же
соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение,
не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из
них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и
цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола.
Постановка проблемы.
Большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми
организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно
равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему
четкое деление на мужские и женские особи, свойственно соотношение 1:1.
Как объяснить это явление?
Мы уже встречались с этим соотношением при составлении схемы анализирующего
скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм.
По аналогии с анализирующим скрещиванием можно предложить, что один пол дает
два типа гамет (гетерозиготный), а другой - (гомозиготный). От того, какой тип
гамет гетерозиготного пола встретится при оплодотворении с гаметой гомозиготного
пола, зависит пол развивающегося потомка. Такое же предложение высказал Г.
ендель. В чём же отличие между гаметами разных типов?
Это предложение было подтверждено в начале ХХ века, когда Т. Моргану и его
сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору
хромосом. Чем?
Самостоятельная работа с учебником. Организуется самостоятельная
работа с материалами учебника для поиска ответа на поставленный вопрос.
Наличие половых хромосом ХХ и Х? не только объясняет наличие мужского и
женского полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоеполого пола.
Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков
и девочек не наблюдается строгого соотношения 1:1. обычно мальчиков рождается
больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения рождается
106 мальчиков. В среднем возрасте на 100 новорождённых девочек приходится 103
мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100
женщин – 85 мужчин, а к 85 – летнему возрасту на 100 женщин всего 50 мужчин.
Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их
разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол
оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и
продолжительность жизни мужских особей поэтому короче, чем женских.
Активизация познавательной деятельности.
Учащийся выступает с сообщением "Определение пола у человека”.
Определение пола у человека
В конце 40-х годов ученый М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных
ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была
обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или
тельцем Бара. Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет
обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде
этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Бара всегда на единицу меньше
числа наличных Х-хромосом, т.е. у самца (ХY) их нет, а у самки (ХХ)
- только одно. Такая закономерность оказалось характерной для млекопитающих, в
том числе и для человека.
Наличие полового хроматина легко определяется методом исследования
эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. Эпителиальные клетки,
содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом.
Следовательно , отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как
непосредственно – путём анализа хромосомного набора соматических клеток, так и
косвенно – по наличию полового хроматина.
При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии
пола, например: синдром Клайнфельтера (♂, ХХY), синдром Тернера (♀
ХО).
Решение задач
- Какова вероятность рождения здоровых детей, если отец здоров, а мать –
носительница гемофилии (рецессивный ген, вызывающей гемофилию, локализован в
Х-хромосоме).
- Кто из детей будет дальтоником, если их мать – носительница гена
цветовой слепоты, а отец – дальтоник (рецессивный ген, вызывающей
дальтонизм, локализован в Х-хромосоме).
- Отсутствие потовых желез у людей передается по наследству как
рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Наличие потовых желез –
доминантный признак. Гетерозиготная здоровая женщина вышла замуж за
здорового мужчину. От этого брака родилось девять детей, из них четыре
мальчика.
- Сколько детей имели потовых желез?
- Сколько мальчиков не имели потовых желез?
- Сколько девочек от этого брака будут гетерозиготными?
- От брака гетерозиготной дочери с юношей, у которого отсутствовали
потовые железы, родилось четверо детей, в том числе два мальчика. Сколько из
них могли иметь нормальные потовые железы?
|