Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:01:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века
15.02.2011, 12:31:52

Раздел I. Художественная культура 60-90 гг. XIX века.

Тема 6: "Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века” (на примере опер П.И. Чайковского "Евгений Онегин”, "Пиковая дама”, "Мазепа” по произведениям А.С. Пушкина).

Цель урока: Раскрыть представление о взаимообогащении или пересечении различных видов искусства.

Задачи урока:

  1. Научить учащихся рассматривать гениальные творения А.С. Пушкина и П.И. Чайковского в литературе и музыке XIX века.
  2. Проследить историю создания опер П.И. Чайковского "Евгений Онегин”, "Пиковая дама” по одноименным произведениям А.С. Пушкина и "Мазепа”
  3. Разбудить интерес к оперному искусству.

Ход урока

Учитель: Я хотела бы предложить вам сегодня обсудить на уроке одно из очень интересных явлений мировой художественной культуры – взаимодействие и взаимовлияние различных видов искусства одной эпохи.

Задание №1 (Работа в группах). На листочках выписаны суждения и высказывания известных людей о двух гениальных художниках, представляющих различные виды русского искусства XIX века. Постарайтесь узнать какие это виды искусства. И назовите имена этих людей. Определите, какие высказывания, о каком человеке написаны.

(Звучит музыка П.И. Чайковского из оперы "Евгений Онегин” хор девушек из 1 акта).

Ответы учеников: А.С. Пушкин – литература, П.И. Чайковский – музыка.

Учитель: Мы хорошо понимаем, что многие современники А.С. Пушкина вообще остались в истории лишь исключительно благодаря ему. Одни были его близкими друзьями, другие – приятелями, третьи – случайными знакомыми, четвертые – просто жили в одно время с ним, рядом с ним. Кем же они все были при жизни поэта? Каким одним словом можно объединить этих людей? Оказывается, такое слово есть. Это слово – круг.

Не случайно один из самых известных авторитетов в области культурологи Ю.М. Лотман, перечисляя графические символы, сопровождающие человечество на всем протяжении его многотысячелетней культуры, на первое место ставит круг. Вспомним, что среди многочисленных автопортретов поэта, оставленных на полях его рукописей. Пушкин придал этому рисунку форму миниатюры, заключив его в геометрически правильный круг. (Учитель на доске рисует круг, в этот круг помещает портрет А.С. Пушкина).

Круг, в самом деле, представляет собой простейшую архаичную универсальную модель мира, в центре которой находится человек.

А.С. Пушкин "Элегия”

Опять я Ваш, о юные друзья!
Печальные сокрались дни разлуки:
И брату вновь простерлись Ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.

Пушкин и его окружение. (Учитель вешает на доске картину Г.К. Михайлова, А.Н, Мокрицкого и других художников школы Венецианова А.Г. "Субботнее собрание у В.А Жуковского”).

Вопрос: Что вы знаете про эту картину?

Ответ: В.А. Жуковский пожелал иметь перспективный вид своего кабинета и в нем портреты своих лучших друзей и приятелей. Нужно было поместить более 10 человек и всех написать с натуры. Михайлов написал кабинет, другие ученики писали фигуры в следующей последовательности (слева направо): П.А. Плетнев, В.Ф. Одоевский, А.В. Кольцов (стоит посередине), Н.В. Гоголь, А С. Пушкин, М.И. Глинка, А.И. Крылов, П.И. Кривцов, М.Ю. Виельгорский, И.И. Козлов, А.Н. Карамзин. В картине нет динамичной связи между персонажами (причину можно искать в том, что портреты писались в разное время и разными художниками), фигуры и лица присутствовавших на вечере изображены довольно схематично. Тем не менее, картина представляет большой интерес своей документальностью. Один из современников – К.К Зейдлиц назвал этот кабинет подлинной "мастерской просвещенного художника”.

Учитель: Говоря о прижизненных картинах Пушкина, нельзя не остановиться на еще одной групповой композиции, в которой поэт изображен среди современников. (На доске вывешивается картина Г.Г. Чернецова "Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в летнем саду” 1832г.) Обратите внимание на позы людей.

Вопрос: Изображена группа четырех писателей. Может ли кто-нибудь назвать их?

Учитель: (На доске вывешивается картина Г.Г. и Н.Г. Чернецовых "Пушкин в Бахчисарайском дворце” 1837г.) Эта картина была написана после смерти поэта. Братья Чернецовы посвятили его памяти совместный труд – картину, на которой они изобразили Пушкина в Бахчисарайском дворце, у фонтана слез. В этой композиции была использована созданная двумя годами раньше Н.Г. Чернецовым акварель с видом Бахчисарайского дворца и набросок фигуры Пушкина, положенный Чернецовым в основу группового портрета.

Учитель: Вы не обратили внимание, какая музыка звучала в начале урока?

Учитель рисует еще один круг и вешает плакаты "Музыкальный мир П.И. Чайковского” и "Литературный мир П.И. Чайковского” (зачитывает описание комнаты П.И. Чайковского).

Спальня и была рабочим кабинетом Петра Ильича. Окна ее выходят в маленький, отгороженный забором сад с клумбами цветом, насаженных самим Петром Ильичем. За сосновым столом работал Петр Ильич, вставая в семь часов утра ежедневно. Нотная библиотека Петра Ильича была необыкновенно разнообразна. На первом плане – шкаф с великолепным Лейпцигским изданием всех сочинений Моцарта. Сочинения композиторов новейшего времени – почти все с сердечными надписями авторов. Почетное место занимает партитуры Глинки. На некоторых произведениях молодых композиторов – масса поправок, заметок, а зачастую на полях написаны рукою Петра Ильича советы.

Один из шкафов отдан мастерам слова и мысли. Здесь, наряду с Пушкиным, Гейне, А. Толстым, Гюго – важно разместились увесистые тома с надписями на корешках – Вундт, Шопенгауэр, Милль, Спенсер – имен филисофов. Фотографии стенных портретов Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Глинки, Н. Рубинштейна чередуются с портретами родных.

Пересечение двух кругов остается незаполненным.

На пересечении двух гениальностей Пушкина и Чайковского, двух видов искусства были рождены подлинные шедевры отечественной и мировой культуры. О чем идет речь? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем. (Включается отрывок из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин”).

Вопрос: Кто из вас узнал, что это за отрывок? Откуда он?

Ответ учеников: Это ария из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин”.

Задание №2 (Работа в группах): Из таблицы выберете стрелку ОПЕРЫ, подчеркните названия опер, написанных по произведениям А.С Пушкина.

Ответ учеников: "Мазепа”, "Евгений Онегин”, "Пиковая дама”.

Учитель: Верно. Речь пойдет об опере. (И вписывает в пересечение двух кругов названия этих опер). Сначала давайте вспомним, что такое опера, особенности этого жанра.

Задание №3 (Работа в группах): Предлагаю Вам посмотреть материалы и заполнить таблицы.

Учитель: Опера "Мазепа” написана П.И. Чайковским по произведению А.С. Пушкина "Полтава”, была внесена в репертуар в 1883-1884 гг. Постановка "Мазепы” состоялась почти одновременно в обеих столицах. Сперва 3 февраля 1884 г.в Москве, а затем 6 февраля в Петербурге. (прослушивание отрывка из оперы "Мазепа” аудиокассета "Беседы о музыке” Золотые страницы Большого театра). Мы получили некоторое представление об опере.

Теперь перейдем к разговору об операх "Евгений Онегин” и "Пиковая дама”. И разговор начнем с истории создания этих опер.

Вопрос: Может кто-нибудь знает историю создания оперы "Евгений Онегин”?

Ответ: 1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет "Лебединое озеро", Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл "Времена года" и многое, многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин", он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: "На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. <...> Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь <...> как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в "Онегине". Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки."

К составлению либретто Чайковский привлёк своего друга, литератора К. С. Шиловского.

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин.

Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба "Евгения Онегина" сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного "Онегина", лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы "Евгений Онегин". Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь.

Задание №4: Сравнить либретто оперы Чайковского "Евгений Онегин” и художественный текст.

Вопрос: Много ли пришлось изменить Чайковскому?

Ответ: Роман в стихах "Евгений Онегин” сохранен почти без изменения, но сокращен.

Учитель: (прослушивание отрывка из оперы "Евгений Онегин”, ария "Письмо Татьяны”).

Нельзя не упомянуть о факте в биографии Чайковского. Живя в Глебово и работая над "Евгением Онегиным", Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: "Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая", - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету "Онегина" принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин".

Выводы по опере "Евгений Онегин”: "Евгений Онегин" до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал, как мог."

Задание № 5: Прослушайте оркестровое вступление к опере "Пиковая дама. В нем - основная идея оперы. Постарайтесь зафиксировать свои ощущения, и по ним определить, какие темы поднимает Чайковский.

Ответ: Столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности. В опере слышится "и сметенная, тревожная эпоха, и столь же смятенная, встревоженная душа художника”. Противоречия внутри героя (в душе Германа) – основной конфликт оперы. Мрачная, жуткая тема роковой навязчивой идеи о трех картах и светлая, проникновенная тема любви.

Учитель: "Пиковую даму” Чайковский написал в непостижимо короткий срок – 44 дня (с 19 января по 3 марта 1890 г.). Давайте заглянем в историю создания этой оперы.

Когда же Чайковский впервые познакомился с повестью Пушкина? Отыскать этот факт очень сложно, но известно, композитор долгое время находил предлоги – по неведомым нам причинам он не хотел связываться с этим сюжетом. Неким стимулом, правда, послужило готовое либретто, составленное Модестом (братом Чайковского). Написанное ранее, оно предназначалось для другого композитора, Н. С. Кленовского. И, хотя Кленовский смог написать музыку к первым трем картинам, от Чайковского этот факт скрыли. Особо усердствовали И. А. Всеволожский, дирижер, друг Чайковского, и брат Модест, продолжая упрашивать "создать новый шедевр”.

Задание №6: Прочитайте либретто оперы Чайковского "Пиковая дама” и заполните таблицу.

Задание №7: Чтение отрывка из повести Пушкина по ролям сцена в спальне графини: " Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево… Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла”.

Учитель: (прослушивание 4 картины из оперы "Пиковая дама” "Сцена в спальне Графини”).

Вывод: Создавая музыку 4 картины, Чайковский очень остро переживал трагедию своего героя. Он писал Модесту Ильичу: "Я ужасно ошибаюсь или "Пиковая дама” в самом деле шедевр. Я испытываю в некоторых местах, … такой страх, и ужас, и потрясение, что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хоть часть того же”.

Гений Чаковского сумел убедить, что единственный шаг в сторону может стать роковым. И почему Герман посчитал, что игра есть мера всех вещей. Но здесь же композитор показывает, что все дело было в трагическом заблуждении главного героя, что это скорее его беда, а не вина.

Итак, с мировоззренческой позиции Чайковского, идеал любви в опере основополагающий. С уходом героев выступили истинные смысл и содержание бытия. Именно поэтому Чайковский поставил драму чувств и нравственности выше социальной трагедии.

Учитель: Успех "Пиковой дамы” напоминал успех "Евгения Онегина”. Истинная оценка некоторых из его опер еще впереди: они едва ли не были слишком сложны и тонки для кого времени, когда появились.

Задание №8: Мы начинали урок с высказывания великих людей подберите самое весомое и емкое, зачитайте его.

Общий вывод: В литературе, как и в музыке, Чайковский искал простоты чувства и глубины мысли – и это все он находил у Пушкина. Он любил Пушкина всю свою жизнь. Поэт был для композитора мудрым наставником, вечно живым современником.

О вечной жизни к красоте музыки Чайковского замечательно сказал уже в 20 веке Д.Д. Шостакович: "Нет ни одного русского композитора конца 19 века или первой половины 20 столетия, который не был бы обязан той или иной стороной своего творчества П.И. Чайковскому…Подобно Пушкину он вошел в самую основу основ русского национального сознания. Без Чайковского мы не можем жить в дни нашей национальной скорби, имя его сопровождает нас и в дни побед, и в годины величайшего творческого подъема русского национального духа…”. Закончить можно произведением Пушкина "Памятник”. В котором сам Пушкин дает оценку своему гению.

А.С. Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Рефлексия. Домашнее задание.: написать эссе или мини сочинение на тему: "Какая из этих двух опер ближе сегодняшнему обществу и почему?”

Приложение

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 1381 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0