1. Постановка целей (в ходе поисковой
беседы отвечая на предложенные вопросы,
формулируем цели урока)
Мы знаем с вами, что такое ген?
Какова роль гена?
Как происходит реализация наследственной
информации?
Следовательно, какова основная цель урока?
1. Повторить и обобщить учебный материал о
строении гена и механизме реализации
наследственной информации.
Гены могут взаимодействовать при формировании
признака?
Работа генов регулируется или их работа
происходит хаотично?
2. Совершенствовать и расширить
понятия о взаимодействии и регуляции работы
генов при формировании признака
И третья цель:
3. Продолжить формировать и совершенствовать
навыки учебной деятельности (классификация,
обобщение, выделение существенных признаков и
закономерностей).
Для успешного усвоения учебного материала нам
необходимо вспомнить
Беседа по рассмотренным вопросам:
2. Введение в тему урока
- Что такое генотип?
- Какие группы генов можно рассматривать по
выполняемым функциям?
- Строение гена
- Механизм процессинга
1. Какова первичная функция гена? (хранение
наследственной информации)
2. Значения транскрипции (передача
наследственной информации) процессинга
(подготовка РНК к трансляции)
3. Постановка проблемы урока
Обратимся к теме урока: Генотип – целостная
система можем мы сейчас ответить обоснованно на
этот вопрос. Пока сложно.
Таким образом, основную проблему урока озвучим
так: Генотип – это сумма независимых генов
организма или …? 1. Реализацию этой проблемы будем
осуществлять поэтапно и сначала вспомним с вами
механизм реализации наследственной информации
Как работают гены? Согласованно и
взаимодействуют при формировании признака.
2. Генотип это множество генов. Все ли гены
работают одновременно?
Генотип всех клеток организма одинаков, а ткани
и органы отличаются друг от друга. Почему? Чтобы
решить эту задачу ответим на следующие вопросы - Все ли клетки организма нуждаются в энергии?
- В каких тканях образуются белки, обеспечивающие
движение организма?
- В каких клетках кожи образуется пигмент?
Выводы:
- Есть универсальные гены, работающие во всех
клетках
- Гены, характерные для определенных тканей
- Гены, характерные для определенного типа клеток
тканей.
- Специфичность клеток организма определяется
деятельностью определенных генов.
Как вы думаете, почему в разных клетках
работают разное число и разные группы генов? Чем
это определяется?
Наличием программы работы в каждой клетке,
взаимодействием генов, включением и выключением
разных генов.
3. Чтобы подробно рассмотреть, как происходит
включение и выключение генов, рассмотрим
взаимодействие генов при определении пола у
нематоды
Итак, как взаимодействуют гены при
формировании признака между собой? - Включение и выключение генов происходит
согласно программе развития, которая
реализуется под воздействием внутренних и
внешних факторов среды, возраста, пола и т.д.
- Происходит параллельное и последовательное
действие генов, определяющих пол организма
4. Чтобы определить, как взаимодействуют гены
при протекании биохимических реакций в клетке,
вспомним механизм регуляции лактозного оперона
молочнокислых бактерий
Работа с моделью лактозного оперона:
- Внимательно рассмотрите предложенную модель.
- Измените количество лактозы (индуктора),
поступающего из внешней среды.
- Уменьшите (отметьте, что происходит);
- Увеличите (обметьте, что происходит ) .
- Такие же действия проделайте с другими
компонентами процесса
- Измените только содержание лактозы, что
наблюдаете?
- Как меняется работа лактозного оперона?
- Постоянно ли работают гены?
- Обоснуйте результаты эксперимента.
Работа лактозного оперона в основном зависит
от наличия в среде лактозы. Гены работают не
постоянно
Какие примеры взаимодействия генов можно
выделить на примере работы лактозного оперона
бактерий?
Выводы:
Как происходит работа оперона молочнокислых
бактерий?
- Работа оперона молочнокислых бактерий
происходит в результате деятельности белка
репрессора и факторов внешней среды (наличие или
отсутствие индуктора)
Как действуют гены в работе оперона?
- Процесс расщепления лактозы происходит в ходе
взаимодействия генов, входящих в оперон и гена
регулятора.
- Последовательное действие генов
5. Рассмотрим взаимодействие генов при
формировании различных признаков
- Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи
реакций последовательно.
- Какое – то вещество (пропигмент), служит
продуктом для работы второго гена, который
вырабатывает фермент, превращающий пропигмент в
пигмент.
- При нарушении структуры любого из них признак
не формируется.
- Последовательное действие генов. Как действуют
гены при формировании данного признака?
Вывод: гены взаимодействуют
последовательно.
- Гены ингибиторы или эпистатические
Биохимическими методами установлено, что у
мыши, имеющей белую окраску, имеются и ферменты и
белки, определяющие формирование пигмента, а
фенотип мыши белый. Почему? Как вы можете
объяснить наследование данного признака?
Это результат работы генов – активаторов.
Как взаимодействуют гены в данном примере?
- Ген репрессор производит белок – репрессор,
который блокируется геном активатором, а ген
определяющий признак обеспечивает синтез белка.
- Если ген активатор изменен (мутирован), то он не
может блокировать работу гена репрессора и
следовательно признак изменяется и проявляется
как рецессивный.
Рассматриваем
множественное действие гена
серповидноклеточной анемии.
Вывод: Один ген оказывает влияние на
проявление в фенотипе многих признаков.
5. Закрепление. Общие выводы
Как взаимодействуют гены при
формировании признака между собой?
- Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи
реакций последовательно (лактозный оперон,
определение пола)
- Многие признаки формируются при взаимодействии
нескольких молекул белков. Это механизм
одновременного или параллельного
взаимодействия. (определение пола)
- Ген репрессор производит белок – репрессор,
который блокируется геном активатором, или каким
либо другим веществом, а ген определяющий
признак обеспечивает синтез белка. (признак
окраски мышей)
Проблема урока: генотип сумма генов?
Нет, совокупность! Работа генов происходит
случайно? По определенной программе
взаимодействия генов в клетке и организме. Что
влияет на работу генотипа? Среда!
Генотип – это совокупность генов
организма, работающих по определенной программе
под влиянием факторов среды
6. Рефлексия
- На каком уровне находятся ваши знания после
урока?
- Оценка вашей деятельности на уроке.
7 Домашнее задание
|