Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 04.05.2024, 04:04:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Географическое положение и история исследования Африки
23.11.2010, 13:02:16

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с планом характеристики материка;
  • раскрыть приемы определения географического положения материка;
  • изучить особенности географического положения материка Африка и их влияние на природу материка;
  • нанести на контурную карту крайние точки материка;
  • раскрыть причины, побудившие европейцев исследовать Африку;
  • познакомить учащихся с путешественниками, исследовавшими Африку;
  • продолжить формирование умений работать с учебником, атласом, контурной картой.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • физическая карта мира,
  • физическая карта Африки,
  • учебные картины,
  • видеосюжет "Серенгети”,
  • атлас, учебник, контурные карты.

 Ход урока

1. Организационный момент.

(Знакомство с планом и задачами урока, мотивация занятия)

2. Объяснение нового материала

А) Активизация знаний учащихся.

– Вспомните, ребята, как называется курс географии, который мы изучаем?

– А какую часть курса мы уже изучили?

Сегодня мы приступаем к изучению материков Земли. Нам предстоит узнать об особенностях каждого материка, о его природе, населении. Но для того, чтобы наши знания накапливались постепенно, дополняли друг друга, существует типовой план характеристики материка. Познакомимся с ним (план на доске, стр. 311 учебник В.А. Коринской и др.)

Б) Вступительное слово учителя.

Первое наше знакомство мы начинаем с изучения материка Африка.

Африка – удивительный континент. Она – родина многих народов, населяющих ее бескрайние просторы. Здесь есть все: и прекрасные пальмовые рощи, и непроходимые джунгли, и поднебесные горы с никогда не тающими снежными вершинами, и раскаленные солнцем пустыни, где не бывает дождей. Здесь встретишь шумные города с небоскребами и маленькие деревушки с крышами из пальмовых листьев. В бескрайней саванне и в лесах водятся слоны и львы, жирафы и бегемоты, обезьяны и крокодилы. Нигде на свете не обитает на воле столько диких животных, как здесь. Каждый, кто хоть раз столкнулся с Африкой, сохраняет о ней самые яркие воспоминания. (Н.Гумuлев, В.Корочанцев)

Сердце Африки пенья полно и пыланья
И я верю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Николай Гумилев

"Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение”.
Владимир Корочанцев

– Что же влечет современного человека в Африку?

Давайте посмотрим сюжет, который поможет ответить на этот вопрос (после просмотра сюжета "Серегети”, 4 мин., повторить вопрос).

Природа Африки действительно разнообразна, а как вы считаете?

– От чего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности?

– Верно, именно географическое положение влияет на разнообразие природы, поэтому, его изучают в первую очередь.

В) Характеристика ГП материка.

Для того, чтобы определить географическое положение, нам понадобится атлас (физическая карта Африки) и учебник (стр. 311, В.А.Коринская).

– В первую очередь узнаем размеры материка (учебник, стр. 7).

– Какое место по площади занимает материк среди других материков?

– Определим географическое положение по плану (учебник, стр. 311).

1. Широтное положение.

– Как расположена Африка относительно экватора?

– Между какими параллелями она находится, в каких широтах?

– В каком или каких тепловых поясах находится?

-Вычислите протяженность Африки с севера на юг по 20 градусу восточной долготы в градусах и километрах (1 градус = 111 ,3 км).

– Назовите крайние точки материка с севера и с юга.

– Определите координаты крайних точек материка: с севера мыс Рас-Энгела , с юга – мыс Игольный.

Нанесите их на контурную карту.

2. Долготное положение.

– Как расположена Африка относительно нулевого меридиана?

– Между какими меридианами находится материк?

– Вычислите протяженность материка с запада на восток по экватору, северному и южному тропикам (по экватору 1 градус = 111,З км; по тропику-1 градус = 102,5 км).

– Назовите крайние точки материка с запада и с востока.

– Определите координаты крайних точек материка: с запада – мыс Альмади, с востока – мыс Рас-Хафун.

Нанесите их на контурную карту.

3. Положение относительно океанов, морей, других материков.

Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам в описании береговой линии материка. Но при этом, вы должны внимательно следить по карте в атласе и отмечать те географические объекты, которые я буду пропускать.

"Наконец-то мы достигли Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив, его ширина 14 км). Теперь наш путь лежал на восток. Сделав необходимые запасы пищи и воды, мы отправились по морю, которое омывает север Африки, на восток. Достигнув канала, который был открыт 17 ноября 1869 года (длина 151 км), мы попали в самое соленое море в Мировом океане. Сквозь прозрачную воду, на дне, были видны строения кораллов. Это море соединялось с заливом с помощью пролива, ширина которого 21 км. Так мы двигались до мыса Рас-Хафун, который находится на полуострове. Обогнув мыс, нашим глазам открылись бескрайние просторы океана. Далее мы двигались на юг, стараясь не удаляться от берега. Каково же было наше удивление, когда и с другого борта мы увидели сушу. Это оказался крупный остров, а наше судно находилось в проливе. Обогнув мыс Игольный, мы двигались вдоль берега на север до тех пор, пока берег не повернул круто на запад. Оказывается, все это время мы плыли в водах крупного залива. Из залива попали в океан, затем держали курс на север, к Геркулесовым столбам. Вот так мы плавали вокруг Африки”.

– Какие океаны, моря омывают Африку?

– Какие заливы на побережье материка можно назвать морями и почему?

– Назовите проливы, которые отделяют Африку от Европы, Азии.

– Какой пролив уже?

– Какой канал был открыт 17 ноября 1869 года?

– Какое значение, на ваш взгляд, имело строительство и открытие этого канала?

– Каков характер береговой линии материка и какие острова и полуострова расположены близ материка? (Общая площадь островов – 616 тыс. км2).

– Какой самый большой остров у берегов Африки? (Мадагаскар – 4 место в мире по площади.)

– Как ой материк граничит с Африкой ?

– С помощью чего разделены Евразия и Африка?

– Как отделяется Азия от Африки?

– Как отделяется Европа от Африки?

– Как материк расположен относительно других материков?

Теперь, ребята, немного отдохнем: закройте глаза и попытайтесь представить себе образ карты, который возникает на основе следующего высказывания: "Африка находится к юго-западу от Евразии, восточнее Южной Америки, западнее Австралии, севернее Антарктиды, юго-восточнее Северной Америки”.

Давайте повторим то, что мы узнали о географическом положении Африки:

– По каким вопросам составляют характеристику географического положения материка?

– Какова площадь материка?

– В каких полушариях находится Африка?

– Покажите крайние точки материка.

– Покажите и назовите океаны и моря, омывающие материк

– Как изрезана береговая линия материка?

– Как расположен материк относительно других материков?

– С какими материками Земли Африка имеет сходное географическое положение?

– На какие компоненты природы влияет географическое положение?

Г) История исследования материка.

Рассмотрев географическое положение материка, обратимся к истории ее исследования.

Оказывается, Африка, ближайший сосед Европы, была многие века таинственной для европейцев. О ней были неясные, часто фантастические представления, особенно о ее внутренних частях.

Древние греки называли Африку – Ливией и лишь в IV в. до нашей эры появилось это название, что означает "безморозный, не знающий холода”. А первые представления о внутренних частях связаны с Древним Египтом. Фараоны посылали своих подданных на юг за слоновой костью, золотом, ценными породами деревьев. Трудными и опасными были эти путешествия – ведь путь лежал через пустыню и единственной дорогой был Нил.

В средние века появляются новые сведения о материке, добытые в плаваниях португальцев. Особую славу в открытии африканских земель снискал принц, прозванный Энрики-Мореплаватель, который снаряжал экспедиции на поиски морского пути в Индию.

Первое плавание проходило под руководством Бартоломеу Диаша. Вспомните:

– Когда состоялась эта экспедиция?

– Как проходил путь? До какого мыса они добрались?

– Почему, на ваш взгляд, этот мыс назвали Доброй Надеждой?

Экспедиция Б. Диаша вынуждена была вернуться в Португалию, так как команда, долго находившаяся в море, не хотела продолжать свой путь. Однако, благодаря этому плаванию на карте появилось очертание западного побережья материка и мыс Бурь, позднее получивший название мыс Доброй Надежды (название дал португальский король Иоанн II . Надежды на то, что путь в Индию будет найден).

Более успешной оказалась экспедиция Васко да Гама (смотрите карту "Важнейшие географические открытия”).

– Когда состоялась экспедиция В.да Гама?

– Чем путь этой экспедиции отличался от экспедиции Б.Диаша?

– Каков результат этой экспедиции?

Путь в Индию по океану наконец-то был открыт, но в жизни африканцев начались "черные страницы”: появились рынки рабов.

В 19 веке начинается изучение внутренних частей материка. Большой вклад внес английский миссионер Давид Ливингстон, заслуживший любовь и уважение местного населения (сообщение учащихся о Д Ливингстоне).

Русские путешественники также исследовали внутренние части материка. Среди них хорошо известны (читать учебник на стр. 113).

– Что изучал в Африке Е.П. Ковалевкий, В.В. Юнкер, Н.И. Вавилов?

Егор Петрович Ковалевский – горный инженер, которого пригласили в Египет для исследования месторождения золота в междуречье Белого и Голубого Нила.

Василий Васильевич Юнкер – исследовал Восточную и Центральную Африку, водораздел рек Нил, Конго, Нигер, он составил подробную географическую карту этой территории.

Николай Иванович Вавилов – изучал культурные растения, исследовал почвы и технику земледелия.

Географические карты Африки были окончательно уточнены лишь в середине ХХ в. Однако, многие загадки природы материка до сих пор ждут своих исследователей.

3. Закрепление. Домашнее задание § 24, задание в контурной карте – нанести элементы береговой линии материка.

Вот мы и получили первые знания о материке и сейчас проверим насколько вы были внимательны. У вас на партах лежат карточки с заданиями и вопросами, вы по цепочке отвечаете на эти вопросы.

Что лишнее и почему?

  • Игольный, Доброй Надежды, Альмади
  • Индийский, Атлантический, Тихий
  • Умеренный, экваториальный, тропический
  • Средиземное, Гвинейский, Красное
  • Мадагаскар, Сомали, Занзибар
  • Баб-эль– Мандебский, Гибралтарский, Суэцкий
  • Аденский, Красное, Гвинейский

Обратите внимание на тесты, по тому, как вы на них ответите, вы определите, насколько внимательны были на уроке.

Самопроверка тестов.

Рефлексия.

Выставление оценок за работу на уроке.

Тестовое задание по теме " Географическое положение и история исследования Африки”

1-й вариант

1. Африка занимает по площади среди других материков место:

а) 1;
б) 2;
в) 3.

2. Крайняя южная точка материка – мыс:

а) Рас-Энгела;
б) Игольный;
в) Рас-Хафун;
г) Альмади.

3. Важная особенность физико-географического положения Африки, сильно повлиявшая на особенности его природы – это то, что

а) материк пересекается нулевым меридианом;
б) материк пересекается экватором.

в) материк пересекается экватором почти по середине.

4. Португальский мореплаватель, давший название мыс Бурь, который позднее был переименован в мыс Доброй Надежды.

а) Давид Ливингстон;
б) Бартоломеу Диаш;
в) Васко да Гама.

5. Русский исследователь Африки, изучавший культурные растения:

а) Е.П.Ковалевский;
б) В.В.Юнкер;
в) Н.И.Вавилов.

Тестовое задание по теме "Географическое положение и история исследования Африки”

2-й вариант

1. Африку омывают океаны:

а) Атлантический и Тихий;
б) Атлантический и Индийский ;
в) Индийский и Северный Ледовитый.

2. Крайняя западная точка материка – это мыс:

а) Рас-Энгела;
б) Игольный;
в) Рас-Хафун;
г) Альмади.

3. Большая часть Африки находится между:

а) экватором и северным тропиком;
б) экватором и южным тропиком;
в) северным и южным тропиком.

4. Английский исследователь, заслуживший любовь и уважение местного африканского населения:

а) Давид Ливингстон;
б) Васко да Гама;
в) Василий Юнкер.

5. Португальский мореплаватель, первым достигший Индии, вокруг берегов Африки с востока, благодаря которому европейцам стали известны очертания этого материка:

а) Бартоломеу Диаш;
б) Давид Ливингстон;
в) Васко да Гама.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, урок географии, Материк, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 3566 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0