«Книга природы написана математическими символами»
Г. Галилей
«Наука достигает совершенства лишь тогда, когда ей удается пользоваться математикой»
Ф.Энгельс
Тип урока: закрепление и применение знаний.
Цели урока:
- Обучающие:
1)повторение определения геометрической прогрессии и применение ее в решении задач.
2)показать связь между математической формулой и реальным процессом в природе.
3)создание математической модели химической задачи.
4)изучение экологического аспекта ситуации.
5) отработка навыков вычислительной работы. - Развивающая: использование математических методов в решении экологических проблем с применением вычислительной техники
- Воспитывающая: экологическая грамотность, необходимость бережного отношения к водным ресурсам.
Оборудование: Таблица «Геометрическая прогрессия»;
таблица «Данные содержания вредных веществ в воде и допустимые нормы их
концентрации»; слайды «Живая вода»; бутылки с очищенной водой
«Горная», «Меркурий» и т.д.; запись мелодий Энрике Моррикона;
интерактивная доска.
Урок проводят два учителя математик-информатик и химик-эколог в качестве ассистента.
Ход урока
I. Устный опрос.
- Определение геометрической прогрессии?
- Как называется число, с помощью которого вычисляется геометрическая прогрессия?
- Какой буквой обозначается знаменатель геометрической прогрессии?
- Привести пример геометрической прогрессии и выделить ее знаменатель.
- Формула n-го члена геометрической прогрессии?
- Устные упражнения:
а) b1=6, q=2. Найти b2, b3?
б) b1 = 36, q=1/3. Найти b2, b3?
II. Включение экологической проблемы.
Появляется Фея Воды (звучит музыка Энрике Моррикона)
– Здравствуйте, я Фея Воды! Сегодня я обращаюсь к вам за помощью.
Произошла экологическая катастрофа. Расположенный на берегу реки Сулак,
Кизилюртовский завод фосфорных солей произвел сброс сточных вод в реку.
В результате чего, концентрация вредных веществ в реке резко
увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно,
уменьшается. Мне нужно знать какой уровень загрязнения будет через
сутки, двое суток и т.д. до тех пор, пока концентрация не станет
предельно допустимой.
– Как вы думаете, почему я сегодня принесла вам воду в бутылках? Можно ли сегодня подойти и просто выпить воду из реки?
Учитель: – Еще 10 лет назад, мы даже не представляли, что нам
придется покупать очищенную воду для питья, а сегодня для вас это
совершенно естественно.
Фея Воды: – Что вы знаете о воде, кроме того, что это источник жизни на Земле – третий элемент?
Учитель биологии:
- Что такое гидросфера?
- Каковы источники загрязнения гидросферы?
- Каково процентное содержание воды в организме человека?
- Необходимость воды в жизни человека?
- Роль «сказочных» свойств «живой» и «мертвой» воды?
- Лечебные свойства воды?
- Необходимость уже не защиты, а спасения водных ресурсов.
III. Показ слайдов в сравнении:
сначала фотографии чистых природных источников, реки, озера, берега
моря, затем – снимки городских свалок у воды, загрязненные родники,
грязные пригородные пляжи. Все на местном материале.
Химия. Концентрация вредных веществ.
Химик-эколог: От чего зависит концентрация вредных веществ в реке?
Возможные ответы: от объема воды, от объема сброса, от скорости течения реки, от ее географического положения, от времени.
Химик-эколог: Концентрация вредных веществ обратно пропорциональна
времени, скорости течения, первоначальному объему воды, объему сброса.
Этот коэффициент пропорциональности обозначим К, концентрацию вредных
веществ С, а предельно допустимую концентрацию D. Ниже в таблице
приводятся численные значения этих величин для свинца, мышьяка и фтора.
Вещество |
C, мг/л |
D, мг/л |
К, мг/л |
Фосфор |
10 |
0,03 |
1,12 |
Мышьяк |
5 |
0,05 |
1,05 |
Фтор |
8 |
0,05 |
1,01 |
Алгебра. Геометрическая прогрессия.
Математик-информатик: .Переобозначив концентрацию вредных веществ С,
коэффициент К получим рекуррентную формулу n-го члена геометрической
прогрессии Cn+1=Cn*1/K. Надо вычислить 1, 2, 3....и т.д.члены последовательности до тех пор пока Cn>D со знаменателем q=l/K.
С1=С0*1/К
С2=С1*1/К ; С3=С2*1/К; Сn=Cn-1*1/K ; Cn+1=Cn*1/K
Последовательное вычисление каждого члена геометрической прогрессии в
ручную процесс очень трудоемкий, доверим эту работу вычислительной
машине.
Формула n-го члена: bn=b1*qn-1
Информатика. Математическая модель.
Исходные данные:
- НАЧАЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ С ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В РЕКЕ.
- ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ D.
- КОЭФФИЦИЕНТ К.
Результат:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАЧЕНИЙ КОНЦЕНТРАЦИЙ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ СУТКИ, ДВОЕ И Т.Д.
Формулы:
СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСХОДНЫМИ ДАННЫМИ И РЕЗУЛЬТАТОМ ДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ СООТНОШЕНИЯМИ:
C0=C, Cn+1=Cn/K
ГДЕ Сn – КОНЦЕНТРАЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ n СУТОК ПОСЛЕ СБРОСА.
Алгоритм решения задач |
Программа |
Запросить начальное значение концентрации С, предельно допустимую концентрацию D и коэффициент К |
10 INPUT C, D, K |
Присвоить номеру суток N значение 0 |
20 N=0 |
Пока С>D, повторять: |
30 IF C>=D THEN 90 |
Присвоить номеру суток N значение N+1 |
40 N=N+1 |
Присвоить концентрации С значение С/К |
50 C=C/K |
Сообщить «Номер суток; концентрация» |
60 PRINT "Номер суток”N |
Сообщить N, С. |
70 PRINT "Концентрация” С |
Конец цикла |
80 GOTO 30 |
|
90 STOP |
Нажав на слова: числовые данные, вы перейдете на страницу их содержащую.
Информатик: Вы видите, что машина выводит на экран большое количество
строк. Они быстро сменяют друг друга, поэтому трудно воспринять
заключенную в них информацию. Нажав функциональную клавишу STOP, вы
останавливаете выполнение программы и анализируете полученные данные.
Нажав функциональную клавишу, продолжаем выполнение программы.
Давайте изменим программу так чтобы она показывала пробы воды взятые раз в месяц. Для этого вспомним формулу n-го члена геометрической прогрессии в нашем случае Cn=Ci*qn+1 и надо найти C31, C61, C91
и т. д. Тогда приняв начальную концентрацию вредных веществ в реке за
С1, а концентрацию вредных веществ за С получим программу:
10 INPUT C1 ,D, K
20 N=0
30 IF C<=D THEN 90
40 N=N+30
50 C=C1/KAN
60 PRINT "Номер cyток"N
70 PRINT "Концентрация"С
80 GOTO 30
90 STOP
Экология
Химик-эколог: Вы получили результат математического метода решения
химико-экологической задачи. Сделайте выводы, которые показывает
проведенный нами вычислительный эксперимент.
Вывод: Даже после разового загрязнения реки одним заводом
первоначальное качество воды, как правило, восстанавливается годами.
Можно представить себе, что произойдет с рекой если такие сбросы
проводятся регулярно или даже ежедневно. Поэтому для того чтобы
сохранить чистыми наши реки , пригодными для жизни рыб надо не
допускать сбросов сточных вод без предварительной соответствующей
очистки.
Фея Воды прощается с учениками:
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
|