Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 01:01:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Герои и события повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Приёмы создания комического эффекта
18.04.2011, 21:36:35
Проверка домашнего задания

Какое же настроение вызывает у нас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, весёлое, радостное.)

Как создаётся это настроение? С помощью каких приёмов? (На этом этапе урока обсуждаем карточки-характеристики героев, подготовленные учениками.)

Какие пословицы и поговорки можно было бы использовать в рассказе о героях «Ночи перед Рождеством»?

Найдите в повести слова и выражения, которые вы встречали в народных сказках. Какой, по-вашему, вывод можно из этого сделать?

Работа по теме урока

Какие события последовали дальше? (Выразительное чтение фрагментов, подготовленных дома.) Почему вдруг на страницах повести появились исторические лица? (Индивидуальные сообщения о Екатерине II и Потёмкине.) Какими они изображены? Что движет их поступками?

Слово учителя. Перед нами не волшебная повесть-сказка, а полуреальная-полуфантастическая. Запорожцы просят Екатерину сохранить Сечь, и Н.В. Гоголь должен, следуя исторической правде, показать, что царица не выполнила их просьбы. Но это бы разрушило полусказочный мир, где всё сбывается. Тут-то и привлёк внимание царицы Вакула своей простодушной просьбой. Императрица, желая сохранить в глазах подданных ореол волшебной власти, ухватилась за возможность осчастливить Вакулу. Разговор с вопроса о сохранении Сечи перешёл в другое русло. Н.В. Гоголь сохранил верность истории и чудесно (ведь перед нами ночь перед Рождеством) наградил Вакулу.

Что произошло дома, пока Вакула странствовал? Как изменились мысли Оксаны о кузнеце? Повлияли ли черевички на любовь Оксаны? Как добился кузнец своего? Изменилось ли наше отношение к Оксане? Счастливы ли Вакула с Оксаной?

Прочитаем эпилог. Какова его роль в повести? (Третья победа Вакулы над чёртом.)

Если вы внимательно читали повесть, то заметили, наверное, что всё повествование окрашено лукавством автора, его юмором. Как вы помните, слово юмор происходит от английского humour, которое переводится: нрав, настроение. Какие способы юмористического повествования использует автор?

  1. Неожиданность. Как это воплощается в сюжете повести? (Чёрт хотел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.)
  2. Несоответствие. Слово "мужественно” не очень соответствует облику героев и вызывает улыбку. Найдём в тексте такое несоответствие. ("Ткач и Кум мужественно отстояли мешок...”)
  3. Гипербола, то есть преувеличение. Найдём в тексте. ("Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру...”)

Работая в группах, вам предстоит найти собственные примеры:

а) неожиданных поступков или слов героев;

б) несоответствия и противоречивости в поведении героев;

в) гиперболы — преувеличения до неправдоподобия

и объяснить, зачем эти приёмы использованы автором.

Домашнее задание (по выбору учащихся)
  1. Подготовить художественный пересказ одного из эпизодов: «Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к дьяку», «Вакула в Петербурге».
  2. Подготовить инсценированное чтение сцены «Вакула у Пацюка». Для успешного выполнения этого задания необходимо представить себе, что вы режиссёр и вам надо её поставить. Вообразите место действия, какой должна быть обстановка. Как выглядят герои (Вакула и Пацюк)? Во что они одеты? Как ведут себя? Что делают? Какова интонация их речи? Прочитайте сцену по ролям.
Методический комментарий

В своих небольших комментариях хотелось бы отметить следующее:

  • неожиданность (для 5-го класса!) формулировки темы первого урока: «Мастерство...», но тем самым в центр урока учитель выносит самое главное — выявление и осмысление тех художественных средств, которые были использованы Н.В. Гоголем для создания художественного образа;
  • обратим внимание на один очень важный методический приём, используемый учителем, — "работу над характеристикой героя”. Разумеется, термин "характеристика” в 5-м классе очень условен: описывая литературного героя, ученики, по существу, "складывают” эпитеты. И это понятно: психологический словарь школьника беден, и это естественно: сдвиг интереса от события к герою произойдёт не раньше, чем через полтора-два года. Поэтому целесообразно построить работу над характеристикой по формуле: "слово — текст — новое слово”, но усваивает ученик не слово, а понятие. Поэтому карточка содержит несколько рядов понятий в соответствии с разными сторонами характера героя, и ученику в процессе работы с текстом нужно выбрать те слова из каждого ряда, которые он считает самыми верными и необходимыми. Понятно, что выбор нужных слов заставляет задуматься и об их значении, и об этической окраске, и о характере героя;
  • сильная сторона уроков — уход от беседы как основного метода работы на уроке, чередование беседы с работой в группах, с чтением и пересказом, с индивидуальными заданиями. Тем самым учитель достигает главного: освобождения учащихся от рутинной репродуктивной деятельности, то есть добивается последовательного формирования навыков анализа и интерпретации текста, а не только его пересказа.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, русская литература, для учителя
Просмотров: 2366 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0