Проверка домашнего задания
Какое же настроение вызывает у нас чтение
«Ночи перед Рождеством»? (Светлое, весёлое,
радостное.)
Как создаётся это настроение? С помощью каких
приёмов? (На этом этапе урока обсуждаем
карточки-характеристики героев, подготовленные
учениками.)
Какие пословицы и поговорки можно было бы
использовать в рассказе о героях «Ночи перед
Рождеством»?
Найдите в повести слова и выражения, которые вы
встречали в народных сказках. Какой, по-вашему,
вывод можно из этого сделать?
Работа по теме урока
Какие события последовали дальше?
(Выразительное чтение фрагментов,
подготовленных дома.) Почему вдруг на страницах
повести появились исторические лица?
(Индивидуальные сообщения о Екатерине II и
Потёмкине.) Какими они изображены? Что движет их
поступками?
Слово учителя. Перед нами не волшебная
повесть-сказка, а
полуреальная-полуфантастическая. Запорожцы
просят Екатерину сохранить Сечь, и Н.В. Гоголь
должен, следуя исторической правде, показать, что
царица не выполнила их просьбы. Но это бы
разрушило полусказочный мир, где всё сбывается.
Тут-то и привлёк внимание царицы Вакула своей
простодушной просьбой. Императрица, желая
сохранить в глазах подданных ореол волшебной
власти, ухватилась за возможность осчастливить
Вакулу. Разговор с вопроса о сохранении Сечи
перешёл в другое русло. Н.В. Гоголь сохранил
верность истории и чудесно (ведь перед нами ночь
перед Рождеством) наградил Вакулу.
Что произошло дома, пока Вакула странствовал?
Как изменились мысли Оксаны о кузнеце? Повлияли
ли черевички на любовь Оксаны? Как добился кузнец
своего? Изменилось ли наше отношение к Оксане?
Счастливы ли Вакула с Оксаной?
Прочитаем эпилог. Какова его роль в повести?
(Третья победа Вакулы над чёртом.)
Если вы внимательно читали повесть, то
заметили, наверное, что всё повествование
окрашено лукавством автора, его юмором. Как вы
помните, слово юмор происходит от
английского humour, которое переводится: нрав,
настроение. Какие способы юмористического
повествования использует автор?
- Неожиданность. Как это воплощается в
сюжете повести? (Чёрт хотел завладеть душой
Вакулы, а сам оказался под его властью.)
- Несоответствие. Слово "мужественно” не
очень соответствует облику героев и вызывает
улыбку. Найдём в тексте такое несоответствие.
("Ткач и Кум мужественно отстояли мешок...”)
- Гипербола, то есть преувеличение. Найдём в
тексте. ("Пацюк жил как настоящий запорожец:
ничего не работал, спал три четверти дня, ел за
шестерых косарей и выпивал за одним разом почти
по целому ведру...”)
Работая в группах, вам предстоит найти
собственные примеры:
а) неожиданных поступков или слов героев;
б) несоответствия и противоречивости в
поведении героев;
в) гиперболы — преувеличения до
неправдоподобия
и объяснить, зачем эти приёмы использованы
автором.
Домашнее задание (по выбору учащихся)
- Подготовить художественный пересказ одного из
эпизодов: «Солоха точно ведьма», «Чуб по дороге к
дьяку», «Вакула в Петербурге».
- Подготовить инсценированное чтение сцены
«Вакула у Пацюка». Для успешного выполнения
этого задания необходимо представить себе, что
вы режиссёр и вам надо её поставить. Вообразите
место действия, какой должна быть обстановка. Как
выглядят герои (Вакула и Пацюк)? Во что они одеты?
Как ведут себя? Что делают? Какова интонация их
речи? Прочитайте сцену по ролям.
Методический комментарий
В своих небольших комментариях хотелось бы
отметить следующее:
- неожиданность (для 5-го класса!) формулировки
темы первого урока: «Мастерство...», но тем самым в
центр урока учитель выносит самое главное —
выявление и осмысление тех художественных
средств, которые были использованы
Н.В. Гоголем для создания художественного
образа;
- обратим внимание на один очень важный
методический приём, используемый учителем, —
"работу над характеристикой героя”. Разумеется,
термин "характеристика” в 5-м классе очень
условен: описывая литературного героя, ученики,
по существу, "складывают” эпитеты. И это
понятно: психологический словарь школьника
беден, и это естественно: сдвиг интереса от
события к герою произойдёт не раньше, чем через
полтора-два года. Поэтому целесообразно
построить работу над характеристикой по формуле:
"слово — текст — новое слово”, но усваивает
ученик не слово, а понятие. Поэтому карточка
содержит несколько рядов понятий в соответствии
с разными сторонами характера героя, и ученику в
процессе работы с текстом нужно выбрать те слова
из каждого ряда, которые он считает самыми
верными и необходимыми. Понятно, что выбор нужных
слов заставляет задуматься и об их значении, и об
этической окраске, и о характере героя;
- сильная сторона уроков — уход от беседы как
основного метода работы на уроке, чередование
беседы с работой в группах, с чтением и
пересказом, с индивидуальными заданиями. Тем
самым учитель достигает главного: освобождения
учащихся от рутинной репродуктивной
деятельности, то есть добивается
последовательного формирования навыков анализа
и интерпретации текста, а не только его
пересказа.
|