Тип урока: Урок совершенствование знаний, умений и навыков.
Цель урока: Развивать у школьников логическое
мышление, глубже изучать учебный материал по данной теме, углублять и
закреплять знания, полученные при изучении других разделов школьного
курса химии, а также из вузовской программы, основываясь на реальных
примерах из области гидролиза солей, проанализировать общие принципы
решения и оформления гидролитических задач, готовить учащихся к
вступительным экзаменам в вузы (к ЕГЭ).
Методы урока: Фронтальный опрос, работа у доски
(письменно), работа у мультимидейного экрана (устно), самостоятельная
работа при составлении синквейна, групповая работа, работа в парах.
Средства обучения: Таблицы элементов
Д.И.Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот, оснований в воде,
таблица по среде (индикаторов), таблица электролитов и неэлектролитов,
карточки с дифференцированными заданиями из ЕГЭ в компьютере,
индикаторы и соли для практической работы, презентация на тему
«Гидролиз».
Ход урока
I. В начале урока перед решением задач надо вспомнить законы и закономерности гидролиза.
- Сильные электролиты:
а) Почти все соли
б) H₂SO₄, HNO₃, HCI, HBr, HJ, HMnO₄, HCIO₃,HCIO₄
в) Основания щелочных и щелочноземельных металлов. - Слабые электролиты:
а) Все органические кислоты (НСООН, СН₃СООН)
б) H₃PO₄, H₂CO₃, H₂SO₃, H₂S, HNO₂, HCIO, H₂SiO₃.
в) Основания металлов:Mg(OH)₂,Be(OH)₂,NH₄OH. г) Н₂О. - Неэлектролиты: Оксиды, гидроксиды, сахар, спирты.
Синквейн - Это стихотворение, которое требует
изложение большого объема информации в кратких выражениях, что
позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.
Значит синквейн стихотворение, состоящее из пяти строк. 1-я строка –
название синквейна. 2-я строка – два прилагательных. 3-я строка – три
глагола. 4-я строка – фраза на тему синквейна. 5-я строка –
существительное
Синквейн №1(Составляется самостоятельно учениками)
1. Гидролиз.
2. Ионная, обратимая.
3. Гидролизуется, протекает, сообщает.
4. Идет между солью и водой.
5. Обмен.
II. В начале урока перед решением задач надо вспомнить законы и закономерности гидролиза.
III. Решение задач:
Задачи по катиону:
232. Укажите вещество, которое гидролизуется по катиону:
1. Ва(NO₃)₂
2. KCI
3. Na₂S
4. FeCI₃
FeCI ₃+H₂O↔Fe OHCI₂+HCI
Fe³++3CI–+HOH↔FeOH²++2CI–+H++CI–
Fe³++HOH↔FeOH²++H+
(Ответ: 4)
242. Укажите, в водном растворе какой соли концентрация ионов водорода больше концентрации гидроксид-ионов:
- К₂СО₃
- Na₂SO₄
- NH₄CI
- NaCI
Концентрация Н+ больше концентрации ионов ОН– в
кислой среде. Кислую среду в результате гидролиза имеют соли,
образованные слабым основанием и сильной кислотой. В задании это NH₄CI,
потому что– NH₄CI=NH₄⁺+CI; NH₄⁺+HOH=NH₄OH+H⁺; NH₄CI+H₂O=NH₄OH+HCI
(Ответ:3)
Синквейн №2
1. Гидролиз.
2. Кислый, положительный.
3. Образует, гидролизует, протекает.
4. Между слабым основанием и сильной кислотой.
5. По катиону.
Задачи по аниону:
233. Укажите вещество, которое гидролизует по аниону:
- KCN
- NaNО₃
- Cr₂(SO₄)₃
- CaCI₂
KСN+H₂O↔KOH+HCN;
CN–+HOH↔OH–+HCN;
CN–+HOH↔OH–+HCN
(Ответ: 1)
Синквейн №3
1. Гидролиз.
2. Щелочной, отрицательный.
3. Образует, гидролизует, протекает.
4. Между сильным основанием и слабой кислотой.
5. По аниону.
Не подвергается:
234.Укажите, какая соль не подвергается гидролизу в водных растворах:
- FeCI₃
- KCIO₄
- K₂CO₃
- Ca(NO₂)₂
KCIO₄+H₂O↔KOH+HCIO₄;
K++CIO₄⁻+HOH↔KOH+HCIO₄
(Ответ: 2)
Синквейн №4
1. Гидролиз.
2. Нейтральный, также (как у воды).
3. Не образует, не участвует, не нарушается.
4. Между сильным основанием и сильной кислотой.
5. Не подвергается
Задачи по катиону и по аниону:
7-Г. И по катиону и по аниону гидролизуется:
- Бромид калия
- Ацетат натрия
- Хлорид аммония
- Сульфид аммония
1. KBr – не подвергается
2. CH₃COONa – по аниону
3. NH₄CI – по катиону
4. (NH₄)₂S–по катиону по аниону
(Ответ: 4)
Синквейн №5
1. Гидролиз.
2. Нейтральная, слабощелочная.
3. Связывают, смешивают, образуют (слабощелочную).
4. Между слабым основанием и слабой кислотой.
5. По катиону и по аниону.
По среде:
235. Укажите раствор, который имеет, кислую среду:
- Нитрата бария
- Сульфата калия
- Карбоната натрия
- Хлорида аммония
1. Ba(NO₃)₂-нейтр.
2. K₂SO₄-нейтр.
3. Na₂CO₃-щел.
4. AICI₃-кислая
(Ответ:4)
В3(4)
Название соли |
|
|
Среда раствора |
1. Метилат натрия |
|
|
А) Кислая |
2. Хлорид бария |
|
|
Б) Нейтральная |
3. Нитрит калия |
|
|
В) Щелочная |
4. Нитрат ртути(ΙΙ) |
|
|
|
1. HCOONa-щел.
2. BaCI₂-нейтр.
3. KNO₂-щел.
4. Hg(NO₃)₂-кисл.
Синквейн №6
1. Гидролиз.
2. Кислая, щелочная.
3. Сообщает, распределяет, приобретает.
4. Между основанием и кислотой.
5. Среда.
Индикатор:
А25(3) Лакмус окрасится в синий цвет в растворе:
- С₂Н₅ОН - неэлектролит
- ZnCI₂ -щелочная
- Na₃PO₄-кислая
- Na₂SO₄-нейтральная
(Ответ: 3. Так как лакмус окрасится в синий цвет в щелочной среде).
241.Укажите, в каком растворе фенофталин приобретает малиновую окраску:
- Zn(NO₃)₂-к
- (NH₄)₂SO₄ - к
- Na₂CO₃-щ
- BaCI₂-нейт
(Ответ: 3, так как фенофталин приобретает малиновую окраску в щелочной среде).
А(37). Лакмус изменяет окраску на красную в растворах:
А)Хлорида натрия |
|
|
Г)Сульфата аммония |
Б)Хлороводородная кислота |
|
|
Д)Гидроксида натрия |
В)Карбоната натрия |
|
|
Е)Хлорида цинка |
А.NaCI-нейтр. |
|
Б.HCI-кис |
|
B.Na₂CO₃-щел |
Г.AI₂(SO₄)₃-кис |
|
Д.NaOH-щел |
|
E.ZnCI₂-кис |
(Ответ: Б.Г.Е. так как лакмус изменяет окраску на красный в кислой среде).
Способность к гидролизу:
238. Какой ион способен участвовать в реакции гидролиза солей?
- Na+
- SO₄²¯
- Cu²+
- CI–
(Ответ: 3, так как здесь только Cu⁺является ионом слабого
электролита. Он способен образовывать с ионами воды слабые
(малодиссоцирированные) электролиты.)
В3(9)
Формула соли |
|
|
Способность к гидролизу |
1. ВаSO₄ |
|
|
А) По катиону |
2. Na₂CO₃ |
|
|
Б) По аниону |
3. CuSO₄ |
|
|
В) По катиону по аниону |
4. Cr(NO₃)₃ |
|
|
Г) Не подвергается |
240. Укажите формулу пропущенного вещества в уравнениях реакции гидролиза: FeCI₃+H₂O↔…+HCI (Пропущенным веществом является: FeOHCI₂.)
239. Укажите формулу пропущенного вещества в уравнениях реакции гидролиза: Na₂CO₃+H₂O↔… +NaOH (Пропущенным веществом является: NaHCO₃)
В3(2)
Формула соли: |
|
|
Уравнение гидролиза: |
1. Na₂SiO₃ |
|
|
A) Na++H₂O↔NaOH+H+ |
2. AI (NO₃)₃ |
|
|
Б) AI³++H₂O↔AIOH²++H+ |
3. CH₃COONa |
|
|
B) NH₄⁺+H₂O↔NH₃+H₃O+ |
4. NH₄NO₃ |
|
|
Г) CH₃COO–+H₂O↔CH₃COOH+H⁺↑ |
|
|
|
Д) CH₃COO–+H₂O↔CH₃COOH+OH– |
|
|
|
E) CH₃COONa+H₂O↔CH₃COOH+Na++OH– |
|
|
|
Ж) NO₃⁻+H₂O↔HNO₃+OH– |
|
|
|
З)SiO₃²–+H₂O↔HSiO₃⁻+OH– |
243. Отметьте соли, которые необратимо гидролизуются:
- ZnCI₂ и KNO₃
- Cr₂(CO₃)₃ и NaH
- CaCO₃ и MgCO₃
- Na₂CO₃ и NaCI
(Из предложенных солей только Cr₂(CO₃)₃ и NaH гидролизуется
необратимо. Соль Cr₂(CO₃)₃ образована слабым основанием и слабой
кислотой. Гидролиз идет по катиону по аниону, сопровождается выделением осадка и газа. Вывод из зоны реакции продуктов приводит к полному гидролизу соли. Ответ:2
IV.Подводим итоги урока.
V. Домашнее задание:
Найти задания из материалов ЕГЭ 2006-2009 на тему «Гидролиз» и выполнить в тетрадях. (Подготовка к ЕГЭ).
|