Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:35:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Гидролиз солей
04.02.2011, 14:15:44

Цель урока. Дать понятие о гидролизе солей; научить составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций гидролиза солей; сформировать умение предсказывать среду растворов различных солей.

Оборудование. Дистиллированная вода, оксид кальция, карбид кальция. На столах учащихся и демонстрационном столе: растворы хлорида натрия, нитрата цинка, карбоната натрия, хлорид железа (III.), лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, стаканы и цилиндры (для демонстрации опытов), штатив с пробирками, спиртовка. Кодоскоп.

ХОД УРОКА

I. На доске записать тему урока, разъяснить задачи и содержание урока.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Фронтальная беседа – опрос.

  • Что определяет свойства растворов кислот?
  • Как определяется наличие катионов водорода в растворе?
  • Чем отличаются сильные кислоты от слабых? Привести примеры  тех  и других.
  • В  молекулах,  каких  кислот – сильных или слабых – водород  связан прочнее?
  • Дать определение основаниям.
  • Как обнаруживается  наличие гидроксид-ионов в растворе?
  • Почему одни основания относятся к сильным электролитам, а другие – к слабым?

    Привести примеры.

  • В воде находятся катионы водорода и гидроксид-ионы. Почему она не изменяет окраски индикаторов подобно кислотам и щелочам?

Уяснив, что нейтральная среда растворов характеризуется одинаковой концентрацией частиц-носителей кислотных и щелочных свойств, записывают:

Затем конкретизируют сведения о солях:

  • Можно считать, что соли – результат взаимодействия, в об­щем, противоположных по свойствам веществ – кислоты и осно­вания. Какими кислотами и основаниями образованы следующие соли: ? Укажите силу кислоты и основания.
  • В зависимости от силы основания или кислоты, из которых
    образовались соли, их можно разделить на 4 типа:
  • соли, образованные катионами сильного основания и анионами сильной кислоты;
  • соли, образованные катионами сильного основания и анионами слабой кислоты;
  • соли, образованные катионами слабого основания и анионами сильной кислоты;
  • соли, образованные катионами слабого основания и анионами слабой кислоты.

Типы солей написаны на кодопленке. После названия каждого типа со­ли оставляют место, которое будет заполнено примерами и выводами из эксперимента.

III. Изучение нового материала.

Отправным моментом содержания темы, является этимология понятия «гидролиз». Подчеркивают, что особенность воды проявляется и в свойстве ее молекул взаимодействовать со многими веществами.
Демонстрация гидролиза карбида кальция (в пробирке) и оксида кальция (в химическом стакане). Опыты подтверждают сказанное.
Гидролиз рассмотренных веществ можно выразить схемами:

Гидролизу подвергаются соединения различных классов. Рассмотрим один из распространенных случаев – гидролиз солей.
Вопрос классу:

  • Какую реакцию имеют растворы солей?

Предполагаемый ответ – нейтральную.
Правильность выдвинутой гипотезы проверяем экспериментально.  В три пробирки наливают растворы солей и испытывают их индикатором. Результаты опытов заносятся в таблицу:

Формула соли

Окраска лакмуса

Среда

Какими по силе основанием и кислотой образована соль

Синяя

Щелочная

Сильное  основание,  слабая кислота

Красная

Кислая

Слабое  основание, силь­ная кислота

NaCl

Фиолетовая

Нейтральная

Сильное основание, сильная  кислота

Как видно из таблицы, результаты опытов позволяют создать проблемную ситуацию. Приступают к решению проблемы.
Разбирается состав первой системы (раствор карбоната натрия). Соль – сильный электролит, в растворе содержится в виде ионов:

Вода очень слабый электролит. Могут ли Na+ взаимодействовать с молекулами воды? Допустим,

Но при этом образуется сильный электролит. Гипотеза не подтверждается. Могут ли ионы реагировать с водой? Тогда

Гипотеза имеет смысл, так как при этом образуется очень мало диссоциирующий ион - прочно удерживающий протон.
Может ли гидролиз продолжаться дальше? В направлении

этот факт маловероятен, потому что увеличение концентрации гидроксид-ионов неминуемо приведет к взаимодействию с образовавшейся кислотой (принцип Ле Шателъе). Следовательно, в системе устанавливается динамическое равновесие:

В тетрадях учащиеся записывают уравнение гидролиза:

Почему среда данной системы стала щелочной? Из уравнений реакции видно, что внесение в нейтральную среду анионов слабого электролита вызвало сдвиг равновесия диссоциации воды в сторону об­разования   гидроксид-ионов.
Какие соли будут вести себя в водном растворе подобным образом?

Делают вывод: соли, образованные катионом сильного осно­вания и анионом слабой кислоты, подвергаются гидролизу, так как анионы слабой кислоты, связывая ион водорода, вызывают сдвиг равновесия воды в сторону образования гидроксид-ионов, от которых система приобретает щелочную среду, т. е. .
Разбирается состав второй системы   (раствор  нитрата цинка). Соль – сильный  электролит, в растворе содержится в виде ионов:

Вода очень слабый электролит и находится в виде молекул. Могут ли анионы взаимодействовать с молекулами воды? Допустим

Но эта гипотеза лишена смысла, так как сильный электролит не может в растворе содер­жаться в виде молекул.
Могут ли катионы цинка взаимодействовать с водой? Тогда

Гипотеза имеет смысл, так как при этом образуется мало диссоциирующий ион , прочно удерживающий гидроксид-ион.

Может ли гидролиз продолжаться дальше с образованием основания?

Не может, так как это приведет к удвоению концентрации протонов, что неминуемо сдвинет равновесие в сторону обратной реакции. Записываем уравнение гидролиза в тетради

Из данной системы возможен частичный уход продуктов взаимодействия. Как правило, растворимость основных солей значительно меньшая, чем средних, а вероятность их образования в данной системе большая:

При длительном хранении подобных солей на дне емкости образуется осадок в виде основных солей. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Почему гидролиз подобных солей не идёт до конца, хотя и одно из веществ частично выводится из сферы реакции?

Предполагаемый ответ: образование увеличивает концентрацию катионов водорода, что неминуемо приведет к обратной реакции. А основные соли не могут существовать в кислой среде .

  • Как можно предотвратить образование нежелательных осадков?

Предполагаемый ответ: подкислить раствор соответствующей кислотой, чтобы не вводить в него инородных анио­нов. Искусственное увеличение концентрации катионов водорода препятствует образованию основных солеи.
Разбирают все возможные варианты взаимодействия частиц в данной системе. Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Почему среда в данной системе кислая?
  • Какие соли будут вести себя в растворе подобным образом?

Выслушав ответы, делают вывод: соли, образованные катио­нами слабого основания и анионами сильной кислоты, подвергаются гидролизу, так как катионы слабого основания вызывают сдвиг равновесия диссоциации воды в сторону образования катионов водорода  (гидроксония) от которых среда приобретает, кис­лую среду, т. е. .

Состав третьей системы и варианты возможных взаимодей­ствий ее частиц предлагается вывести самим учащимся. После чего делают вывод: соли, образование катионами сильного основания и анионами сильной кислоты, гидролизу не подвергаются, в растворе сохраняется равенство .

После этого обращается внимание учащихся на таблицу растворимости солей, и спрашивают: к какому типу относятся те соли, против которых стоит прочерк. Эти соли образованы катионами слабых оснований и анионами слабых кислот; они полностью разлагаются водой.
В заключение отмечают, что гидролиз солей — процесс обра­тимый и динамическое равновесие этого процесса во многом зависит от температуры, кон­центрации. Равновесие может быть сдвинуто в сторону образования продуктов гидролиза при кипячении.
Разбавление растворов также увеличивает степень гидролиза.
Демонстрируют гидролиз хлорида железа (III) при кипячении.
Гидролиз используют в химической и пищевой промышленно­сти. На нем основаны важнейшие реакции в живых организмах, моющие средства – это легко гидролизирующиеся вещества.

IV. Закрепление знаний и проверка усвоения материала учащимися.

Задание 1. Напишите уравнение гидролиза солей, указав среду раствора: .
Предполагаемый ответ (проверяется по кодопленке):

Задание  2.  Подчеркните  формулы  солей,  которые  в  раст­воре  не   подвергаются   гидролизу:  

V. Задание на дом.

Обычное мыло   представляет   собой   натриевую соль органической кислоты, которую можно изобразить условной формулой NaR. Напишите уравнение реакции гидролиза.
Категория: ХИМИЯ | Добавил: Носик | Теги: поурочные планы, открытый урок, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, химия в школе, методическая копилка
Просмотров: 1896 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0