Пояснительная записка.
Викторина может использоваться при
проведении развивающей игры в 6-ых классах,
после изучения раздела «Гидросфера».
Задания отобраны из различных источников,
некоторые придуманы автором, а также
использованы лучшие вопросы из ученических
работ.
Некоторые развивающие задания отличаются
повышенным уровнем сложности и направлены
не столько на контроль знаний, сколько на
развитие логического мышления и развитие
интереса к географии. Многие задания носят
интегрированный характер в силу специфики
самого предмета и поэтому требуют
определённых знаний по другим дисциплинам,
широкой эрудиции. Для развития зрительной
памяти и наглядного мышления учащихся
необходимо постоянное обращение и изучение
разных видов географических карт –
основного источника географической
информации.
В данной викторине совершенствуются
умения и навыки по работе обучающихся с
картографической базой данных.
В мультимедийном сопровождении викторины
для иллюстраций использованы фотографии из
путешествий автора. Музыкальное
сопровождение можно использовать как
вариант фонового оформления - регулируя
громкость подборки мелодий.
Викторина будет полезна не только
учителям географии, но и организаторам по
воспитательной работе, а также классным
руководителям.
Цели:
- расширить кругозор и представления
учащихся о гидросфере Земли, о частях
Мирового океана, о многообразии
географических объектов;
- развить умение обобщать,
классифицировать, делать выводы;
- повысить познавательный интерес к
предметам географии, биологии, истории.
Возраст участников:Время проведения:
- март месяц или каникулярное время.
Ход занятия
I. Организационный момент.
В викторине участвуют две команды:
«Штиль» и «Шторм», а также группа
болельщиков и жюри.
Команды получили домашнее задание –
подготовить несколько пантомим на морскую
тематику. Болельщики также выполнили
задание – придумали небольшой кроссворд «Реки» или «Озёра» или вопросы – загадки.
музыкальное сопровождение: В. Бутусов «На
море танки грохотали»
II. Проведение игры.
1 тур. Морской.
Учитель: В первом туре команды по
очереди отвечают на вопросы. Если у команды
нет ответа, то возможность ответить (и
заработать балл) получает другая команда.
Итак, назовите и покажите на карте эти
моря.
- Самое большое море Земли. (Филиппинское)
- Самое малое море. (Мраморное)
- Какое море России в древности называли
Янтарным? (Балтийское. По
причине огромных запасов янтаря на его
побережье)
- Море России, называемое « Ледяным
погребом» (Карское. 9 месяцев
в году оно покрыто льдами)
- Какое море древние греки называли «
внутренним»? (Средиземное)
- Самое мелководное море. (Азовское.)
- Самое солёное море Земли. (Мёртвое.
Его солёность ‰)
- Самое пресноводное море. (Балтийское.
Его солёность ‰)
- Самое тёплое море? (Красное)
- Какие вы знаете « цветные» моря? (Жёлтое,
Красное, Белое, Чёрное)
- Назовите моря, которые омывают «
итальянский сапожок». (Адриатическое,
Ионическое,Тирренское, Лигурийское)
музыкальное сопровождение:
В. Сюткин «Как провожают пароходы…»
2 тур. Пантомима.
1 вариант:
Учитель: Дома каждая команда подготовила
несколько пантомим на морскую тему. Сейчас представители от каждой команды
изобразят любой водный объект: остров,
океан, море, залив, полуостров, реку и др. Ребята
из другой команды должны назвать загаданный географический объект и
показать его на карте.
Например, ребята с интересом подготовят
пантомиму на тему: «море Лаптевых», «полуостров Лабрадор», «Южно-Китайское
море», «Тихий океан» и т.д.
2 вариант (облегченный):
Можно предложить изобразить объекты со
слайда.
слайд № 6.
музыкальное сопровождение: Н.Расторгуев и
группа ЛЮБЭ «Песня о друге»
3 тур. Юнга.
слайд № 7.
Учитель: В этом конкурсе участвуют капитаны команд.
За правильный ответ команды получают по 2 балла. В случае, если капитан
затрудняется, ему может помочь команда – 1 балл. Если у команды нет ответа,
вопрос переходит к другому капитану и команде.
слайды № 8 и 9.
- Какой напиток чаще всего подают на обед
морякам? (Компот)
- Какой флаг развевается на всех военных
российских судах ВМФ? (Андреевский)
- Какой объект располагается за дверью с
надписью «00»? (Гальюн)
- Что такое секстант? (Прибор
для определения местоположения корабля относительно звёзд, луны, сторон
горизонта)
- В каком проливе проложен автомобильный
и железнодорожный тоннель между двумя странами?
(пролив Ла-Манш. Сообщение
между Францией и
Великобританией)
- Как называются суда для перевозки нефти?
(Танкеры)
- Чем прославился крейсер « Аврора»? (
25 октября 1917 года, или 7 ноября по-новому стилю с него прогремел выстрел,
предвещавший
восстание рабочих и крестьян – начало Великой Октябрьской
Социалистической Революции.)
- Близ какого полуострова выдержал свой
последний бой легендарный русский крейсер «Варяг» в 1912 году?
(близ
полуострова Корея, в порте Чимульпо, во время Русско-Японской войны)
- Назовите крупнейшие российские порты на:
- Японском море (Владивосток)
- Балтийском море (Калининград)
- Чёрном море (Новороссийск)
- Все вы, наверняка, читали роман Ж. Верна
« Пятнадцатилетний капитан». Вспомните, с помощью какого инструмента злодей
Негоро сбил корабль с правильного курса? (С помощью топора. Он был
подложен под компас у штурвала)
- Как называются судна для перевозки
крупных видов транспорта: ж/д вагонов, машин, тракторов и др. техники.
(Паромы)
- Что означает выражение « Семь футов под
килем»? (Не сесть на мель. По англ. «фут»
- длина стопы человека)
музыкальное сопровождение: Г.Отс «Чёрное
море»
4 тур. «Найди
меня на карте».
слайд № 10.
Учитель: В этом конкурсе участвуют художники. За
несколько минут команды готовят соперникам по 3 карточки – очертания
известных географических объектов (островов, заливов, полуостровов и др.)
За узнаваемые болельщиками объекты
команде будут начисляться дополнительные баллы.
музыкальное сопровождение: Н.Расторгуев
и группа ЛЮБЭ «Там за туманами»
5 тур. игра «Что
лишнее?»
слайд № 11.
Учитель: В этом туре участвуют не только команды,
но и болельщики. Игра заключается в том, что нужно как можно быстрее определить,
какой географический объект в представленной цепочке названий лишний, т.
е. не имеет ничего общего с остальными названиями. Свой ответ нужно
обосновать.
слайд № 12.
Гибралтарский, Берингов, Бенгальский. (Это залив, другие – проливы)
Панамский, Мексиканский,
Суэцкий. (Это залив, другие – каналы)
Исландия, Куба, Япония, Индия. (Эта страна расположена на
полуострове, а другие – на островах)
Виктория, Нил, Байкал,
Каспийское. (Это река, другие - озёра)
Аравийский, Камчатка, Сахалин,
Индокитай. (Это остров, остальные – полуострова)
Карибское, Персидский,
Лаптевых, Северное. (Это залив, а другие –
моря)
музыкальное сопровождение: Л.Филатов «Пиратская
лирическая»
6 тур. «Отгадай».
слайд № 13.
Учитель: Этот конкурс заключительный. Вопросы в
нём будут задавать болельщики. (в другом варианте можно использовать
вопросы со слайда)
Варианты вопросов:
слайды № 14 и 15.
- У кого в море рот на брюхе? (у
акулы)
- Кто краснеет, увидев обед? (Кальмар)
- Какая птица высиживает яйца на весу? (Пингвин)
- У кого одна нога дом перевозит? (у
брюхоногого моллюска: прудовика, виноградной улитки и др. варианты ответов)
- Кто назвал острова Огненными? (Фернан
Магеллан во время кругосветного плавания)
- Что такое Лаперуза? (пролив
между островом Сахалином и Японскими островами)
- Что такое Бофорта? (море у
берегов Северной Америки)
- С. Есенин говорил: «Никогда я не был на
Босфоре. Я тебе придумаю о нём» Какое государство находится на берегах
Босфора? (Турция. Босфор – это пролив
из Чёрного моря)
- Назовите самый широкий пролив. (пролив Дрейка, он соединяет
Атлантический и Тихий океаны)
- Назовите самый мелкий пролив,
недоступный для крупных судов. (Керченский – из Азовского в Чёрное море)
- Какой пролив самый протяжённый? (Мозамбикский – между Африкой
и Мадагаскаром)
- Какой полуостров нашей страны
омывается двумя океанами? (Чукотский: Тихим и
Северным Ледовитым)
Проверка: слайд № 16.
музыкальное сопровождение: Ю.Антонов «Море-море»
III. Подведение итогов. слайд № 17.
Жюри подводит итоги игры.
По большему количеству заработанных
баллов (жетонов-корабликов) определяется лучшая команда и лучший
участник.
Награждение.
|