№
п/п
|
Параметры расписания
|
Гигиенически рациональные
характеристики параметров
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Начало занятий и их сменность
|
Учебные занятия должны начинаться не
ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала
занятий – 8.30 – 9.00 с организацией их только в первую смену.
Вторая смена может начинать работу в
помещениях 1-й смены только через 30–40 минут после ее окончания при хорошем
предварительном проветривании помещений (не менее 15–30 минут). Желательно
начинать занятия 2-й смены не позже 14 часов. В образовательных учреждениях,
работающих в две смены, учащиеся 1, 5 и выпускных классов должны обучаться в
первую смену. Обучение в общеобразовательных учреждениях с расширенным и
углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в
первую смену
|
2
|
Продолжительность урока
|
Для учащихся начальной школы
рекомендуется 35 минут, в остальных классах – 45 минут
|
3
|
Малые и большие перемены
|
Длительность малых перемен не должна
быть менее 10 минут, а больших – 20–30 минут. 5-минутные перемены могут быть
только после 30–35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20
минут с расположением их после 2-го и
3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании
свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности
|
4
|
Дневная и недельная нагрузка школьников
в учебных часах
|
При 6-дневной учебной неделе максимально
допустимое число часов в неделю: в 3-летней начальной школе для учащихся 1–3
классов – 25 часов;
|
1
|
2
|
3
|
|
|
в 4-летней начальной школе для учащихся
1 классов – 22 часа;
учащихся 2–4 классов – 25 часов;
учащихся 5 классов – 31 час;
учащихся 6 классов – 32 часа;
учащихся 7 классов – 34 часа;
учащихся 8–9 классов – 35 часов;
учащихся 10–11 классов – 36 часов.
Часы факультативных занятий
в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в
объем предельно допустимой нагрузки учащихся.
При 5-дневной учебной неделе предельно
допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено:
в 3-летней начальной школе для учащихся
1–3 классов – 22 часа;
в 4-летней начальной школе для учащихся
1–3 классов – 20 часов;
учащихся 2–4 классов – 22 часа;
учащихся 5 классов – 28 часов;
учащихся 6 классов – 29 часов;
учащихся 7 классов – 31 час;
учащихся 8–9 классов – 32 часа;
учащихся 10–11 классов – 33 часа.
Запрещается вводить 5-дневную
учебную неделю для учащихся
1–5 классов всех видов общеобразовательных учреждений с расширенным и углубленным
содержанием обучения
|
5
|
Распределение по урокам учебных
предметов в зависимости от их трудности
|
Учебные предметы по трудности должны
быть распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой
работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки,
когда работоспособность детей максимальна. Наиболее высокая работоспособность
у младших школьников отмечается на
1–3-м уроках, причем оптимальная – на
2-м уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах)
располагаются в ранговом порядке. В старших классах высокая работоспособность
приходится на 2–3-й уроки
|
1
|
2
|
3
|
|
6
|
Распределение учебных предметов
различной трудности по дням недели
|
Учебные предметы по трудности должны
быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности
школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее
высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить
количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов.
Целесообразно распределить учебную
нагрузку следующим образом:
вторник и среда в 1 классе – 4 урока с
суммарной трудностью предметов до 25–27 баллов; во 2–4 классах по 5 уроков –
до 29 баллов (2 класс) и до 30–32 баллов (3–4 классы).
Понедельник – 4 урока с суммарной
трудностью предметов до 20 баллов (1–2 классы) и до 22 баллов (3–4 классы).
Четверг – 4 урока с суммарной трудностью
предметов до 15–16 баллов (1–2 классы) и до 17 баллов (3–4 классы).
Пятница – 4 урока с суммарной трудностью
предметов до 18 баллов (1–2 классы) и до 20 баллов (3–4 классы).
Суббота – 4 урока до 20 баллов (1–2
классы) и до 22 баллов (3–4 классы)
|
|
7
|
Распределение по урокам сходных по
характеру учебных действий предметов
|
При освоении школьных предметов на
уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий:
аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно-решающие,
аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий
предметы нежелательно располагать на смежных уроках. Например, сходными предметами
для 1–4 классов являются: русская литература – национальная литература –
история; русский язык – национальный язык;
труд за станком – физкультура;
ручной труд – рисование
|
|
1
|
2
|
3
|
|
8
|
Сдвоенные уроки по изучению учебного
предмета
|
В младших классах недопустимо ставить в
расписании сдвоенные уроки по изучению одного предмета, так как это приводит
к быстрому утомлению школьников.
Для учащихся 5–9 классов сдвоенные уроки допускаются при проведении
лабораторных, контрольных, уроков труда, физкультуры целевого назначения
(лыжи, плавание). В 10–11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по
основным и профильным предметам при условии проведения ежедневной
динамической паузы в середине школьных занятий продолжительностью не менее 30
минут
|
|
9
|
Место уроков физической культуры и труда
в расписании дня и недели
|
Физкультура и физический труд снимают
умственное утомление школьников и поддерживают этим работоспособность на
стабильном уровне. Поэтому эти предметы следует ставить 3–4-м уроком и в
учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и
подростков (четверг, пятница)
|
|
10
|
Облегченный учебный день
в течение недели
|
Для поддержания недельной динамики
работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий
облегченный день в середине недели. Таким днем предпочтительно делать
четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или
числа уроков, так и планированием на этот день двух-трех уроков по изучению
легких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование)
|
|
11
|
«Ступенчатый» режим обучения
первоклассников
|
Для облегчения адаптации первоклассников
необходимо уменьшить число уроков на первой неделе.
В течение первого года обучения
используется «ступенчатый» режим:
1-я четверть – 3 урока по 30 минут;
2-я четверть – 4 урока по 30 минут;
3-я и 4-я четверти – 4 урока по 45
минут
|
|
|
|
|
|
|
|
|