Цели урока:
1. Помочь обучающимся:
- осознать социальную значимость изучаемого
материала связанного с гипотезами происхождения
материков и впадин океанов;
- соотношение суши и океана на Земле, их
распределение между полушариями планеты;
- материки и океаны как крупные природные
комплексы Земли.
2. Создать условия для:
- выяснения соотношения суши и океана на Земле, их
распределения между полушариями планеты;
- изучения материков и океанов как крупных
природных комплексов Земли;
- развития логического мышления;
- развития смысловой памяти;
- развития умений работать с атласом, текстом
учебника, дополнительной литературой,
настенными картами, компьютером;
- развития любознательности, стремления к
познанию нового.
3. Предметные задачи - (ЗУН) знания, умения,
навыки:
- усвоение знаний по теме урока;
- при представлении материала учить делать
краткие выводы;
- учить формировать навыки сравнения
тектонических и физических карт
Тип урока: изучение нового материала.
Формы проведения урока: повторение известных
и знакомство с новыми терминами и понятиями/
Литература: энциклопедия для детей: Т.3
(География). – Составитель С.Т.Исмаилова . –
М.:Аванта +, 1994.
Оборудование: карта строения земной коры
(тектоническая карта), физическая карта мира,
мультимедийный проектор, компьютер, презентация
"Гипотезы происхождения материков и впадин
океанов”.
Термины и понятия: океаническая кора,
материковая кора, Пангея, Лавразия, Гондвана,
плиты литосферы, платформы, сейсмические пояса. I. Организационный момент.
Объявление темы урока и совместная с
обучающимися постановка целей и задач урока.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа по вопросам для подготовки восприятия
нового материала.
Каково внутреннее строение Земли?
Что называют литосферой?
Какие движения в ней происходят?
На какие группы делят горные породы по
происхождению?
Приведите примеры каждой группы.
Какие горные породы есть в вашей местности?
2. Работа с учебником.
По рис.11. "Схема строения литосферы Земли”
определить:
Какие три слоя составляют земную кору?
Какова толщина земной коры под материками? Под
океанами?
Выделите два признака, отличающие материковую
кору от океанической?
Опишите строение материковой и океанической
коры? (Ответ записать в тетрадь)
3. Сообщение учителя:
Правдоподобная гипотеза происхождения
материков и океанов связана с именем немецкого
учёного А.Вегенера. Он первый заявил о движении
материков (их дрейфе) и в начале 20 века
опубликовал свой труд. Суть гипотезы – много
миллионов лет на поверхности Земли был один
материк Пангея (Лавразия и Гондвана), затем
раскололся.
4. Работа с учебником.
По рис.13. "Плиты литосферы” выполните задание:
Найдите самые большие плиты на карте, назовите
их.
Определите, какие материки и океаны
расположены на каждой плите?
(Ответ записать в тетрадь.)
5. Работа со схемами "литосферные плиты и их
движение”.
Найдите эти же территории на физической карте
мира.
Подтвердите, что в этих районах часты
землетрясения и извержения вулканов. (Ответ записать в тетрадь.)
6. Сообщение учителя о платформах и
сейсмических поясах:
В основании современных материков лежат
древнейшие относительно устойчивые и
выровненные участки земной коры – платформы, т.е.
плиты, образовавшиеся в далёком геологическом
прошлом.
Пограничные области между литосферными
плитами называют сейсмическими поясами. (Сделать
запись в тетрадь.)
Карта строения земной коры (тектоническая
карта).
Это особая по содержанию тематическая карта, на
которой показаны древние платформы, складчатые
горные области, их возраст, положение
срединно-океанических хребтов, зоны разломов на
суше и дне океанов. (Сделать запись в тетрадь.)
7. Ответы учащихся по выполненным заданиям и
оценка учителем их ответов.
Закрепление. Проверочные вопросы.
Какие сведения (например об Африке) можно
получить при работе с тектонической картой?
Определите, где расположены самые большие
платформы, самые длинные хребты на дне океана,
самые большие зоны островных дуг, глубоководные
желоба.
Задание на дом. § 2, стр. 27–33, составить
вопросы по тектонической карте и задать на
следующем уроке товарищам по классу.
III. Итог урока.
С какими новыми терминами Вы познакомились
сегодня на уроке?
IV. Рефлексия.
Что Вам сегодня понравилось на уроке?
|