Цели:
- Организовать учебно-поисковую деятельность
учащихся на уроке с целью развития творческого
мышления.
- Закрепить знания и умения учащихся по теме
"Глагол".
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: словари: С.И. Ожегов
"Толковый словарь русского языка", М.Р. Львов
"Словарик синонимов и антонимов",
З.Е. Александрова "Словарь синонимов русского
языка", А.Н. Тихонов "Словообразовательный
словарь русского языка"; презентация
(Приложение 1.)
Примерный план урока
1. Сообщение темы урока.
- Мы закончили изучение темы "Глагол". Сегодня
урок обобщения знаний о глаголе. Урок у нас будет
необычный, урок-исследование. А вы будете
исследователями. Предмет нашего исследования -
слово. Мы будем исследовать слово беседовать.
Это слово находится в словаре нашего учебника по
русскому языку.
- Посмотрим на это слово с разных сторон науки о
русском языке.
2. Фонетический разбор слова беседовать.
Слайд 1
- Что изучает фонетика? (Фонетика - наука о
звуках, а звук - это то, что мы слышим и
произносим.)
- Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для
этого сделаем фонетический анализ слова.
Беседовать - 4 слога, бе-се-до-вать [б'ис'эдават'].
б [б'] - согл., звон., парн., мягк.
е [и э] - гласн., безударн.
с [с'] - согл., глух., парн., мягк.
е [э] - гласн., ударн.
д [д] - согл., звон., парн., твёрд.
о [а] - гласн., безуд.
в [в] - согл., звон., парн.. твёрд.
а [а] - гласн., безуд.
т [т'] - согл., глух., парн., мягк.
ь - звука не обозначает.
10 б, 9 зв.
- Какие орфограммы встретились в этом слове?
Поможет нам выяснить следующий раздел - это
орфография.
3. Что изучает раздел орфография? (Правописание.)
Какие орфограммы есть в слове беседовать? (Непроверяемая
безударные гласные: "е", "о", "а", - суффикс
-ова-. ь - мягкий знак, обозначающий мягкость.)
Слайд 2
ОРФОГРАФИЯ
БЕСЕДОВАТЬ
-Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные
буквы в словах.
Я со св_им другом ч _сто б_седую о спорт_ и фильм_х.
(Я со своим другом часто беседую о спорте и
фильмах.)
4. О лексическом значении глагола беседовать.
Что изучает лексика? (Лексика изучает
значение слова, антонимы, синонимы,
многозначность.)
Слайд 3
- Посмотрим, как объясняет слово беседовать
С. И. Ожегов в толковом словаре. (Беседовать -
вести беседу.)
-Подберите синоним к слову беседовать (Беседовать
- разговаривать, объясняться, рассуждать,
толковать.)
Слайд 4
Есть ли у этого слова антонимы? Уточним в
словаре антонимов. (Беседовать - молчать.)
Слайд 5
5. Словообразование.
- Какие части слова участвуют в образовании
новых слов? (Приставки и суффиксы.) Какой
раздел русского языка будет рассматривать это
явление? (Словообразование.)
Образуйте новые слова от слова беседовать.
Посмотрим в словообразовательный словарь. Какие
слова могут быть образованы с помощью суффиксов
и приставок? (Собеседник, собеседница,
собеседование.)
Слайд 6
6. Морфологический разбор глагола беседовать.
- Что исследует морфология? (Части речи.) Какой
частью речи является слово "беседовать"? (Глагол.)
- Докажем, что это глагол? (Вопрос - что делать?
Обозначает действие предмета.)
- Что мы знаем о глаголе? (Обозначает действие
предмета отвечает на вопросы что делать? что
сделать? Глагол изменяется по временам, числам,
лицам (в наст., будущ. времени), по родам, числам (в
прош. времени).
- Покажем морфологический разбор.
Беседовать - (что делать?) - нач. ф. -
беседовать, глагол, 1 спр., роль в предложении -
сказуемое.
Слайд 7
7. Синтаксический разбор предложения.
- Какой раздел науки о русском языке изучает
словосочетание и предложение? (Синтаксис.)
Слайд 8
синтаксис
словосочетание, предложение
- Составьте словосочетания: глагол + имя сущ. с
предлогом.
Работа по группам. (Беседовал с другом,
беседовать о музыке, беседую с учителем.)
- Составьте предложение. Слова в предложении
"рассыпались".
Во, беседовали, о, внуках, бабушки, любимых,
дворе.
(Бабушки беседовали во дворе о любимых внуках.)
-Сделайте синтаксический разбор данного
предложения.
(Предложение по цели высказывания - повеств.,
по интонации - невосклицат.; распростран.,
полное. Грамм. Основа - бабушки беседовали, подл. -
бабушки, сказ. - беседовали, втор. чл.: во дворе -
обстоят., о внуках - допол., любимых - определ..)
- Назовите словосочетания. (Беседовали во
дворе, беседовали о внуках, о любимых внуках.)
8. Итог урока. Домашнее задание.
-Сегодня мы исследовали слово "беседовать".
Какие разделы языкознания мы повторили? (Повторили
разделы: фонетику, лексику, орфографию,
синтаксис, словообразование, морфологию.)
-Дома напишите сочинение-миниатюру со словом
"беседовать" или на темы: "Интересная беседа",
"Друг - собеседник".
Приложение. |