Цель:
- Познакомиться с новой частью речи. Рассмотреть
значение глагола в речи.
- Развитие устной и письменной речи, воображения,
устойчивого внимания, зрительной памяти.
- Воспитание аккуратности, целеустремленности,
усидчивости, коммуникативности.
Оборудование:
Сигнальные карточки с названием части речи,
текст с пропущенными словами, индивидуальные
карточки для целеполагания, словарные слова,
наглядность "солнце”, сигналы-маячки,
аудиокассета.
1 этап. Организационный момент.
Психологический настрой:
- Ребята, что вы можете сказать о погоде в это
время года?
- Чего не хватает нам зимой?
Предлагаю нарисовать это солнце кончиком
пальца на спине у соседа. Улыбнитесь! Пусть это
солнце греет вас.
2 этап. Сообщение цели.
А чтобы в классе стало теплее, я тоже нарисую
солнце (вывешиваю наглядность).
Это солнце нам поможет:
- Узнать новую часть речи.
- Развить зрительную память, речь, воображение,
внимательность.
- Воспитать в себе коммуникативность, т.е. умение
общаться и получать удовлетворение от общения
друг с другом и целеустремленность.
Поясняю: у вас на парте лежит листок с фразой
"Сегодня на уроке я постараюсь …” продолжи
фразу. Пусть эта цель будет перед вами весь урок.
Стремитесь ее достичь.
3 этап. Каллиграфия
- Ребята! Солнце зажгло свой первый луч – это
значит нужно перейти к следующему этапу урока.
Под его теплыми лучами оттаял интересный зверь.
- Из каких букв он состоит? Определи лишнюю
букву? (а, и, о, е, г)
- Лишняя буква – г. Докажи.
- Ребята, эта буква нам поможет узнать на уроке
много нового. Напиши ее каллиграфическим
подчерком.
4 этап. Словарная работа.
Зажегся следующий луч.
Буква Г ведет за собой слова с непроверяемыми
безударными гласными, т.е. словарные слова.
А для чего на уроках мы работаем с такими
словами? (вывешиваются словарные слова)
ГАЛЕРЕЯ, ГАРНИТУР
- определи лексическое значение каждого слова.
- поставь ударение.
- сколько всего слогов?
- какие слоги безударные?
- подчеркни "ошибкоопасные” места.
- составь и запиши предложение с одним из слов.
5 этап. Повторение изученного материала.
Зажегся луч.
А теперь мне хочется проверить ваши знания. Для
этого активно отвечайте на следующие вопросы:
Из чего состоит наша речь?
Что обозначают слова?
Как называются слова, которые обозначают
предмет? Приведи примеры.
К своим именам существительным подбери слова,
которые будут обозначать признак предмета.
Как называются такие слова? Назови вопросы этой
части речи.
- А что еще могут обозначать слова, кроме
предмета и его признака? Приведи примеры,
согласуя действие со своим существительным.
6 этап. Объяснение нового материала.
Зажегся луч.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью
речи (вывешиваю "глагол”).
- Что такое глагол? Сравните свое определение с
моим.
- Глаголы бывают разного значения, а какого мы
определим в ходе следующего задания.
- Предлагаю распределить ряд глаголов по
смыслу:
значение цвета |
жужжит |
значение чувства |
зеленеет |
значение звучания |
любит |
значение движения |
говорит |
значение речи |
идет |
- Подбери к глаголам имена существительные и
запиши словосочетания.
7 этап. Физминутка.
Зажегся луч.
"Вдохни все светлое, чистое, белое. Выдохни
плохое, грязное, темное”
"Погладь себя рукой по голове”
8 этап. Закрепление
Зажегся луч.
Работа с сигнальными карточками.
- Если читаю глагол, подними карточку "Г”, имя
существительное "С”, имя прилагательное "П”.
Дифференцированная работа с карточками
(уровень выбирают по желанию):
- 1 уровень – выписать только глаголы
- 2 уровень – глаголы, имена существительные
- 3 уровень – глаголы, имена существительные,
имена прилагательные
Взаимопроверка.
- Ребята, с какой частью речи вы познакомились?
Что вы о ней узнали?
Глагол сочинил про себя стихотворение
(вывешиваю готовый текс). Слова, обозначающие
действие, спрятались. Помоги их раскрыть.
- Читаю текст без глаголов.
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи (решаю), на скрипке (играю),
Сынишку соседки в коляске (катаю).
Я пряжу (мотаю) и хлеб (покупаю),
И на стадионе голы (забиваю).
Укроп (поливаю), кусты (подстригаю),
И чисто-пречисто весь двор (подметаю).
Дорожки в саду я песком (посыпаю),
А после работы в тени (отдыхаю).
- Можно ли назвать это текстом? Почему?
- Для чего нужны глаголы в речи?
Запиши запомнившиеся глаголы из этого текста и
проверь свою зрительную память.
9 этап. Домашнее задание.
Зажегся луч.
По желанию подобрать фото или иллюстрацию
"Зимний вечер” и составить пять предложений с
глаголами.
10 этап. Итог.
Зажегся луч.
- Как вы считаете, справились ли мы с задачей?
Оценка своей работы по целеполаганию (помощь
учителя).
Солнце дарит лучик тепла каждому с пожеланием
(например, желаю счастья!) под композицию Г.
Хольберга "Сюита”.
Приятно было с вами работать! |