Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о
глаголе, причастии и деепричастии, о причастном и
деепричастном оборотах повторить:
- однородные члены предложения и их выделение в
устной и письменной речи;
- односоставные предложения;
- способы выражения сказуемого.
Задачи:
- закрепить навыки нахождения изученных частей
речи в текстах;
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать пунктуационную зоркость, навыки
обособления причастного и деепричастного
оборотов;
- воспитание патриотических чувств, уважения к
подвигу народа и историческому прошлому страны.
Оборудование и материалы:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал (клише ОК для проверки
усвоения теоретических сведений);
- карточки для индивидуальной работы;
- толковый словарь.
Эпиграф к уроку:
Мы в эту землю пол..гли
Чтоб вы на ней могли родит..ся
Чтоб на л..донях у Земли
Смогла пшеница к..лосит..ся;
Играя солнечным лучом
Пускай малыш смеется звонко
И объясняется в любви
В..храстый мальчуган девч..нке.
Ход урока
1. Организациооный момент.
Учащиеся занимают рабочие места, записывают
дату проведения урока, знакомятся с темой, целями
и задачами урока.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вступительное слово учителя.
Приветствуя вас в начале урока, я пожелала
вам всем,ребята, доброго дня. Он ведь
действительно такой, потому что каждый день,
прожитый в мире и согласии, обязательно добрый.
Этот день и многие, которые уже прошли и которые
еще будут у нас с вами, подарены нам миллионами
тех, кто не смог когда-то вернуться живыми с самой
страшной войны 20 века. Сегодня они были бы
седовласыми старичками, но остались навеки
молодыми. Чьи-то отцы и деды, дети и внуки, братья
и сестры, женихи и невесты, так и не успевшие
стать мужьями и женами.
Все дальше уходят от нас "суровые, пороховые”
военные годы. Но забывать их мы не имеем права,
именно для этого память нам дана: "если мы войну
забудем, вновь придет она”. Поэтому весь
материал, с которым мы будем работать на уроке,
посвящен этой теме.
Итак, я желаю вам удачи. Начнем нашу работу с
повторения.
2.1. Восстановить ОК по клише.
Повторение теоретических знаний о глагол,
причастии и деепричастии.
2.2. Орфографическая разминка.
(Проводится в форме комментированного диктанта
одним из заранее подготовленных учащихся).
2.3. Работа с текстом эпиграфа:
Переписать, вставить пропущенные буквы и
расставить знаки препинания, объяснить их
расстановку; проанализировать предложения с
точки зрения их строения, сделав их
синтаксический разбор.
2.4. Словарная работа. Параллельно с
работой над эпиграфом двое учащихся работают со
словарями, находя в них определения слов,
записанных на доске: доблестный, героизм,
обелиск, самоотверженный, ратный,
многострадальный.
2.5. Проверка выполненной над эпиграфом
работы. (Один учащийся работает у доски,
остальные, обменявшись тетрадями, проводят
взаимопроверку)
3. Работа по теме. Выполнение практических
заданий.
3.1. Учащиеся, работавшие со
словарями, дают толкование ЛЗ слов. (Слова
записываются в ученические словари, формируется
"Мудрый словарик”)
3.2. Самостоятельная работа с текстом.
Дорогой ценой далась нам Победа! ... трудом в
тылу и ... подвигами ковалась она. Массовый ...
проявляли наши воины на фронтах. О (об) их ... и ...
свидетельствуют бе..числе..ые об..лиски обильно
усеявшие поля сражений. Из дыма и пепла городов и
д..ревень сожж..нных и ... врагом возрождалась ...
земля. Наша политая кровью истопта..ая кова..ыми
сапогами изране..ая бомбами и снарядами.
Задания:
- переписать, вставить в текст подходящие по
смыслу слова (используя и те, которые были ранее
записаны в словари);
- расставить знаки препинания, выделить
грамматические основы,
- указать ряды однородных членов.
Параллельно трое учащихся выполняют
индивидуальную работу по "Карточкам для друга”,
подготовленным учащимися дома. Проверку
выполнения осуществляют авторы карточек,
перепроверку - ученик-ассистент либо учитель).
3.3. Графический объяснительный диктант.
Повторение орфограммы Н и НН в причастиях и
отглагольных И.П.: кованый, израненная,
взрыхленная, рваный, раненый (боец),
восстановленный, скошенная, созданы,
разрушенные, нанесший неожиданный удар,
испытанный в боях.
Образец выполнения:
н |
НН |
НН |
н |
н |
НН |
НН |
н |
НН |
Нн |
Нн |
И.П. |
Прич.
с прист. |
Прич. с прист. |
И.П. |
И.П. |
Прич.
с прист. |
Прич.
с прист. |
Кратк. прич. |
Прич. с прист. |
! |
Прич+ зав.сл. |
3.4. Синтаксическая пятиминутка:
Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в
огне, на фронтовых дорогах, которые пролегли от
Волги до Берлина.
- произвести полный синтаксический разбор
предложения;
- указать количество рядов однородных членов в
предложении.
3.5. Выборочный распределительный
объяснительный диктант с самопроверкой.
Записать в две колонки одиночные причастия и
деепричастия, причастные и деепричастные
обороты. (Cлайды 6-7)
Образец выполнения:
…,//преград не зная//, …..,//друзей теряя//.
1. Шел солдат, преград не зная, Шел солдат, друзей
теряя.
2. Промчались годы боевые, в сердцах оставив
вечный след.
3. Землю спасая, смерть презирая, шел вперед
солдат.
4. Гляжу в задумчивом покое на куст, склоненный
над рекой.
5. Молодой израненный боец на товарищей своих
смотрел с мольбою.
6. Не помня о корнях своих, мы навсегда теряем
крону.
7. Голос орудий, плохо слышимый в катакомбах,
напоминает отдаленный лай собак.
4. Подведение итогов урока.
4.1. Рефлексия личной успешности на
уроке. Выставление себе отметки за работу на
уроке каждым учащимся.
4.2. Оценка деятельности класса и
учащихся, работавших индивидуально, учителем
5. Домашнее задание:
- повторить ОК "Наречия и их правописание”
(сигнал 1 и 2);
- выписать из рассказа "Юшка” А.Платонова или
сказки-были "Неизвестный цветок” 5 предложений
с наречиями, определить их синтаксическую роль;
два наречия разобрать как часть речи.
Индивидуальные задания:
двоим учащимся: подготовить
орфографическую минутку по правописанию наречий
(15-20 слов); подобрать предложение для
синтаксического разбора;
для сильных учащихся: сочинение-миниатюра
на тему: "Бой идет святой и правый”. |