Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 20.05.2024, 11:52:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных
21.11.2010, 12:17:43

Тип урока: урок объяснения нового материала

Форма урока: работа в научно-исследовательской лаборатории с элементами театрализации

Цели:

  • Образовательная: изучение орфограммы № 35 "Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”;
  • Развивающая: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • Воспитывающая: привитие любви к родному краю, интереса к чтению сказов П.П. Бажова, стремление познать тайны уральского говора.

Основные этапы:

  • организационный момент,
  • объяснение нового материала,
  • закрепление,
  • создание фрагмента исследовательской работы,
  • домашнее задание,
  • рефлексия.

На уроке формировались следующие компетенции:

  • культуроведческая – дети учатся понимать окружающий мир, знакомясь с жизнью русской деревни и уральскими говорами;
  • учебно-познавательная – учащиеся самостоятельно определяют учебную задачу урока, учатся самостоятельно добывать знания;
  • информационная – дети учатся искать, анализировать и находить необходимую информацию;
  • коммуникативная – учащиеся овладевают всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
  • лингвистическая – ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Ход урока

1. Приветствие.

Доброе утро, друзья!

Сегодня вы, как и я, стали полноправными участниками конкурса "Учитель года”. Конечно, нас многое разделяет: вы учитесь в школе № 121, а я работаю в гимназии; вы еще только шестиклассники, а я буду в этом году выпускать одиннадцатый класс.

Но все же давайте подумаем, что нас может объединить, сделать ближе друг к другу.

(Я надеюсь, что вы, как и я, любите русский язык. Мы живем в одном удивительном городе – Снежинске. А еще мы земляки, южноуральцы.)

2. Эмоциональный момент

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение с пропущенным словом "колдовали”).

Урал. Уралу. Об Урале…
И все о нем, все об одном!
Недаром сосны …
Ночами над моим окном.
Недаром, нет, совсем недаром
Так истово свой край люблю, -

признавалась известная уральская поэтесса Людмила Татьяничева.

Вы обратили внимание, что в 3-й строке пропущено слово? Сейчас вы должны будете его угадать. А я вам помогу: это слово – глагол в форме прошедшего времени, во множественном числе, однокоренное к слову "колдовство”. (Не забывайте о рифме-созвучии.)

Ответ – колдовали.

Презентация.

3. Игра "Ассоциации”

А теперь давайте поиграем в ассоциации. Назовите слова, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово "колдовали”. Итак, колдовали…

(А мне кажется, слово "колдовство” связано со словом "сказка”.)

Сказка, сказывать, сказ…
Посмотрите на экран.

Учитель читает запись на слайде: "Сказ – народно-поэтическое повествование, ведущееся от лица рассказчика”.

Рассказывали его обычно старые, многоопытные люди, сочетая в них правду (быль) и вымысел (фантастику).

- Ребята, вы узнали самого известного уральского сказителя? А хотите сегодня попасть в один из сказов? (Павел Петрович Бажов)

4. Элементы ролевой игры (театрализация)

- Посмотрите на этот сундучок. Сейчас я его открою, и …

(Учитель достает корону Хозяйки Медной горы и надевает на себя)

- Догадайтесь, кто я, героиня какого сказа П.П. Бажова? ("Медной горы Хозяйка”)

- Правильно, я – Хозяйка Медной горы, а вы сегодня горных дел мастера, и ваша награда за хорошую работу – уральский камень малахит.

(Учитель показывает ребятам медали с малахитом)

5. Слово учителя:

Итак, начинаю сказ…

Много-много лет назад на пустыре в городе Снежинске разбили участок и решили тут школу поставить: ребятишОк-то в городе много, надо же им всем "азы” грамотности познавать, а места в других школах не хватат. Сказано-сделано. Построили школу, дали ей номер 121. И собрали сюда великое множество умненьких мальчишОк и девчонок. Стали уроки разные вести: математику, чтобы денежки хорошо считали, географию и историю, чтобы все знали о своем крае, его богатствах, и, конечно, русский язык, чтобы мысли свои выражали правильно и писали грамотно.

6. Этап объяснения нового материала

1) Игра "Четвертый лишний”

Давайте поиграем в "Четвертый лишний”. Прочитать ряд слов.

Жуч…к, ореш…к, свеч…й, реч…нька.

- Найдите лишнее слово и объясните.

- Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы.

Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово).

Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать.

- Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему нашего урока.

Это гласная или согласная буква? ( Гласная… Одновременно подчеркиваем одной чертой пробел и записывает первое слово темы на доске.)

- После каких согласных находится буква-орфограмма?

(После шипящих. Делаем запись на доске через пробел.)

- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе…)

- В словах какой части речи? ( В существительных…)

На месте пропуска в теме поставить знак вопроса.

- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах? (Предположения ребят)

Тема: "Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”

2) Работа с учебником

- Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику

(Авторы: М.Т.Баранов и др. Русский язык.- М., Просвещение, 2008г.).

Открываем учебник и читаем правило на странице 106.

- Так какие же гласные пропущены в этих словах?

- Давайте впишем их в тему урока. А теперь прочитаем тему урока целиком.

- Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте правило и найдите ответ на главный вопрос: от чего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах существительных?

7. Закрепление нового материала.

Мы с вами знаем правило и можем вставить пропущенные буквы в слова на доске.

1) Поможет нам не ошибиться образец рассуждения.

Возьмите опросный лист (Приложение № 1) и давайте прочитаем вслух запись под цифрой 1.

- Пользуясь образцом рассуждения, сделайте выбор гласной в слове "жучок”, "орешек”, "свечой”, "реченька” и т.д.

- Давайте еще раз вспомним правило.

2) - А сейчас давайте потренируемся.

Работаем по цепочке со словами, записанными на доске. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор и обозначить орфограмму графически.

Пауч…к, зайч…нок, голубоч…к.

- Определите значение суффиксов в этих словах? (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс –онок- помогает назвать детенышей животных.)

8. Работа по развитию речи.

1) Слово учителя:

Ребята из 6 "Б” класса гимназии прислали вам свои рисунки. На них изображены животные, которые встречаются в наших лесах. Назовите их, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.

2) А теперь выполним задание 3 на опросном листе.

Учитель читает задание вслух.

Учитель выслушивает 1-2 учеников.

9. Работа в группах.

Теперь я вам предлагаю поработать в группах. А один ученик будет выполнять на доске индивидуальное задание.

- Ребята c 1-х и3-х парт, повернитесь к сидящим за вами.

- Выберем мастеров, которые будут руководить работой артелей.

- Выполнять задание № 4 будем на опросном листе.

Прочитайте задание и работайте в указанной последовательности.

Проверка работы в группах.

- Итак, закончили работу в группах.

Установка для всех ребят класса:

Когда мастера будут отвечать, ребята, вы должны внимательно слушать мастера, найти названное слово в предложении, вставить пропущенную букву и обозначить орфограмму 35.

Выводятся на слайде предложения 1-5 с пропущенными в суффиксах буквами.

1) Смотрят дед Кокованя и Даренка на козла: у Серебряного копытца на головке рожки по пяти веточ…к. ("Серебряное копытце”)

2) Видит Степан зеленый веселый роднич…к бежит, а рядом-то хозяйка-малахитница. ("Медной горы хозяйка” - фото на слайде)

3) Взял Данила-мастер водицы, хлеба и отправился в путь цветоч…к каменный искать. ("Каменный цветок”)

4) Вдруг из серединки костерка вынырнула Поскакушка, сарафанчик голубенький, а в руке синенький платоч…к. ("Огневушка-Поскакушка”)

5) Вспыхивал над Синарским озером клоч…к неба. ("Надпись на камне” - фото на слайде)

- Оказывается, Павел Петрович Бажов бывал на берегах нашего озера Синара, назвал его "Уральской феей” и рассказал о нем в своем сказе "Надпись на камне”.

- Давайте проверим работу.

Проверка индивидуального задания.

Задание (выполняется письменно на доске)

  • Выберите пословицы о труде.
  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Обозначьте орфограмму 35.
  • Объясните (устно).

- Прочитайте, пожалуйста, выписанные пословицы о труде.

1) Не ленись, плуж…к, – будет пирож…к.

2) Погода такая, что добрый хозяин собач…нку со двора не выгонит.

- Ребята, проверьте, правильно ли написаны слова с орфограммой 35, точно ли сделано графическое обозначение этой орфограммы.

10. Физкультминутка.

- Молодцы, настоящие старатели, по крупицам знания добывали и, конечно, устали.

Встаньте, ребята, пожалуйста. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы попробуете изобразить названные мною действия.

Мы писали, мы писали,
Орфограмму изучали,
Малахиты все собрали.
Признаемся: мы устали.
А теперь мы отдохнем
И работать вновь начнем.

- Садитесь, ребята. Мы продолжаем работать.

11. Работа над созданием фрагмента исследовательской работы, которая будет связана с изучением орфограммы № 35.

1) Слово учителя.

Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что язык сказов необычный. Он отражает особенности уральского говора. Давайте послушаем, как говорит одна сказительница – бабка Власиха. Слушайте внимательно, потому что вам потом предстоит ответить на вопросы. Посмотрите на экран, прочитайте их про себя.

2) Прослушивание записи уральского говора

3) Беседа.

- Учитель читает вопросы, а дети отвечают.

- Быстро или медленно старушка говорит? (быстро)

- Какой звук произносит после шипящих в суффиксах существительных? [о]

- Как произносит окончание глаголов 3-го лица? (выпадают звуки)

- Какой звук произносит на месте ударного [э]? [и]

4) А теперь давайте обобщим наши наблюдения. Посмотрите задание № 5 на опросном листе. Учитель читает задание.

Один ученик выходит к доске и читает получившийся текст.

Таким образом, иногда уральцы допускают ошибки в устной речи. А нам нужно учиться говорить красиво и правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

Ну, что ж, друзья, я поздравляю вас: вы создали первый раз в своей жизни фрагмент исследовательской работы!

5) Тема работы

- Подумайте, как можно назвать наш исследовательский труд? (Ответы ребят)

Да, это непросто, вы делаете это впервые. Я предлагаю название "Особенности уральского говора”. Запишем его в опросный лист.

Наш урок подходит к концу. Домашнее задание у вас на распечатках.

12. Домашнее задание (распечатка и слайд)

1. Выучить правило (орфограмма 35).

2. Написать сочинение-миниатюру на тему "Любимое место на Урале для отдыха моей семьи” (с использованием слов с орфограммой 35: бережок, лужок, ежонок, бельчонок…)

3. По сказам П.П. Бажова составить кроссворд, введя слова с орфограммой 35 (сундучок, собачонка, стожок…). Это задание выполните по желанию, можно объединиться в группы.

13. Итог урока (рефлексия)

- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие моменты урока вам особенно запомнились?

Вы сегодня хорошо потрудились, показали свое мастерство.

- Кто из вас сколько сегодня малахитов добыл? У кого их больше?

(Отметки за урок)

14. Слово учителя:

Итак, друзья, мне кажется, мы стали ближе, а объединил нас интерес к русскому языку.

Не так ли?

Спасибо всем за сотрудничество и сотворчество!

До новых встреч!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 3077 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0