1. Заполните таблицу приведёнными ниже
примерами.
Приближение |
Присоединение |
Пространственная близость |
Неполнота действия |
Очень |
Пере- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справок: приморский, приоткрыть,
премудрый, преградить, прилететь, прибить,
привязать, прискакать, прибрежный,
приумолкнуть, предобрый, прекратить,
прибежать, пришить, пришкольный, прилечь,
престрогий, преступить.
Внимательно рассмотрите таблицу и
попробуйте сформулировать правило выбора
букв Е, И в приставках пре- и при-. Сравните
его с правилом в учебнике.
2. Орфографическая диктовка с обоснованием
выбора гласной в приставке.
Прищуриться, приближаться, прицепиться,
приморский, претерпевать, превозмочь,
приамурский, предлинный, прерывистый,
пригубить, преодолеть, придержать, привал,
прикосновение, привскочить, приглядеться,
пригородный, преувеличение, преступление.
3. Работа с сигнальными карточками. Учащиеся
поднимают карточку с буквой Е, если
приставка пре-, и карточку с буквой И, если
приставка при-.
Премиленький, прикусить, прижимать,
привозной, приварить, придорожный,
преображаться, преотличный, пресерьёзный,
приземляться, превосходный, приотстать,
примерзать, приободриться, привертеть,
преподнести, прикасаться, преследовать,
прийти.
4. Выбор гласной в зависимости от
лексического значения слова.
Соотнесите слово с соответствующим ему
лексическим значением, вставьте
пропущенные буквы.
Пр…бывать к станции |
граница, рубеж |
пр…дел |
находиться |
пр…ёмник |
дать приют, проявить заботу |
пр…емник |
добавление к чему-то, пристройка |
пр…бывать в городе |
не переставая |
пр…зреть сироту |
осуществить мечту, перевести в дело, в
жизнь |
беспр…станно |
принимающий сигналы |
новый пр…дел |
последователь, перенимающий что-то от
другого |
пр…твориться |
приближаться |
пр…творить в жизнь |
принять иной вид |
пр…терпеть лишения |
событие, переходящее из разряда
значимого в повседневное |
пр…ходящее явление |
вынести, перетерпеть |
5. Работа со словами из словаря "Пиши
правильно” в учебнике Русский язык:
учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений / М. Т. Баранова и др. – М.:
Просвещение, 2006.
Выбор слов на орфограмму "Гласные в
приставках пре- и при-”. Составление и
запись словосочетаний или предложений со
словами из словаря.
6. Вспомните и запишите слова, которые
пропущены в пословицах.
- Был Филя в силе - все други к нему валили, а
… (пришла) беда - все прочь со двора.
- Зависть добра не … (прибавит).
- Мужику лето за … (привычку), волку зима за
обычай.
- Умение везде найдет … (примененье).
- Чему учился, тому и … (пригодился).
- Грамоте учиться – всегда … (пригодится).
- Ворчаньем наскучишь, … (примером) научишь.
- В умной беседе быть - ума … (прикупить), а в
глупой - и свой растерять.
- Чужая сторона … (прибавит) ума.
7. Итог урока.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша
задача – назвать приставку пре- или при-,
когда я подниму руку.
При- или пре-, пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт,
Пишется при-, несомненно,
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
Пре- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
|