Цели: 1. Формирование у учащихся знаний и умений по правильному
употреблению в словах приставок при- и пре-.
2. Развитие аналитического и аналитико-синтезирующего мышления,
развитие познавательных, частично-поисковых умений, развитие
уверенно-сти
в своих силах.
3. развитие познавательного интереса у учащихся.
Оборудование: таблица «Правописание приставок при- и пре-»,
карточки 1,2,3.
Ход урока
Эпиграф
В разнообразии приставок - разнообразие смысла.
( К. Чуковский)
1. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
- Что такое приставка?
- Почему приставка значимая часть слова?
- Согласны ли вы с мнением известного вам писателя К.И. Чуковского,
который сказал, что «в разнообразии приставок - разнообразие смысла»?
- Докажите.
- Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
- Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.
- Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с?
Выборочный диктант.
- Найдите в стихотворении С.Есенина слова с приставками и выпишите
их, означая приставки и графически объясняя их написание.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось,
Чтоб совсем-совсем недолго
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Взаимопроверка: Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте
работу
друг друга.
2. Изучение нового материала.
- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо
писать в приставке слова примечталось.
Сообщение темы и цели урока.
Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре.
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры - приставки При и
Пре.
Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех
при-ласкать,
приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характе-ра. Она
всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение
приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «твоя мать Пере- не была такая
злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка
При-, её сестра, продолжала: «почему ты слово «передать»переделала и
получилось
слово «предать»»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется.
Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время,
и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени:
«прекрас-ный»,
«прелестный».
Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь
образу-ет
много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
- Понравилась ли вам сказка?
- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках
пи-шется
буква и, а когда буква е.
Самостоятельная работа.
Прочитайте материал параграфа № 26. Выясните, что нужно знать, чтобы
правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните в справочни-ке 2
графу таблицы:
Приставка Значение приставки Примеры
Вывод по теме:
- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в
словах?
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких - пре-?
3. Формирование умений и навыков. (Работа коллективная)
1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах:
приехать,
привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанцион-ный,
привинтить,
приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.
Орфографический разбор слова прийти.
Орфоэпический разбор слова прибыть (прибыл, прибыла).
Лексический разбор слова превозносить.
2. Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них
правопи-сание
гласных в приставках.
1) Час обеда (…)
Топот по двору раздался.
2) Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).
4) Пушки с (…) палят,
Кораблю (…) велят.
5) здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
6) Только поп один Балду не любит,
Никогда его не (…)
7) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Кто автор этих строчек?
4. Закрепление и совершенствование ЗУН.
Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-»
примерами.
(работа по группам. 1 группа - самостоятельно, 2 - группа с учителем).
1 группа. Пр...цепить, пр…интересный, пр…бегать, пр…градить,
пр…седать,
пр…колоть, пр…дорожный, пр…увеличить, пр…ковылять, пр…гореть,
пр…неприятный,
пр…рвать.
2 группа. Работа с упр. № 137 стр. 55.
5. Применение ЗУН.
Работа по разноуровневым карточкам.
Карточка 1. Уровень - запоминания.
Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя.
Пре- При-
пр…умножить (очень) пр…клонить (приближ.)
пр…давать (пере) пр…творить (неполн. действ.)
пр…ступление (пере) пр…бить (присоед.)
пр…скверный (очень) пр…школьный (близ.)
Карточка 2. Уровень - понимания
Спиши, вставь нужную букву в приставку. Объясни!
К тёплому месту змея пр…живается. Правда, как солнце, её ладонью не
пр…кроешь. Пр…шла беда - отворяй ворота. Отрезанный ломоть не
пр…ставишь.
Глупому сыну и родной отец ума не пр…шьёт.
Карточка 3. уровень - умений и навыков.
Исправь ошибки.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся
Ива-нушка
и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот
приспокойно
на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие
преграды.
Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на
придорожный
камень. Призадумался.
Взаимопроверка в парах.
6. Анализ, проверка и оценка результатов обучения.
7. Домашнее задание.
1 группа. Упр. 136
2 группа. Упр. 138 (по образцу)
8. Подведение итогов урока. |