Цели урока:
- Образовательные:
поднять старшеклассников на новый уровень
осмысления глобальных проблем; максимально
актуализировать их знания по другим предметам.
- Развивающие:
развивать
навыки работы в парах с раздаточным материалом
(карточками, письменными источниками, тестами);
навыки групповой работы; учить анализировать
полученную информацию, развивать воображение,
учить видеть причинно-следственные связи; вести
аргументированный спор.
- Воспитательные: обратить
внимание на нравственные аспекты в разрешении
глобальных проблем..
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Вид урока: лекция с элементами
аналитической беседы, практического занятия,
дискуссии.
Основные понятия: биосфера,
ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры,
парниковый эффект, опустынивание, кислотные
дожди, оружие массового поражения, терроризм,
концепция устойчивого развития, глобальный
прогноз.
Изучение новой темы
Этапы |
Приемы и средства
обучения |
Вводно-мотивационный
этап. |
Обозначение актуальности темы.
Постановка проблемы. |
I этап.
Что
такое глобальные проблемы? |
Лекция с элементами беседы. Выяснение
причин появления глобальных проблем, построение
схемы "Особенности глобальных проблем”. В
выводе фиксируется главное понятие темы. |
II этап.
Классификация глобальных проблем. |
Лекция с элементами аналитической
беседы и практического занятия: составление
таблицы "Классификация глобальных проблем”;
просмотр материала одной из новостных программ в
записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с
раздаточным материалом (карточками с заданиями,
письменными источниками); звучит композиция
"Прости, Земля”. Вывод. |
III этап.
Роль
международных организаций и движений в
современном мире. |
Сообщение группы учащихся-аналитиков,
заполнение таблицы "Международных организации
и движения”, беседа, дискуссия. Вывод. |
IV этап.
Поможем планете решить глобальные проблемы! |
Элементы практического занятия:
групповая учебная деятельность по заданию
(техника аквариума), аналитическая беседа,
дискуссия. Вывод. |
V этап.
Альтернативные сценарии будущего. |
Лекция с элементами аналитической
беседы, дискуссия. Вывод. |
Заключительный этап.
|
Коллективное обсуждение проблемного
вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу.
Проверка формализованных знаний через
тестирование. Взаимопроверка, оценка и
самооценка работы учащихся. Объясняется
домашнее задание. |
ХОД ДВУХ СПАРЕННЫХ УРОКОВ
Вводно-мотивационный этап
Эпиграф на доске:
Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее. А. Назаретян
Учитель. В современных условиях
обострились факторы риска, которые глобально
влияют на развитие мировой цивилизации. Этим
объясняется актуальность темы сегодняшнего
занятия – "Глобальные проблемы
современности”. Нам предстоит на основе
исторического анализа подняться на новый
уровень осмысления глобальных проблем.
Актуализируйте ваши знания из курсов истории,
обществознания, химии, физики, биологии,
экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам
предстоит ответить на проблемный вопрос
(записан на доске):
Неизбежен ли крах
человеческой цивилизации из-за глобальных
проблем?
I этап. Что такое глобальные проблемы?
Учитель. Вплоть до середины XX в. в
политическом языке отсутствовало понятие
"глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от
лат. globus – "шар”). Лишь на уровне философских
обобщений выдвигались идеи о связи деятельности
человека с состоянием биосферы (окружающей
его среды, которая поддерживает жизнь на Земле).
Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г.
высказал мысль о том, что деятельность
человечества приобретает масштабы, сопоставимые
с мощью природных сил. Это позволило ему
поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу
(сферу деятельности разума).
Вопросы учащимся: Почему вплоть
до
середины XX в. в развитии человечества не
существовало глобальных проблем? Что их
породило? В ходе обсуждения возможно пояснение
учителя.
Учащиеся подводятся к следующей
мысли, которая записывается ими в тетрадях:
Причины появления глобальных проблем:
- глобализация мира;
- огромные масштабы человеческой деятельности и
неспособность человека рационально
распорядиться этой могучей силой.
Вопрос учащимся: Каковы, на ваш
взгляд, особенности глобальных проблем? Ведется
обсуждение, одновременно с этим учителем на
доске рисуется цветными мелками схема, которую
учащиеся зарисовывают в тетрадях.
Особенности глобальных проблем.
Вопрос учащимся: Что же такое
глобальные проблемы? Ведется обсуждение,
учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Глобальные проблемы
– это совокупность проблем человечества,
возникших во второй половине XX в., угрожающих
существованию мировой цивилизации (вывод
фиксируется в тетрадях).
II этап. Классификация глобальных
проблем.
Учитель. В современной науке нет
устойчивого перечня и единой классификации
глобальных проблем.
Вопросы учащимся: Какие
проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По
каким разновидностям можно их сгруппировать? В
ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения
ребят, возможно внесение в нее необходимых
корректив.
Классификация глобальных проблем
Экологические |
Экономические |
Социальные |
Политические |
Духовные |
"Озоновая дыра”. Истребление лесов.
"Парниковый” эффект (глобальное потепление).
Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод
мирового океана, продуктов природы.
Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы,
землетрясения, наводнения, засухи.
Освоение космоса и мирового океана. |
Продовольственная проблема. Полюса
развития: "С-Ю”.
Проблема пределов экономического роста.
Истощение ресурсов.
Экономический глобализм.
|
Демографическая проблема. Проблема
охраны здоровья (рак, спид, атипичная
пневмония...).
Проблема уровня образования (1 миллиард
неграмотных).
Этнические, конфессиональные конфликты.
|
Проблема войны и мира: возможность
перерастания локальных конфликтов в глобальные,
опасность ядерной войны. Сохраняющиеся полюса
противостояния, борьба за сферы влияния
(США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский
регион).
Различия политических систем (демократия,
авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический,
уголовный). |
Деградация "массовой культуры”,
девальвация моральных и нравственных ценностей. Уход
людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
Рост агрессии, нервно-психических заболеваний
из-за массовой компьютеризации.
Проблема ответственности ученых за
последствия своих открытий. |
Просмотр эпизода одной из новостных программ
в записи (5 минут).
Беседа по вопросам к видеофильму: Какие
глобальные проблемы были затронуты в
сегодняшних новостях? Люди с разной степенью
остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая
из них наиболее актуальна для вас? Из практики:
приоритетной проблемой большинство
учащихся-москвичей, вспомнив теракты последних
лет, назвали терроризм.
Учитель решает, насколько подробным
должно быть рассмотрение отдельных проблем,
исходя из собственных предпочтений и того, как
широко эти проблемы были представлены в рамках
других учебных дисциплин. Возможно по отдельным
глобальным проблемам организовать работу с
раздаточным материалом (карточками с заданиями,
письменными источниками). Демонстрируются
иллюстрации по отдельным глобальным проблемам.
Звучит отрывок из музыкальной композиции
"Прости, Земля” в исп. группы "Земляне” (слова
А. Дементьева, музыка
В. Добрынина).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Глобальные проблемы
разнообразны, сложны, противоречивы. Они
настолько тесно переплетены и взаимосвязаны
друг с другом, что уместнее говорить о комплексе
глобальных проблем (вывод фиксируется в
тетрадях).
III этап. Роль международных
организаций
и движений в современном мире.
Учащиеся-аналитики выступают с
сообщениями о наиболее представительных и
авторитетных международных организациях и
движениях, пытающихся решить глобальные
проблемы. Используются информационные ресурсы
Интернета. Учащимся раздаются листы с частично
заполненной таблицей "Международные
организации и движения”.
Их задача: слушая
выступление аналитиков, заполнить последнюю
графу (статус и роль).
Вопросы учащимся: Поддерживаете
ли вы идею правящей элиты США об американском
мировом лидерстве, особой ответственности США за
миропорядок и решение международных проблем (т.е.
США – "мировой полицейский”)? Возможно
возникновение дискуссии (культура ее ведения:
"Позвольте мне с Вами не согласиться ...”, "Я
считаю ...”, "Мое мнение отлично от Вашего, т. к.
...”, "Вы не правы, т. к. .. .” и т. п.). Учитель
обращает внимание учащихся на то, что политика
США последних лет позволяет усомниться в
способности правящих кругов этой страны
адекватно воспринимать новые реальности
мирового развития. Как вы относитесь к тезису
американского ученого Пола Кеннеди о равной
ответственности между современными обществами в
решении глобальных проблем? Аргументируйте свой
ответ. Возможно возникновение дискуссии. Какова
роль России в становлении нового миропорядка, в
решении проблем современного мира? Вспомните
последние российские инициативы.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Лидерство одной державы не
может обеспечить стабильный миропорядок и
решение глобальных проблем. Необходимо
комплексное взаимодействие всего мирового
сообщества. Огромную роль в этом играют
международные организации и движения (вывод
фиксируется в тетрадях).
IV этап. Поможем планете решить
глобальные проблемы!
Используется техника
аквариума. Класс делится на 6 групп: с
первой по пятую – рабочие группы,
специализирующиеся на одной из пяти
разновидностей глобальных проблем; 6-я группа –
аналитики (они будут оценивать предложения
групп).
Задание для рабочих групп: Продумайте
и
сформулируйте пути решения одной из глобальных
проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения
интересующей их проблемы и определения общей
точки зрения, которую затем выскажут
представители каждой группы. Они должны
отстаивать позицию своей группы. Идет обсуждение
"проектов”, оценка аналитиков, резюме учителя. В
результате намечаются наиболее рациональные и
эффективные пути решения глобальных проблем.
Возможно не будут найдены ответы на все вопросы.
Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься –
это значит сделать первый шаг. Учащиеся
подводятся к мысли об ответственности за судьбы
мировой цивилизации не только лидеров
государств, но и рядовых граждан. Их задача, как
минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому
миру.
Учитель, обобщая вопрос: Теория В.И.
Вернадского о ноосфере могла представляться
утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь
становится реальной альтернативой гибельному
варианту развития событий. Именно эта теория
лежит в основе концепции устойчивого развития.
Она была принята международным сообществом на
конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть:
безудержный рост стандартов потребления
губителен для общества и природы;
научно-техническая и технологическая революции
должны направить усилия на разработку
"щадящих” технологий в интересах выживания,
сохранения природной среды существования
человечества.
Вопрос учащимся: Каким образом
человечество должно прийти к осознанию данных
идей? Возможно возникновение дискуссии.
Учитель. Это должно произойти через
духовное возрождение человечества. Например,
английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби
призывал прийти к этому через религию. Члены
Римского клуба говорят о возрождении
нравственно-духовных ценностей в целом.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Только через изменение
ценностных установок возможно сохранение
цивилизации. Будущее человечества зависит от
того, насколько быстро и полно будут осознаны и
приведены в действие главные факторы
устойчивого развития (вывод фиксируется в
тетрадях).
V этап. Альтернативные сценарии
будущего.
Учитель представляет учащимся
различные прогнозы развития мирового
сообщества.
Учитель. Глобальный
прогноз – это прогноз развития
человечества в свете существующих глобальных
проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в
трех основных направлениях:
- пессимистический прогноз,
предсказывающий в недалеком будущем глобальный
ресурсный, экологический, продовольственный
кризис и предлагающий выход, состоящий в
сокращении населения и производства (английский
ученый Томас Мальтус);
- оптимистический прогноз,
считающий, что: недра Земли, Мировой океан и
космическое пространство содержат множество еще
не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов;
демографический взрыв не вечен; сокращение
военных расходов и установление мира на Земле
станут жизненной необходимостью и реальностью, а
значит, откроется путь к устойчивому
экономическому процветанию, и станет возможным
социальный и научно-технический прогресс
человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);
- нейтральный прогноз,
исходящий из того, что невозможно с
определенностью сказать, приведут ли глобальные
тенденции к ужасным катастрофам или будут
предотвращены удивительными достижениями
человеческой приспособляемости (американский
ученый Пол Кеннеди).
Вопрос учащимся: Представьте
ваш
сценарий будущего человечества. Возможно
возникновение дискуссии.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Существует множество
вариантов будущей динамики развития мировой
цивилизации, но реализуются они в рамках веера
возможных альтернатив (вывод фиксируется в
тетрадях).
Заключительный этап.
Коллективное обсуждение
проблемного вопроса, который был поставлен перед
учащимися в начале урока: Крах человеческой
цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен?
Возможно возникновение дискуссии.
Учащиеся вспоминают эпиграф урока и
подводятся к итоговому выводу.
Итоговый вывод: Многообразие и темпы
развития глобальных проблем огромны и
устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое
успеть предпринять для замедления их
воздействия и даже исправления ситуации в целом,
иначе человечеству останется винить лишь себя за
все последующие невзгоды. Апокалипсис или
золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют
итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают
свое мнение, возможно отличное от данного).
Этап проверки формализованных знаний
учащихся проводится через тестирование. Затем на
доске открывается ключ к тестам и критерии
оценки; проводится взаимопроверка в парах: все
построено на доверии. Осуществляется оценка и
самооценка работы учащихся.
Учитель объясняет домашнее задание:
- параграф соответствующего учебника;
- знать конспект;
- творческая работа по одной из глобальных
проблем (эссе, презентация в формате Power Point,
реферат – на долгосрочную перспективу с
последующей защитой).
|