Цели:
- Продолжить углубление представлений учащихся
об историческом усложнении растений на основе
изучения особенностей размножения голосеменных,
их строения, разнообразия.
- Формирование знаний о хвойных растениях на
примере сосны, ели и других ценных хвойных
растений.
- Продолжать формировать навык работы с
натуральными объектами, навык выполнения
биологического рисунка.
Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о
разнообразии и размножении хвойных
голосеменных, гербарные экземпляры побегов и
шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных
работ.
I. Домашнее задание. П. 42, завершить
лабораторную работу.
П. Актуальность
- Органы растения.
- Отделы растений.
- Характерные черты водорослей.
Представители.
- Характерные черты мхов. Представители.
- Характерные черты папоротникообразных.
Представители.
Ш. Изучение нового матеериала
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы
растений – отдел голосеменные. Принципиальное
отличие растений этой группы от растений,
изученных нами ранее, состоит в способе
размножения.
Как происходит размножение папоротников,
мхов?
Посредством чего размножаются голосеменные?
(Семенами).
Возникновение семян – очень важный этап в
эволюции растений.
Слайды "Разнообразие голосеменных”.
Голосеменные появились на Земле примерно 370 млн
лет назад. Они оказались гораздо лучше
приспособлены к засушливым условиям, чем
папоротники. Для оплодотворения им не нужна вода.
Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов.
Все современные голосеменные – это деревья и
кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют
обширные леса и распространены почти на всех
материках. Травянистых форм среди голосеменных
нет.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите
основные признаки голосеменных.
Признаки растений отдела голосеменных.
- Размножение посредством семян.
- Не образуют плодов.
- Древесные растения или кустарники, иногда
стелющиеся формы.
- Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или
чешуевидные.
- Чаще всего вечнозеленые растения.
- Настоящие сосуды отсутствуют.
- Разнополые растения.
- Оплодотворение происходит без участия воды.
- Мужские гаметы – неподвижные спермии.
Свое название голосеменные получили благодаря
семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в
отличие от семян покрытосеменных растений не
защищены стенками плода.
Наличие семян является большим эволюционным
шагом, дающим этим растениям огромное преимущество
перед споровыми.
В чем заключается это преимущество?
(В отличие от спор в семенах имеется запас
питательных веществ, необходимых зародышу в
первое время его развития, пока у молодого
растения не сформируется корневая система. Кроме
того, внутри семени зародыш будущего растения
надежно защищен от неблагоприятных воздействий
окружающей среды. Все это значительно
увеличивает шансы молодого растения на
выживание).
- В семенах имеется запас питательных веществ для
зародыша.
- Внутри семени зародыш защищен.
Среди растений отдела голосенных много
древних видов и уже вымерших, но много и
современных. Наиболее знакомые и важные
представители этого отдела – класс хвойные.
Назовите хвойные растения.
Закрепление знаний и умений.
1. Какие растения называют голосеменными?
2. В чем состоит главное отличие голосеменных
растений от споровых?
3. Основные признаки голосеменных растений.
Тема. "Изучение внешнего вида хвойных
растений”.
Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и
семян хвойных.
Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели,
шишки сосны и ели, семена сосны и ели.
1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек
(побегов) сосны и ели. Укажите их основные
отличия.
2. Изучите, как расположены хвоинки у этих
растений. Найдите укороченные боковые побеги
сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их
на этих побегах?
3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер.
Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину.
Отметьте особенности хвоинок.
4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их
различия.
5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от
семян.
8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их
летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое
семя.
1 вариант описывает сосну.
2 вариант - ель.
Сравнительная характеристика сосны и ели.
Основные признаки |
Сосна обыкновенная |
Ель обыкновенная |
Характер хвои |
Хвоинки длинные, 3-5см в длину
расположены попарно на сильно укороченных
побегах. |
Хвоинки короткие (1,5-2 см),
расположены поодиночке, густо покрывают побеги. |
Шишки |
Относительно округлые. |
Более вытянутые. |
Закрепление.
Где образуются семена у голосеменных растений?
Почему отдел получил название "голосеменные”?
Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На
верхушках молодых побегов сосны в конце весны –
начале лета можно увидеть небольшие красноватые
шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки
представляют собой видоизменнный побег. У
шишки можно выделить стержень (или ось), на
которой расположены чешуи – видоизменные
листья. На верхней стороне каждой чешуи
расположено по два семязачатка, в каждом из
них образуется яйцеклетка.
Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в
длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы.
Мужские шишки расположены ниже женских на
тех же или на других ветках. На нижней стороне
чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка,
в которых созревает пыльца, из которой
образуются спермии. Спермии у сосны –
неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка
сосны имеет по два небольших пузырька,
наполненных воздухом. Благодаря наличию этих
пузырьков пыльца очень легкая и легко
переносится ветром.
В чем биологический смысл расположения мужских
шишек ниже, чем женских? (Приспособление к
перекрестному опылению).
Пыльца разносится ветром и попадает на
семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских
шишек. После опыления чешуйки смыкаются и
склеиваются смолой: начинается подготовка к
оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после
опыления происходит оплодотворение. Шишки и
семена сосны созревают на второй год после
опыления.
Слайд цикл развития сосны
После оплодотворения из зиготы развивается
зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года
шишка сосны высыхает, трескается и семена
высыпаются.
Семена голосеменных растений распространяются
животными или ветром. Семена
многих имеют особое пленчатое крылышко,
способствующее перемещению их при помощи ветра.
При попадании семян в благоприятные условия
они прорастают и дают начало новому организму.
Закрепление знаний и умений.
Значение голосеменных растений
Знакомство с некоторыми представителями
хвойных.
- В чем заключается отличие семян голосеменных
растений от семян покрытосеменных?
- Каково строение женской и мужской шишек сосны?
- Чем отличается строение женской шишки от
мужской?
- Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
- Как происходит опыление и оплодотворение у
сосны?
- Какими способами распространяются семена
сосны?
- В чем состоит эволюционное преимущество
семенных растений перед споровыми?
- Использование древесины в строительстве и как
поделочный материал.
- Получение бумаги (древесина ели).
- Сырье для промышленности (получение спирта,
пластмасс, лаков).
- Производство искусственных тканей
(искусственный шелк из древесины сосны).
- Получение витаминов (витамин С, каротин).
- Получение пищевого масла из семян кедровой
сосны и использование ее семян в пищу.
- Изготовление мебели, музыкальных инструментов.
- Получение смолы и ее производных: скипидара,
канифоли.
- Использование для закрепления почв и
прекращения эрозии (сосна).
- Озеленение дворов и улиц.
- Декоративное значение.
(Это интересно – сообщения учащихся)
- Голосеменные – в основном древесные растения,
реже кустарники.
- Размножаются с помощью семян, которые
развиваются в семязачатках, лежащих открыто на
чешуях женских шишек.
- Оплодотворение происходит без помощи воды.
- Мужские гаметы – неподвижные спермии.
|