Цель:
- выявление места декоративного искусства в
жизни общества;
- освоить технику работы и принципы гармонизации
композиции на основе цветовых ритмов и цветовой
доминанты.
Оборудование: гуашь, бумага, кисти№1;№2;№3,
шаблоны, демонстрационный материал, разделочные
доски, выставка детских работ.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: На предыдущих уроках мы
познакомились с древней русской игрушкой.
Назовите какие из них вы знаете?
Дети: Дымковская, филимоновская,
каргопольская.
У: Какой любимый персонаж у коргопольской
игрушки?
Д: Конь-Полкан и Полихан – чудо с
головой и туловищем человека и телом коня.
У: Какое разнообразие образцов воплотила в
себе филимоновская игрушка?
Д: Высокие, стройные крестьянки часто
держат что-то в руках: ребенка или курицу.
– Мужские фигуры статные, длинные чуть смешные.
– Удивительные кони с длинными как у жирафа
шеями; коровки, олени-растопырки, собаки, свиньи и
диковинные существа.
У: Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек
является дымковские. Назовите их.
Д: Разряженные барышни с пышной
прической или головными уборами; изящные оборки,
воланы, жгуты, кокетливый зонтик.
– Няньки-"кормилки” с детьми на руках.
– Лихие всадники; важные индюки.
III: Формирование новых знаний.
У: Мастерство, складывавшееся веками и
передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери,
живо по сей день.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с
народными промыслами нашей страны. Нам предстоит
выполнить композиции, украшенные в стиле
Городецкой росписи. Поэтому мы должны
познакомиться с особенностями этого промысла.
Искусство Городецкой росписи зародилось в
заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. С
давних времен местные жители украшали чудесной
росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки.
Мастера предпочитали желтый фон украшать
диковинными цветами: яркими розанами, купавками,
зелеными веточками. Часто цветочную композицию
дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота,
изображение барышень и кавалеров, всадников,
коней, чудо-птиц.
Яркость и разнообразие делали Городецкую
роспись особенно декоративной. Сначала мастер
делал крупной кистью замалевок – цветовое пятно
для круглой формы. Из них он составлял композицию
формы. Из них он составлял композицию. Затем
усложнял форму цветка. Завершалась работа белой
оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек.
Из ограниченной цветовой палитры: красный,
синий, зеленый, желтый, черный – мастера делали
удивительные по яркости насыщенности и цветовой
согласованности композиции. Художники Городца
удивительно владели чувством цветовой гармонии
и сочетаемости цветов.
VI. Работа вместе с детьми
Показ элементов узора.
У: Скомпоновать рисунок.
(Работа гуашью, кисточками.)
У: Определяем центр композиции розанами:
крупной кистью №3 делаем замолевок -цветовое
пятно круглой формы. Затем усложняем форму
цветка, берем кисть №2, обрамляем лепестками от
середины вверх (по краю круга) в убывающем
порядке. Завершаем работу белой и черной
красками в виде дуг и точек тонкой кистью№1
оживки.
– Создать композицию купавками: делаем
замолевок – цветовое пятно круглой формы и белой
и черной краской оживки.
– Создать сюжет – сказочная птица, конь,
барышня.
Для облегчения работы предлагаю шаблоны.
У: Мы познакомились лишь с малой частью
великого культурного наследия, которое оставили
наши предки.
Мир, в котором мы живем, переполнен информацией,
новыми машинами, технологиями. Он постоянно
подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя
шаг.
Декоративно-прикладное искусство возвращает
нас к нашим корням, к природе, к красоте созданной
руками мастеров. Их произведения продолжают жить
в музеях, на выставках, на производствах
традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и
делают ее ярче и красивее.
V. Практическая работа
Задание: Выполнить импровизацию по
мотивам Городецкой росписи на изделиях
изготовленных старшеклассниками на уроках труда
(стульчики, стол, колыбель).
VI. Подведение итогов
В конце урока проводится анализ работ и
выставка. Работы дарятся детям в детский сад.
VII. Домашняя задание
Подготовить сообщение по теме: "История
возникновения хохломской росписи”. |