Цели:
- углубить знания об основных чертах
традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
- сделать выводы об отличиях традиционных
обществ от обществ европейских;
- убедиться в зависимом от государства положении
личности в традиционном обществе;
- развивать познавательный интерес школьников,
умение работать с картой
Форма урока: комбинированный
урок, работа в группах, заочное путешествие
Основные понятия и термины:
традиционное общество ,монополия, сословие,
каста, ценности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала на основе
имеющихся знаний
(К доске прикреплена карта: "Евразия” с
обозначенной границей.)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим
знакомство с удивительными странами нашего
прекрасного мира, со странами Востока, поскольку:
"Азия выступает по сравнению с крошечной
Европой во всём величии своего огромного
пространства, хронологически она представляется
всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.
Она неизмерима, мощна по своему объёму и
человеческим массам – нечто длящееся, медленно
движущееся”. (Немецкий философ Карл Ясперс)
– Ребята! Многие из вас, наверное, как и я,
любят путешествовать. Но какое же путешествие
может быть в середине учебного года? И вот я
вспомнила слова Александра Твардовского:
"Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь…”
– Сегодня я предлагаю вам совершить
путешествие и в пространстве и во времени. При
помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера,
мы переносимся в восточную и южную часть
материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию
периода 16–17 вв.
Профессиональные путешественники обычно ведут
наблюдения, путевые дневники, где составляют
описания увиденных земель, делают свои открытия.
– Например, вспомните, тверской купец Афанасий
Никитин совершил путешествие (когда?,в каком
году?)(куда?) и по итогам своего путешествия
написал книгу (какую?)
– Вот и вам сегодня в результате нашего
путешествия предстоит составить путевой лист по
странам Востока 16-17 веков.
– В любом путешествии исследователи берут с
собой проводников, показывающих дорогу,
рассказывающих о традициях, обычаях дальних
стран.
– Сегодня у нас на уроке проводниками будут
специалисты по Китаю – …,Японии – …,Индии – … .
И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания
мы будем оценивать жетонами.
Итак, на нашем пути...
1-я остановка "Государство”
Работа по карте "Китай. Япония. Индия в XVI–XVII
вв.”
– Для успеха путешествия нам с вами
предстоит взять карту. По ней мы определим
местонахождение Китая, Японии и Индии.
(Специалисты-проводники выходят к доске с
выступлениями.)
а) Историко-географическая справка. (Демонстрация
слайдов.) См. Приложение
1, Приложение
2
Китай |
Япония |
Индия |
Китай – страна загадок и чудес с
древней историей, уникаль-ными традициями и
утончённой философией. Китай расположен в
Восточной и Центральную части Азии.
Китай – очень древнее государство. Учёные
нашли в одной из его пещер остатки предков
человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет
назад.
Вопрос:
– Вспомните, что изобрели китайцы?
|
Япония – это "игрушечная страна” с
гейшами и бумажными фонариками, с цаплями,
драконами и многочисленными старинными
традициями, страна самураев, беспрекословного
повиновения и дьявольской хитрости. К востоку
от тихоокеанского побережья Азии протянулась
цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю –
самые крупные из них. Острова вытянуты с севера
на юг.
Большая часть всей площади японских островов
занята высокими и крутыми горами.
Вопрос:
– Кто знает, какая самая высокая гора в
Японии, которая ещё является и вулканом? |
Индия – родина шахмат, родина
арифметических чисел, которыми мы привычно
пользуемся сегодня. Индия отличается
причудливым переплетением различных народов,
языков, религий, культурных и прочих традиций.
С древности Индию представляли страной чудес,
несметных богатств.
От Китая Индию отделяет цепь высочайших на
Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё
сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли.
Вопрос:
– Вспомните, за какими индийскими товарами
приходили корабли из других стран? |
б) Определение древних и современных столиц
стран.
Работа со школьными атласами по зарубежной
истории (О.С.Сороко – Цюпа,В.В.Артёмов,
Т.И.Тюляева)
– Откройте настольные атласы по зарубежной
истории, определите столицы стран Китая, Японии,
Индии.
Работа в путевых листах
– Назовите современные столицы стран Китая,
Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели). Запишите.
– А теперь посмотрим, как вы справились с
домашним заданием и узнали о древних столицах
этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация
слайдов.)
– Наша разминка и знакомство со странами
Востока закончилась.
в) роль государства – регулятора хозяйственной
жизни традиционных обществ Востока
– А теперь рассмотрим, что представляла
собой хозяйственная жизнь в традиционных
обществах Востока, таких государствах, как Китай,
Япония, Индия?
Работа в словарях
– Но прежде, откроем словари, заглянем в
лабиринт понятий и вспомним, что же такое традиционное
общество?
– Молодцы! А теперь ответьте на следующий
вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни были
характерны для традиционных обществ Востока?
Ответить на этот вопрос поможет наш друг –
учебник.
Работа по учебнику "Новая история”
(А.Я.Юдовская, П.А.Баранов). 7-й класс, с. 264–265
– Сделаем выводы.
- Всевластие государства, характерное для
восточных традиционных обществ, проявлялось в
том, что оно являлось верховным собственником
земель.
- Государство регулировало хозяйственную жизнь:
устанавливало цены на товары, монополию на
некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило
налоги на ремесленников и купцов.
- Государство устанавливало правила жизни всех
сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое монополия?
2-я остановка – "Сословный строй”
– Итак, государство устанавливало правила
жизни всех сословий и строго следило за их
соблюдением.
Работа в словарях
– Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что
же такое сословие?
– Рассмотрим сословный строй каждой из страны.
Специалисты-проводники приглашаются к доске. А
все остальные будут работать в путевых листах.
Работа в путевых листах (Демонстрация
слайдов.)
Китай |
Япония |
Индия |
Императорская семья –
проводила время в развлечениях, "купалась” в
роскоши, принимала участие в оригинальных
церемониях |
Воины-самураи Принадлежность к
этому сословию передавалась по наследству.
Это – высшие военачальники: – князья, богатые
феодалы,
простые солдаты, высшие чиновники, низшие
чиновники.
Носили два меча, получали
пайки риса. Самураи разделялись на ранги.
Подчинялись кодексу чести "бусидо” |
Древние индусы подразделяли людей на
четыре главные социальные группы – касты. КАСТА
(в словарь!) – обособленная общественная группа,
связанная происхождением, правовым положением
своих членов.
К наивысшей касте относились учёные и жрецы. |
Чиновники (мандарины) – умели
читать и писать. Вели учёт населения, собирали
налоги, следили за исполнением законов,
организовывали строительные работы |
Крестьяне – основная масса
населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и
нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень,
просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду,
сделанную из конопли и шёлка |
За ними следовали сановники, воины
(кшатрии) |
Крестьяне- обрабатывали вручную
небольшие наделы, занимались сельским
хозяйством |
Ремесленники Жили в городах.
Сын наследовал профессию отца |
Затем купцы и землевладельцы |
Ремесленники – трудились, не
зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли
оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и
яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они
получали одежду, пищу или деньги |
Купцы Их считали
"паразитами”, которые сами ничего не производят |
И к самой низшей касте относились крестьяне
(вайшии) и слуги |
Торговцы – наживались на
торговле, ничего не производя. В обществе их не
уважали. |
|
Ниже последней стояла так называемая "каста
неприкасаемых” Это неквалифицированные,
презиравшиеся обществом профессии – уборщики.
Работники на кладбищах, палачи |
Вопрос: Объясните, почему в Китае и
Японии крестьяне стояли по иерархической
лестнице выше, чем купеческое сословие и
торговцы?
3-я остановка – "Религии Востока”
– Понять внутренний мир и главные ценности,
присущие людям традиционных обществ Востока
необходимо не познакомившись с их религиозными
учениями.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое ценности?
Работа в путевых листах (Демонстрация
слайдов.)
Китай |
Япония |
Индия |
"Три направления человеческой мысли”: –
конфуцианство;
– даосизм;
– буддизм |
Религиозные верования: – синтоизм;
– буддизм |
Религиозные верования: – индуизм;
– буддизм |
– Какая из данных религий лежит в основе
национальных религий этих стран?
– Если во всех странах исповедовался буддизм,
то, что вы знаете о буддизме? (Демонстрация
слайдов.)
Индия |
Япония |
Китай |
Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии.
Основателем буддизма является Будда, т.е.
"просветлённый”или посланник Бога |
Буддизм принесли на японские острова
корейские монахи. В 538 году они передали в дар
императору статуи Будды. С конца 6 века буддизм
превратился в религию императорского двора и
богатых сановников. |
В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили
китайцев с буддизмом. Это учение нашло много
сторонников. Местные монахи начали высекать в
скалах изображения Будды. |
– О таких религиозных направлениях, как
даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в
старших классах, а так же используя сведения
учебника и дополнительной литературы.
4-я остановка – "В мире прекрасного”
(Звучит китайская музыка.)
– Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация
слайдов.)
Индия |
Япония |
Китай |
– Вы знаете, к нам в гости из далёкой
Индии пожаловали индийские купцы и привезли
разнообразные пряности. Ваша задача распознать
эти пряности. (в трёх блюдцах – молотая
гвоздика, корица, лавровый лист) |
– Японцы создадут красоту
недосказанного (составление икебан) |
– А китайцы приготовят настоящий
китайский чай в настоящем китайском сервизе |
– Итак, какие пряности привезли из
далёкой Индии купцы? Рассказ
учащегося-специалиста:
Индийские блюда изобилуют всевозможными
пряностями.
Учёные обнаружили, что после употребления
большого количества приправ, человек чувствует
себя счастливым
|
-Посмотрим, какие икебаны составила
команда "Япония” Рассказ
учащегося-специалиста:
Икебана – самостоятельный вид
изобразительного искусства, цель которого
выражать красоту природы.
Перевод слова "икебана” может быть разным: - аранжировка цветов;
- искусство составления букетов;
- цветы, которые живут
Прелесть недосказанности – главное в этом
искусстве. |
– Угощайтесь настоящим китайским чаем Рассказ
учащегося-специалиста:
К распитию чая китайцы относятся очень
серьёзно, порой этот процесс может длиться
несколько часов.
Это занятие называется чайной церемонией,
которую проводят специальные обученные мастера. |
– Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.
5-я остановка – "Памятники культуры стран
Востока”
(Демонстрация слайдов.)
– Перенесёмся в удивительный мир памятников
культуры стран Востока и пусть каждый памятник
архитектуры расскажет сам за себя.
Китай |
Япония |
Индия |
Великая китайская стена Построили
более 2000 лет назад для защиты от захватчиков.
Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6
месяцев.
На строительстве стены трудились сотни тысяч
крестьян. Многие умирали от непосильного труда,
истощения, болезней. Умерших замуровывали в
стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м,
25 000 сторожевых башен были расположены через
равные интервалы.
К сожалению, в современное время Великая
Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение
экологической обстановки, возникновение
песчаных бурь ведут к разрушению Великой
Китайской стены. |
Святилище Синто В нём
японцы совершают религиозные обряды
Храм Кантэйбо
|
Тадж-Махал Сверкающий
белый дворец Тадж-Махал – мавзолей в Агре.17 век.
Он был возведён почти четыре века назад убитым
горем шахом в честь умершей молодой красавицы
жены.
Джодхпур
|
– Наше путешествие подходит к концу. Любой
путешественник в конце пути подводит итоги.
Итогом нашего с вами путешествия является багаж
знаний, накопленный на уроке. Давайте проверим
ваш багаж знаний.
3. Закрепление пройденного материала
Отгадывание кроссворда
– Если вы правильно заполните кроссворд, то
сможете назвать слово, зашифрованное в
выделенном столбце.
(Демонстрация слайдов.)
- Национальная одежда японцев?
- Моральный кодекс самураев?
- Кто такой богдыхан?
- Выдающийся мыслитель и мудрец Китая?
- Чем изобилуют индийские блюда?
- Где впервые возник буддизм?
- Самая высокая гора в Японии?
|
|
– Итак, какое слово получилось?
"И как ни парадоксально, именно современность
мнима, а история реальна” Л.Н.Гумилёв
4. Подведение итогов
– Посчитаем жетоны. У кого – 10? 9? 8?...2? 1?
– Как вы думаете, почему на жетоне каждой
страны изображён тот или иной предмет? (Демонстрация
слайдов.)
Китай – панда? |
Япония – самурай? |
Индия – корова? |
Панда, или бамбуковый медведь – национальное
достояние Китая, так как это животное находится
под угрозой исчезновения |
Самурай – один из самых колоритных
персонажей всемирной истории, это японский
рыцарь. |
Корова – священное животное Индии. В
корове воплощаются все божества. Есть мясо
коровы – кощунство, а вот кормить корову –
священное занятие. |
– На этом наш урок, собственно говоря, закончен.
Но мы не прощаемся со странами Востока и
продолжим их изучение на следующем уроке.
5. Домашнее задание
– А домашнее задание к следующему уроку я вам
вручаю:
- 1-я группа – более подробно узнать о развитии
сельского хозяйства в странах Востока
- 2-я группа – найти материал о китайской,
японской и индийской семьях
- 3-я группа – найти информацию о школах и
развитии образования в странах Китая, Японии и
Индии.
|