Ход и содержание урока.
1. На фрагменте контурной карты предлагается обозначить Россию и
сопредельные государства (Украину и Белоруссию) с помощью макетов
государственных флагов. Целесообразно разделить учащихся на 3 группы.
Каждая группа получает свои макеты флагов и с помощью различных
информационных источников: 1) учебника, например, "Мое Отечество"
(авторы, Д.Д.Данилов, С.В. Тырин); 2) физической карты России; 3) атласа
и др. определяет соотношение государственного флага и страны. Задание
может выглядеть следующим образом:
Дети в группах совместно находят в информационных;; источниках сведения и
расставляют флаги соответственно:
1 - Россия, 2 - Белоруссия, 3 - Украина.
II. Работа с полученной картой.
- Покажите территорию России, Украины, Белоруссии.
- Как вы определили? (По национальному флагу.)
Учитель обобщает: Действительно, каждое государство имеет свой флаг.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой
прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных
полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета (В
описании флага могут активно участвовать дети.)
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета
российского флага? На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
синий - небо, верность, веру; красный - смелость, доброту, честность,
огонь и кровь.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы
государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных
соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. В
каждой стране гордятся своими государственными символами. А какие еще
государственные символы России вы знаете?
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы
государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных
соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. В
каждой стране гордятся своими государственными символами. А какие еще
государственные символы России вы знаете?
(Если дети затрудняются ответить, то учитель напоминает про герб, гимн.)
III. 1) "Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о
страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться в XV
век, откуда берет начало история герба России".
2) Работа с "лентой времени".
У детей - индивидуальные "ленты времени", на которых они отмечают даты.
На доске - увеличенный вариант, где работает один из учеников,
комментируя свои действия.
- Покажите "день сегодняшний".
- Покажите отрезок "будущего" времени.
- Мы хотим отправиться в "прошлое". Куда будем двигаться?
- Обозначим X век.
- Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим на "ленте времени".
Учитель: "В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича,
внука Александра Невского, расширилось и укрепилось Московское
княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди
других князей Руси. Так возникло новое Московское государство. Его
первый правитель Иван III Васильевич стал именовать себя Великим
государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого
государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб
России - двуглавый орел, а на другой - всадник, поражающий копьем змея".
3) "Рассмотрите герб современной России, России сегодняшнего дня. Какие
его элементы напоминают герб Московского государства?" (Достаточно, если
дети выделят "орла" и "всадника".)
Учитель: "Двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения
в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об
исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла
защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца.
Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его
считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно
вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".
4) Далее целесообразно выполнить практическую работу следующего
содержания: у детей макете изображением герба России без щита и отдельно
щит с изображением Георгия Победоносца. Учащиеся с помощью клея
собирают полный макет герба России.
Можно использовать иллюстрацию из книги (см.: Гутко Н.Я. Твоя Россия:
Учебник-хрестоматия по истории. М.: Духовное возрождение. 1998. С. 128).
IV. Учитель: "Другим высшим символом государства является гимн".
Целесообразно в толковых словарях по группам или индивидуально найти
определение слова гимн (гимн - торжественное музыкальное произведение).
Учитель: "Гимн современной России принят в 2000 г. музыку написал А.В.
Александров, а слова - поэт С.В. Михалков". Далее проводится работа над
выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
A) Учитель: "Прочитайте про себя".
Б) Прослушивание чтения вслух учителем.
B) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно и т.п.) У
каждого ребенка обязательно текст на отдельном листе бумаги.
Учитель: "При исполнении гимна люди всегда встают, так они проявляют
уважение к государству, чей гимн звучит. И мы с вами сейчас встанем и
исполним гимн нашей Родины". Все встают и обязательно под аудиозапись
исполняют гимн.
Учитель обращает внимание школьников на гимн нашего города, столицы
России - Москвы. Он говорит о том, что москвичам присуще такое же
уважительное отношение к символам Москвы - гербу, флагу, гимну, как и к
символам нашей великой Родины - России.
V. Подведение итогов урока.
В ходе урока на доске появились слова "флаг", "герб", "гимн". "Какие же
высшие государственные символы России вы теперь можете назвать?"
С урока дети уносят собранный макет герба и текст гимна.
|