Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 07:12:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Государство и общество в 1930-е гг
04.04.2011, 13:26:17

Цель:

  • Участие в районном семинаре: "Профилизация учебного процесса, как средство построения индивидуальной образовательной траектории"
  • Тип урока: урок-дискуссия.
  • Методы обучения:
  • Проблемный;
  • Частично-поисковый.
  • Оборудование:
  • Презентация
  • Рабочие листы для групп.
Загрузить презентацию (14,13 МиБ)

Тема урока: "Государство и общество в 1930-е гг." (Слайд)

Ход урока

Задача:

- Доказать или опровергнуть, что Советское государство в 30-е гг. действительно являлось тоталитарным, и узнать, как складывались судьбы людей при данном режиме.

План урока. (Слайд)

  1. Кого защищал Советский закон?
  2. Массовые репрессии 30-х гг.
  3. Оппозиция сталинизму.
  4. Культ личности как новая религия.

Новая тема.

Эпиграф. (Слайд)

"Каждый поступок противодействия власти требовал мужества, несоразмерного с величиной поступка".
А.И. Солженицын.

1. "Кого защищал советский закон?"

А) Вводное слово учителя.

- О каком режиме идет речь? (Слайд?)

"Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".
Б.Муссолини.

- Дайте определение понятиям: "тотальный", "тоталитарный режим".

(Тоталитарный режим- государственный строй, осуществляющий полный контроль над всеми областями общественной жизни).

- Рассмотрим признаки тоталитарного режима и попробуем их охарактеризовать. (Слайд)

1. Власть принадлежит единственной массовой партии, стоящей над государственными органами или сращиваемой с ними.

2. Общеобязательная государственная идеология.

3. Репрессии как неотъемлемое средство политики.

4. Контроль над СМИ.

5. Централизованное руководство экономикой, господство государственной собственности.

6. "Монополия на оружие", на управление вооруженными силами.

 Б) Практичекая работа с Конституцией 1936 г.. (Раб лист , зад №1)

- Изучите фрагмент советской Конституции 1936 г..

- Проанализируйте, экономическую, идеологическую и политическую направленность советского законодательства. Дайте оценку правовой ситуации в стране". (Слайд)

5.12.1936 г. Принята Конституция СССР - "Конституция победившего социализма". Она провозглашала существование в СССР двух дружественных классов - рабочего класса и колхозного крестьянства - и социалистической интеллигенции. Конституция гарантировала гражданам в соответствии со статьей:

- 127 - неприкосновенность личности;

- 125 - свободу слова, печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций;

- 126 - право объединения в общественные организации , которые по статье 141 могли выставлять кандидатов в депутаты на выборах советов всех уровней;

- статья 134 провозглашала всеобщее, равное, избирательное право при тайном голосовании.

Итог: Конституция провозглашала широкие права и свободы граждан СССР: право на труд, образование, отдых, материальное обеспечение в старости; политические свободы, свободу совести. Но, как доказывает реальная жизнь, Конституция 1936 г., сразу же названная сталинской, была формально - декларированным документом. За её красивым фасадом скрывались тоталитарный режим с неограниченной властью Сталина, мощный репрессивный аппарат, огромная армия партийно-государственных чиновников, неподотчетных и неподконтрольных трудящимся. Выборы в таком государстве превращались в формальность, так как на одно место всегда претендовал только один единственный кандидат, заранее подобранный партийно-государственными органами. Любая оппозиция, любое инакомыслие в СССР жестоко подавлялись.

Для того, чтобы оценка правовой ситуации в стране была объективной, необходимо познакомиться с другими законами.

В) Работа в группах. (Раб лист , зад №2 )

- Изучите Постановления ЦК. Попытайтесь ответить на вопрос:

- Кого же защищало советское законодательство?

Задания по группам

1 группа

1929 г. Постановление ЦК: директор промышленного предприятия как единоличный начальник получает право увольнения рабочих без уведомления профсоюзов. Рабочие теряют возможность социальной защиты отстаивания своих прав на производстве.

1932 г. Закон "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов в укреплении общественной (социалистической) собственности" предписывал: к врагам народа, покушающимся на социалистическую собственность, применять "в качестве меры судебной репрессии" расстрел с конфискацией всего имущества или лишение свободы на 10 лет. Вскоре закон был распространен на "обширный круг преступлений", в том числе спекуляцию и саботаж сельскохозяйственных работ.

2 группа.

1932г. Постановление ЦИК и СНК "Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописке паспортов". Оно применялось для учета населения городов, рабочих поселков и новостроек, "разгрузки" от лиц, не связанных с общественно-полезным трудом и "очистки" их от "укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов". Паспорт ограничивал свободу передвижения граждан, обеспечивая тем самым эффективный контроль за ними со стороны государствава. Колхозники, лишенные права на получение паспортов, не имели возможности покинуть село.

1934 г., 8 июня. Введение "высшей меры социальной защиты" за измену Родине, ответственность всех взрослых членов семьи за преступление одного из них. Наказание для тех, кто знал о намерении родственника, - от 2 до 5 лет лагерного заключения, для тех, кто не знал - ссылка на 5 лет.

3 группа.

1934 г., ноябрь. Создание Особых совещаний для упрощения системы судопроизводства при наказании "врагов народа" и членов их семей.

1934 г., 1 декабря. Постановление ЦИК о рассмотрении дел о террористических актах против работников Советской власти: следствие ограничивается 10 дневным сроком, слушание дела идет без участия прокурора и адвоката, приговор о высшей мере наказания приводится в исполнение немедленно.

1935 г. Установлена уголовная ответственность вплоть до смертной казни для детей, начиная с 12 лет.

1937 г. Постановление от 1 дек. 1934 г. Распространяется на дела о вредительстве и диверсиях.

1937 г. - разрешение ЦК ВКП(б) на применение в практике НКВД методов физического воздействия против врагов народа.

Итог: (Слайд)

* Отрывок из доклада Л.М.Кагановича, который он озвучивал в Институте советского строительства и права (1929 г.) :

"У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент".

 В 1931 г. появилась пьеса Афиногенова "Страх". (Раб лист , зад №3 )

Её название отражало то чувство, которое было общим для миллионов советских людей. Один из персонажей пьесы так говорил о жизни общества:

" 80% : живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники - обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха!"

* 1931г.. Сталин парировал эту реплику в интервью немецкому писателю Э.Людвигу.

" Действительно имеется небольшая часть населения, которая боится Советскую власть и борется с ней:. Но тут речь идет не только о политике устрашения этих групп, которая действительно существует. Всем известно, что мы, большевики, не ограничиваемся устрашением и идем дальше, ведя дело к ликвидации этой буржуазной прослойки".

- Почему "великий страх" - неотъемлемая характеристика тоталитарного общества? (Слайд)

*В тоталитарном государстве под неусыпный контроль власти подпадают не только все сферы жизни общества, но и внутренний мир человека;

* полярность мышления "свой" - "чужой", "друг" - "враг";

* деиндивидуализация личности, легче управлять;

- Кого защищал советский закон?

2. Массовые репрессии 30-х гг. (Слайд)

А) Слово учителя:

Репрессии - :

Все ошибки и провалы в попытках модернизации страны, а также во внутренней и внешней политике объяснялись происками многочисленных врагов, "вредителей" и "саботажников". Начался процесс выискивания врагов народа, над которыми проводили открытые закрытые судебные процессы, в результате которых - расстрел, репрессия, ссылка.

Для достижения нужного эффекта от процессов по всей стране были организованы митинги, участники которых требовали решительной расправы с вредителями и шпионами. Свой вклад в нагнетание истерии внес пролетарский писатель М.Горький, он выдвинул лозунг: "Если враг не сдается, его уничтожают!".

Б) Работа в группах. (Раб лист , зад №4 )

1 группа. Изучает "Шахтинское дело" , "Академическое дело". (Слайд)

2 группа. Изучает "Дело Промышленной партии", "Дело ТКП".

3 группа. Изучает "Дело троцкистско-зиновьевского центра", "Дело над врагами Красной Армии".

В) Анализ таблицы "Количество репрессированных 1921 - 1940 гг". (Слайд)

"Без 37-го года,- констатировал маршал Сов. Союза А.М.Василевский,- возможно и не было бы войны в 1941 году. В том, что Гитлер решился начать войну: большую роль оказала оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел".

Вопросы:

- Как вы расцениваете слова Василевского?

- на основе каких фактов маршал СССР заявляет о нереализованной возможности предотвратить В.О.в? Согласны ли вы с его мнением?

*Из 1961 делегата XVII съезда партии (1934 ) почти три четверти были в последующие годы расстреляны.

Политика подавления, насилия, массового террора приводит к тому, что правовые понятия "вина", "виновность", теряют свой первоначальный смысл, ценность отдельной человеческой жизни становится все менее значимой

Итог:

- Почему тоталитарному государству был необходим террор? (Слайд)

Террор был необходим тоталитарному государству для создания всеобъемлющей репрессивной системы - "лагерной империи", "архипелага ГУЛАГ" (Солженицын) Государство истребляло не только тех , кто противодействовал его политике, но и тех, кто был ему предан - для создания "подсистемы страха", который проникал в саму сущность человека.

Лидер этого государствава подчинил своей власти все политические и социальные структуры, "функции государства сосредоточились в руках одного человека" (А.И.Зевелев)

Было создано общество, "которое принимало слова вождя за реальность и отвергало реальность, живя в ней" (М.Геллер, А.Некрич). Сталин и верные ему члены партии выступали в роли "спасителей" государства и общества от происков всяческих врагов.

Причины массовых репрессий до сих пор объясняются различными обстоятельствами. Современники из белой эмиграции рассматривают их как контрреволюционный переворот в СССР. По мнению Л.Д.Троцкого, они были связаны со становлением нового правящего класса в СССР - высшего звена чиновников и управленцев, узурпировавших право распоряжаться собственностью, формально считавшейся общественной.

После осуждения репрессий XX съездом КПСС в 1956 г. в отечественной науке они стали связываться преимущественно с личными качествами Сталина. Отмечалась его крайняя подозрительность, стремление к установлению абсолютной власти, нетерпимость к любой оппозиции.

3. Оппозиция Сталину. (Слайд)

а) Работа с отрывком из произведения А.И.Солженицина.

- При обсуждении проблемы сталинизма всегда встает вопрос о нравственном выборе людей, живших в те годы, об отсутствии активного сопротивления происходящему.

- Давайте ознакомимся с отрывком из произведения А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и попробуем ответить на вопрос, который он же нам и предлагает.

А.И.Солженицын. "Архипелаг ГУЛАГ".

"Если бы во время массовых посадок, например, в Ленинграде, когда пересажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих квартирах делали бы засады по нескольку человек с топорами,

Ведь заранее известно, что эти ночные гости не с добрыми намерениями идут - так не ошибешься, хрястнув по душегубцу. Или воронок с одиноким шофером, оставшийся на улице - угнать его или шины проколоть. Органы быстро не досчитались бы сотрудников, и несмотря на жажду Сталина - остановилась бы проклятая машина!".

Вопрос:

- Остановилась бы проклятая машина?

- К чему призывал Солженицын?

- Было ли сопротивление?

б) Сообщения учащихся.

Материалы для сообщения.

"Платформа Сырцова"

Сырцов Сергей Иванович (1893-1937) - член партии с 1913 г., выступал против Сталина с 1929 г.. Критиковал форсированную индустриализацию, систему управления, бюрократизм советской государственной машины. Вопрос о снятии Сталина с поста Генерального секретаря Сырцов намеревался поставить на заседании ЦК и ЦКК (Центральной Контрольной Комиссии). Сырцова поддержал член ЦК Ломинадзе, секретарь комсомольской организации Шацкин и др. В ноябре 1930 г. на политбюро в ЦК Сырцов высказал мнение, что Политбюро превратилось в совещательный орган при генеральном секретере (Сталине). Большинство членов политбюро приняло решение передать в ЦКК "дело" о фракционной деятельности Сырцова и Ломинадзе.И высказывания и контакты с другими членами партии были квалифицированы как заговор. В начале декабря 1930 г. появилось совместное постановление ЦК и ЦКК о возникновении в партии "лево-правого блока".

Впервые члены ЦК были исключены из партии не на пленуме ЦК, как это было положено по уставу, а на совместном заседании Политбюро и ЦКК - небольшой группой высших партаппаратчиков. Сырцов был репрессирован, а Ломинадзе покончил с собой после обвинения в создании террористической группы.

"Платформа Рютина".

Рютин Мартемьян Никитич (1890-1937) - член партии с 1914 г. Историки обсуждают два документа, известные как "Рютинская платформа". Позиция Рютина высказанная в начале 30-х гг., могла бы стать базой для объединения тех сил, которые осознавали пагубность сталинизма. После непродолжительного ареста и выхода на свободу Рютин пишет книгу "Сталин и кризис пролетарской диктатуры". К нему обращаются организаторы "Союза марксистов-ленинцев", основанного в августе 1932 г. старыми большевиками, предлагая написать программный документ их организации. Платформой союза стало обращение "Ко всем членам ВКП(б), написанное Рютиным. В нем доказывалось, что Сталин : установил в ВКПб и во всей стране свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом, встал на путь самого необузданного авантюризма и дикого личного произвола и поставил Советский союз на край пропасти.

Считается, что если бы не предательство в рядах "Союза марксистов-ленинцев", при широком распространении этот документ несомненно сыграл бы большую роль в борьбе против Сталина и его окружения.

В связи с делом Рютина были осуждены многие члены "Союза марксистов-ленинцев" и члены партии, знавшие о его программе, в том числе Каменев и Зиновьев.

Впервые членов партии за высказывание оппозиционных взглядов обвинили в терроризме.

Сталин потребовал смертной казни для Рютина, но Политбюро не санкционировало "высшую меру". Рютин был осужден на 10 лет. Позже, по указанию Сталина его расстреляли.

Итог:

В архивах хранятся документы: письма-протесты, ходившие по Москве, письма без подписи и подписанные протесты и обращения, которые посылали в высшие органы власти и в партийные органы, письма в газеты, которые пересылались для информации в ЦК ВКП(б) , листовки.

Их авторы пытались привлечь внимание к нарушениям законности, помочь невинно пострадавшим людям, призывали к борьбе за справедливость, против террора и необоснованных арестов.

Многие считают, что "сталинское руководство столкнулось с определённым противодействием своей репрессивной политике", и хотя неизвестны факты активного массового сопротивления, серьёзное пассивное сопротивление существовало, " и кто знает, сколько судеб было спасено благодаря тому, что людям вовремя помогали уехать и скрыться от ареста, от скольких отвели удар те, кто не давал согласия на арест, требовал соблюдения хотя бы элементарной законности" (О.В.Хлевнюк, "1937 год: противостояние").

Культ личности как новая религия. (Слайд)

- Дайте определение понятию - культ личности.

Заслуги Сталина перед историей:

  • Сталин - Вождь и Учитель трудящихся всего мира;
  • Отец народов;
  • Мудрый и прозорливый Вождь Советского народа;
  • Величайший гений всех времен и народов;
  • Корифей науки;
  • Верный соратник и продолжатель дела Ленина;
  • Лучший друг всех детей.

- Миллионы сов. людей эти слова воспринимали как соответствующие действительности. В этом и выражается культ личности - феномен массового сознания, для которого характерно наделение личности сверхестественными способностями, преклонение перед личностью.

б) Отработка первого тезиса. Знакомство с письмом Нины Шевцовой.

* Письмо школьницы Нины Шевцовой И.Сталину. 13 января 1937 г.

" Здравствуйте, дорогой тов. Сталин! Наш любимый вождь, и друг всей счастливой советской страны. Я шлю вам свой горячий и сердечный привет и желаю вам лучших успехов в Вашей жизни, быть здоровым навсегда. Я хочу вам описать свою невеселую жизнь.

Дорогой тов. Сталин! Я слышала по радио о Ваших речах, вы говорили, что в Советском Союзе жить детям очень хорошо, они учатся в школах.

Дорогой Иосиф Виссарионович, я и мой брат не в силах ходить в школу, потому, что питания у нас нет. Корову и лошадь отобрал у нас сельский совет в 1935 г.. Теперь у нас нет никакой скотины, т.к. сельский совет неправильно наложил на нас налог около 2000 руб. Такой большой налог уплатить мы не в силах: Семья у нас, тов. Сталин, 8 человек: 6 детей.

Дорогой И.В., в колхоз мы не вступили потому, что отец мой инвалид, он сражался на 2-х. войнах и потерял там все свое здоровье, так что работать в колхозе он не может.

Дорогой тов. Сталин, мне очень хочется ходить в школу, но нет питания и сильное малокровие:

Так вот, тов. Сталин, любимый наш вождь, я вам описала свою жизнь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу. Пишите, пожалуйста, дорогой тов. Сталин, мне ответ, я буду ждать с нетерпением".

Спасибо тов.Сталину
За нашу счастливую жизнь!
За детство счастливое наше,
За наши счастливые дни!

Итог: было создано общество, "которое принимало слова вождя за реальность и отвергало реальность, живя в ней" (М.Геллер, А.Некрич). Сталин и верные ему члены партии выступали в роли "спасителей" государства и общества от происков всяческих врагов.

В) Окружение Сталина.

Окружение Сталина можно условно разделить на три группы.

Первая - те, кто был лично предан вождю и полностью разделял его взгляды (Молотов, Каганович, Ворошилов и др.) Именно они начали создавать мифологический образ Великого вождя и Учителя.

Каганович, статья "Сталин и партия"

"Роль Сталина как одного из организаторов и строителей нашей партии определилась еще на заре развития партии, когда закладывались ее первые камни, когда строились еще её первые кружки".

Ворошилов "Сталин и Красная Армия".

" В период 1918-1920 гг. т. Сталин являлся пожалуй единственным человеком, которого ЦК бросал с одного боевого фронта на другой, выбирая наиболее опасные, наиболее страшные для революции места. Там, где было относительно спокойно и благополучно, где мы имели успехи там не было видно Сталина. Но там, где в силу целого ряда причин трещали красные армии, где контрреволюционные силы, развивая свои успехи , грозили самому существованию сов. власти, где смятение и паника могли в любую минуту превратиться в беспомощность, катастрофу, - там появлялся тов. Сталин. Он не спал ночей, он организовывал, он брал в свои твердые руки руководство, он ломал, был беспощаден и - создавал перелом, оздоровлял обстановку".

- Эта группа не отличалась какими-либо способностями, яркими чертами индивидуальности. Она просто создавала определенный образ Сталина, преклонялась перед ним, наделяя его сверхестественными способностями.

Вторая группа - те, кто не рассуждая, беспрекословно подчинялся вождю (Калинин, Микоян и др.). Характерно, что этих своих сторонников Сталин неоднократно "испытывал на прочность", подвергая репрессиям их близких (жен, детей и др. родственников); и, тем не менее, они продолжали преданно и истово служить вождю. Не исключено, что в этом проявлялся их страх за личную судьбу, опасение потерять высокий пост во властной иерархии.

Третья группа - это те, кто оказался в окружении Сталина в начале 30-х гг. Большинство этих людей можно назвать карьеристами. Они очень хорошо знали цену своего восхождения и готовы были выполнить любой приказ Сталина. (Ежов, Жданов, Берия)

К репрессиям были причастны все, входящие в "ближний круг". Некоторые документы свидетельствуют об этом:

"Составлялись списки для Сталина. В них на отдельных листах излагались дела ста или даже 200 человек: Сталин напротив фамилии ставил - "единицу" (расстрел) или "двойку" (10 лет заключения). Сталинские приговоры не обсуждались.

"Обнаружено 383 списка за 1937 - 1938 гг, в которые были включены 44 тысячи видных работников партии, военных деятелей, хозяйственников. Из этого числа 39 тысяч должны были быть осуждены по первой категории (расстрел), 5 тысяч - по второй (тюремное заключение от 8 до 25 лет), 102 чел. - по третьей (заключение до 8 лет и высылка). На этих списках имеются собственные резолюции Сталина и др. членов Политбюро. Из 383 списков Сталиным подписано 362, Молотовым 373, Ворошиловым 195, Кагановичем - 191, Ждановым 177".

Итог:

"Постепенно, но неуклонно вырастала своеобразная пирамида диктаторской, антинародной власти, на вершине которой оказался всемогущий Сталин. Диктаторская власть распространялась на все сферы жизни общества : Система такой власти:. Исключала свободу личности: И все это было для прославления Сталина. Для Сталина народ был не творцом истории , а "винтиком" для манипуляций в достижении его целей".
А.И.Зевелев.

Итог урока:

- Докажите, или опровергните, что Советское государство в 30-е гг. действительно являлось тоталитарным. (На примере политической и духовной сфер) .

Характерные черты советского общества в 30-е гг.

В политической сфере:

  • Однопартийная система
  • Сращивание партийного и государственного аппаратов
  • Мощный репрессивный аппарат
  • Декларирование прав и свобод, отсутствие их в реальной жизни

В духовной сфере:

  • Идеологический диктат партии
  • Полный государственный контроль над образованием и СМИ
  • Атеизм

Задания для учащихся.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 1845 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0