Цели урока:
- Подвести
учащихся к пониманию причин
возникновения государства и права, их роли в
жизни современного общества.
- Продолжить формирование умений анализировать
дополнительную литературу к уроку, делать
выводы, работать по тексту учебника с источником.
- Познакомить учащихся с формами политических
режимов и государственного устройства.
- Воспитывать уважительное отношение к праву.
Загрузить презентацию
(110,3 КиБ)
Проблемный
вопрос:
Можно ли
утверждать, что "Государство
создается не ради того только, чтобы жить, но
преимущественно для того, чтобы жить счастливо?
После изучения
темы учащиеся должны:
- Давать
определение понятию "право” и
"государство”;
- Знать, что
представляет собой государство как
институт политической системы общества;
- Научиться отличать правовые нормы от других
социальных норм, регулирующих поведение
человека.
Формы
работы:
- Работа с
учебником.
- Работа с
источником с Конституцией РФ.
- Показ видео – политические режимы Германии,
СССР, США.
- Работа в
группах.
- Творческое
задание.
- Основные понятия:
монархия, республика,
унитарное государство, федеративное
государство, право, авторитаризм, тоталитаризм,
демократия.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
Конституция РФ.
План изучения
новой темы:
- Происхождение
государства;
- Признаки государства;
- Формы государства;
- Политический
режим;
- Наше государство на современном этапе;
- Право;
- Признаки права.
Ход
урока
Организационный
момент.
Актуализация
опорных знаний по теме "Политика
и ее роль в жизни человека”.
Вопросы:
- Что
такое политика?
- Что такое
власть?
- Должна ли партия
стремиться к получению власти
в государстве?
- Какими
методами партия может получить
политическую власть в стране?
- Почему политика – дело каждого гражданина
страны?
Работа с
основными понятиями: Что такое
государство?
Назвать основные
признаки государства.
На каком этапе
формируется государство?
I.
Изучение нового материала:
Основные
понятия: Форма правления государства.
Работа с
мультимедийным оборудованием. На
экране опорная схема: Формы правления
государства.
Затем учащиеся
работают со словарем в учебнике:
Политические
режимы –
Учащиеся находят
в словаре определение:
авторитаризм,
тоталитаризм
демократия
Продолжение
работы со словарем, с учебником –
с. 149 – 150.
Формы
государственного устройства:
Унитарное
государство.
Федеративное
государство.
II.
Учитель:
Сегодня мы живем в современном
государстве в Российской Федерации.
А сейчас работа с
Конституцией РФ, давайте
найдем подтверждение какая форма правления,
политический режим, федеративное устройство,
органы власти в РФ.
Учащиеся
работают со статьями Конституции:
1,5,10,94,80,110.
Учащиеся делают
выводы: что Россия является
государством с республиканской формой
правления, с демократическим режимом и
федеративном устройством.
Учитель
переходит к следующему понятию право, и
разъясняет сущность права.
Работа учащихся
со словарем с. 383 необходимо
найти данное понятие.
Право –
совокупность общеобязательных правил
(норм) охраняемых силой государства.
В чем выражено
право? – в источниках права –
законах, правовых обычаях, нормативно – правовых
актах.
Внимание!
На экране схема Источники права.
Значимость
права, необходимо подчеркнуть –
заключается в регулировании общественных
отношений с целью предотвращения конфликтов
между людьми, поддержке – стабильного
существования общества.
Учитель
отмечает: необходимо вспомнить
первые древние государства, что с появлением
государства стали охраняться и фиксироваться в
письменных источниках первые законы, дозволения
и запреты, и формы наказания за их неисполнение.
Работа
в группах.
Класс делится на
три группы, и в качестве
исходного материала каждой группе предлагаются
отрывки из различных законодательных актов,
рассматриваемых государств – Египет, Вавилон,
Индия.
Задание
учащихся: работа с новым источником.
- Что
являлось основой зарождения права данного
государства?
- Какие
стороны общественной жизни наиболее
четко регламентированы в первых законах?
Ответ учащихся:
- Египет
– обычай, регулирует семейные отношения,
уголовное наказание.
- Вавилон
– сборник законов царя Хаммурапи;
регулирует семейные отношения.
- Индия – религиозные поучения, семейное право.
Для уяснения
роли права и законов в обществе
можно использовать такой методический прием.
Выбираются два эксперта.
Задача I
эксперта – попытаться показать
ненужность, необязательность прав и законов,
второй – обосновать их необходимость для
общества.
Кто будет
убедительнее.
Затем работа со
схемой на экране:
Схема:
Государство Общество
Право
Необходимо
объяснить учащимся данную схему.
III.
Закрепление нового материала.
Задание в
группах: Необходимо рассмотреть
документальные кадры и определить. Каждой
группе, какое это государство и какой
политический режим в этих государствах.
Ответы:
I группа –
Германия – тоталитарный режим;
II группа –
Китай – тоталитарный режим СССР
тоталитарный;
III группа – США
– демократический
авторитарный.
Работа в
группах.
Задание:
I группа – без
помощи сказанных или написанных
слов показать понятие "Право”, используя жесты,
рисунки постановки сценок и т.д.
II группа –
вашей группе необходимо без помощи
сказанных и написанных слов показать понятие
"Государство”.
III группа –
показать понятие "Парламентская
республика”
Подведение
итогов урока:
А) учитель
подводит итоги урока (что удалось,
что нет);
Б) ставит оценки
и комментирует каждую оценку;
В) дает домашнее
задание – § 25.
Написать
небольшое эссе – рассуждение с
обязательным использованием новых понятий. |