Цель:
- изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;
- обеспечить усвоение учащимися понятий;
- продолжить формирование умений работать с
текстом учебника, исторической картой и историческими источниками.
Новые понятия: цивилизация, Египет, папирус, дельта, фараон.
Оборудование:
- Карта "Древний Восток”
- Мультимедийный проектор
- Рабочая тетрадь
- Карточки-тесты
- Презентация Power Point "Государство на берегах Нила”.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, определение отсутствующих учеников, проверка
готовности к
уроку – тетради по истории, ручки, карандаши).
II. Проверка домашнего задания.
Целесообразно организовать фронтальную проверку в виде беседы по
вопросам:
- Что означают слова и выражения: рубило, плуг, родовая община,
старейшина, вождь племени, ремесленник.
- Как появился плуг?
- Какое значение имело появление плуга?
- В чем проявлялось неравенство между людьми?
III. Изучение новой темы
План урока
- От первобытности к цивилизации.
- Страна Египет.
- Разливы Нила.
- Объединение Египта.
1. Рассказ учителя.
Государства, существовавшие в IV тыс. до н. э. – первой половине I
тыс. н. э.
на территории Северо-Восточной Африки, Передней Южной и Восточной Азии, в
исторической литературе принято называть древневосточными. Это название
условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда
многие из
этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находили
на
Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с
истории
Древнего Египта.
2. Самостоятельная работа
– прочитать текст на стр. 32 Вигасина.
– беседа по прочитанному материалу.
– Что называется цивилизацией?
Цивилизация – объединение людей, связанных общей
культурой,
языком, традицией управления.
Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. Нил –
одна из
самых больших рек в мире. По берегам реки росли финиковые пальмы,
высокий
тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и
множество
рыб.Течение Нила встречало на своем пути пороги – каменистые
преграды на
дне реки, мешающие судоходству, течет 700км в глубокой долине, затем
впадает в
Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. В
долине и
дельте Нила от порогов до моря и возникло государство Древний Египет. К
востоку
и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне
боялись
раскаленной пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он
заблудится
в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески,
поэтому
жить можно было только в долине. Ширина ее составляла 12-15 км.
Египет – так называется страна, которая располагалась на берегах Нила
от
первого порога до Средиземного моря.
3. Самостоятельная работа
– прочитать пункт 2. с. 33 Разливы Нила
– беседа по прочитанному:
– Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для
земледелия? Чем?
– Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет "даром Нила”?
4. Карта "Древний Восток”
а) Работа с картой –
показать на карте 1-й нильский порог; –
дельту Нила; –
оазис.
б) Заполните контурную карту "Древний Египет”. Рабочая тетрадь (вып.
1),
задание № 23 (с. 20).
5. Рассказ учителя составление схемы
На территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно
воевали
между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и
Южный
Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная
война. О чем
сохранились специальные свидетельства.
Посмотри на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А.
Примерно за 3 тыс. до н. э. царь Южного Египта победил окончательно
царя
Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону.
Его стали
называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.
Схема
40 государств – Северный и Южный Египет – белая корона и красная
корона –
3000 г. до н. э. – объединение – фараон /большой дом/ – Мемфис.
а) Работа с картой
– Показать территорию единого государства в Египте
IV. Закрепление изученного на уроке
- Древний Египет расположен
а) в Западной Африке;
б) в Юго-Восточной Африке;
в) в Северо-Восточной Африке. - Пороги Нила – это
а) сооружения на берегах реки;
б) опасные каменистые преграды по течению Нила;
в) горы. - Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств;
б) союз богов неба и земли;
в) царство мертвых и царство живых.
V. Подведение итога урока.
Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая
с
историческими источниками, картой.
Поставить оценки наиболее активным детям.
Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла
процесс
распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а
впоследствии
государства.
Домашнее задание: прочитать § 6 Вигасина. |