Уильям Глассер писал: "Если ребенку удается добиться успеха в школе, у
него
есть все шансы на успех в жизни”. И мы, педагоги, должны в этом помочь,
каждому
ребенку.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа” большое
внимание
уделяется новой роли учителя. "Новая школа” требует новых учителей,
цитирую
"глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями”, "понимающих
особенности
развития школьников ... ”.
Организация процесса педагогического взаимодействия педагога и
школьников в
учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие
индивидуальности, способностей и одаренности субъектов образовательного
процесса. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая
деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие.
При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача
знаний,
возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует
полноценному
умственному развитию, формированию личности ребенка.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы
одаренных
детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Существуют две
крайние точки зрения: "все дети являются одаренными” – "одаренные дети
встречаются крайне редко”. Сторонники одной из них полагают, что до
уровня
одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при
условии
создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное
явление, в
этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта
ситуация
объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к
достижениям в
разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные
незаурядные
результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Внесем ясность: "одаренность – это системное, развивающееся в течение
жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких
видах
деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это
ребенок,
который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или
имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности” [2, с.5]. Поэтому одной из приоритетных социальных задач
современного общества является создание условий, обеспечивающих
выявление и
развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Одаренные учащиеся – особая категория субъектов межличностного
взаимодействия. Социально-психологические особенности одаренных
школьников
предъявляют к организации процесса межличностного взаимодействия особые
требования. Именно одаренные дети больше всего теряют из-за
несоответствующих
условий обучения; довольно частые конфликты с учителями сопровождаются
отрицательными эмоциями, причины конфликтов часто связаны как с
личностными
качествами учителей, так и с их профессиональной подготовкой.
Проведенное исследование в данном направлении подтвердило, что
специфика сфер
субъектов общения, педагогов и одаренных учащихся, может вызвать
затруднения в
межличностном взаимодействии. На основе результатов исследования была
построена
классификация психологических особенностей межличностного взаимодействия
педагогов и учащихся как субъектов образовательного процecca, при
водящих к
затруднениям в общении в следующих сферах: эмоциональной, когнитивной,
инструментальной, коммуникативной, мотивационно-потребностной, сфере
межличностных отношений.
Когнитивная, мотивационно-потребностная сферы педагогов и одаренных
учащихся
не имеют достоверных различий, поэтому можно говорить о сходстве этих
сфер.
Наибольшие отличия наблюдаются в сфере межличностных отношений (стиль
межличностных отношений). Согласно полученным результатам межличностный
стиль
педагогов характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в
нем
преобладает стремление к доминированию, авторитарности, директивности, с
другой
стремление к сотрудничеству, партнерскому взаимодействию ..
Проведенное исследование показало, что не только сходство или отличие
сфер
межличностного взаимодействия обуславливают успешность или неуспешность
данного
процесса, но и психологические особенности сфер педагога как субъекта
межличностного взаимодействия также могут повлиять на данный процесс.
Негативные
тенденции в большей степени проявляются в эмоциональной,
коммуникативной,
инструментальной, мотивационно-потребностной сфере педагогов.
Специальная подготовка педагогов к межличностному взаимодействию
должна
включать формирование основных сфер компетентностей педагогов как
субъектов
межличностного взаимодействия, что будет способствовать оптимизации
этого
процесса.
В подготовку педагогов, предлагаю включить и теоретическую
подготовку, и
систему диагностико-развивающе-психокоррекционных занятий, это бы
оказала
значительное влияние на конструктивные изменения в эмоциональной,
коммуникативной, инструментальной, мотивационно-потребностной сферах
педагога. С
уверенностью можно сказать, что после проведенной работы у педагогов
снизится
уровень эмоциональных "помех” в общении, увеличится показатель умения
сотрудничать, вырастит частота выбора более продуктивной модели
педагогического
взаимодействия, уменьшатся негативные проявления в развитии потребностей
в
межличностном взаимодействии: аффект и контроль, позитивно изменятся
показатели,
характеризующие коммуникативную толерантность.
Несомненно, эти значимые изменения будут способствовать гармонизации
межличностных взаимодействий педагогов с одаренными детьми. Педагоги
более
адекватно оценят свои профессионально значимые качества, обнаружат
скрытые и
недоступные ранее для осознания потенциала своего "Я” резервы, раскроют и
используют возможности своего саморазвития.
Отработка способов преодоления затруднений, преград межличностного
взаимодействия, обучения приемам самоконтроля и саморегуляции, осознание
педагогами себя в качестве субъектов межличностного взаимодействия с
одаренными
учениками, работа по формированию и развитию сфер личности педагога как
субъекта
общения преодолеют затруднения, преград с учетом их предварительно
выявленной
природы. |