Цели урока:
- Образовательная: Сформировать практические умения
измерять физические величины (силу). Ознакомить учащихся с устройством
и принципом действия динамометра. Научить градуировать динамометр.
- Развивающая: Совершенствовать общеучебные умения;
учить планировать действия, готовить рабочее место, оформлять и
оценивать свои результаты; развивать коммуникативные качества учащихся,
умения пользоваться приборами, умения действовать самостоятельно.
Доказывать, что эксперимент – метод научного познания.
- Воспитательная: Воспитывать:
- Мотивы учения, труда, добросовестности;
- Дисциплинированность;
- вести аккуратные записи в тетрадях;
- толерантно относиться к друг к другу при работе в группе, при устных ответах.
Тип урока: урок применения и закрепления знаний
Вид урока: лабораторная работа
Методы обучения:
- Информационные,
- Репродуктивные,
- Наглядные,
- Исследовательский.
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: экспериментальный характер деятельности, парная и индивидуальная работа.
Оборудование: Набор грузов по 100 грамм,
динамометр, листочек белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, три разных
цилиндра из набора тел, линейка.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
(фронтальный опрос учащихся)
- Что называется силой?
- Что значит величина векторная?
- Единица измерения силы?
- Что имеет сила? (или чем определяется сила?)
- Какие силы вы знаете?
- Что называется силой упругости?
- Что вы можете сказать о направлении силы упругости?
- Сформулируйте закон Гука.
- Что характеризует жесткость? От чего она зависит?
- Что такое деформация?
- Какую деформацию называют упругой?
- Приведите примеры упругих деформаций.
- С помощью какого прибора может быть измерена сила?
- Каков принцип действия динамометра?
3. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Правила поведения при выполнении лабораторной работы:
- при выполнении работы нужно оставаться на своем месте,
- быть внимательными и сосредоточенными.
- Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.
Эпиграфы к уроку:
Наблюдать, изучать, работать. М. Фарадей
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. М. Ломоносов
Всякое знание реальности начинается с опыта и кончается им. А.Эйнштейн
4. Выполнение лабораторной работы.
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.
(Выполняется по описанию в учебнике)
Порядок выполнения работы:
- Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.
- Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя
(поставьте цифру 0). - Рассчитайте силу тяжести, действующую на один груз, по формуле:
F= m · g, принимая ускорение свободного падения равным g=10 м/с2
(показание записать в рабочую тетрадь). - Отметьте на листочке бумаги полученный результат
- Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.
- Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.
Ваш динамометр готов! - Определите цену деления полученного динамометра.
Что для этого надо сделать?
Как определить цену деления у прибора?
- Сравните проградуированный вами динамометр с готовым динамометром с открытой шкалой. Определите его цену деления.
Какой у вас получился результат?
- Измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ.
Сначала с помощью проградуированного вами динамометра, затем с помощью динамометра, изготовленного в фабричных условиях.
Результаты измерений запишите в таблицу:
№
опыта |
Вес цилиндра, определённый с помощью проградуированного динамометра,
Н |
Вес цилиндра, определённый с помощью готового динамометра,
Н |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Вывод по работе.
5. Подведение итогов.
Составление синквейна для слов:
Синквейн
- 1 строка. – Одно существительное, являющееся темой синквейна.
- 2 строка. – 2 прилагательных, раскрывающие тему.
- 3 строка. – 3 глагола, описывающие действия.
- 4 строка. – Фраза, в конкретной форме.
- 5 строка. – Слово – резюме, дающее новую интерпретацию слова (темы).
Пример:
- Масса.
- физическая, скалярная.
- измеряем, имеем, увеличиваем.
- Одно из физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства.
- физическая величина.
6. Домашнее задание.
- Повторить параграфы 20-27
- В. И. Лукашик «Сборник задач по физике 7-9 классы»
|