Цель: Развивать у студентов интерес к
проблеме, гносеологическое происхождение
понятия, осознание себя как гражданина.
Воспитывать культуру дискуссии, умение слушать и
слышать, умение высказывать свою точку зрения,
развивать культуру общения.
Оборудование: словари, понятия,
вопросы "миру", "городу", "стране", "себе".
Ведущий: Поговорим сегодня о человеке-
гражданине. Кого же мы называем человеком -
гражданином? Эта тема актуальна тем, что вам,
будущим учителям нужно будет выбрать
приоритетные направления в воспитательном
процессе и способы формирования у учащихся
гражданских качеств и гражданской позиции.
Поэтому важно установить какие признаки
представляют содержание понятия "
гражданственность". При определении его
компонентов мы исходим из того, что примерная
модель признаков гражданственности должна
содержать существенные внутренние
закономерности, связи признаков, вскрывать их
сходство и различия, то, что позволяет объединить
в систему, а также структурировать:
(Работа с понятием "гражданственность")
1. Подбор сходных понятий - подбор синонимов
(значение одно, а звучит по другому)
- Патриотизм
- Порядочность
- Принципиальность
Какими еще качествами может обладать человек -
гражданин?
2. Подбор противоположных понятий (антонимы)
- Что противоположно этому понятию, качеству?
- Если нет такого качества, то, как назвать такого
человека?
- Почему некоторые люди говорят, что
гражданственность является не главным
качеством?
3. Определение преимущественных качеств.
Выявить положительные стороны.
- Чем это качество особенно ценно?
- Необходимо ли это качество педагогу?
- Что может случиться с тобой, если ты не будешь
обладать этим качеством?
- Какие преимущества дает человеку владение этим
качеством?
4. Определите недостатки качества.
- Есть ли недостатки у этого качества? Какие?
- Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?
- Существует ли закон, который дает право,
ограничения этого качества?
Качества, сформированности которых определяет
степень приближения личности к идеалу,
гражданина мы с вами определяли. Давайте, сравним
определение с научным понятием "гражданин" в
разных толковых словарях.
Работа со словарями (Ожегова, педагогический,
философский) высказывание определений.
Философы, педагоги утверждают, что понятие
рождается не из фактов, а из мыслей. Мир
безграничен, значит мыслей тоже. На столе у вас
набор карточек - афоризмы с разными
утверждениями. Выразите свое отношение к
предложенным текстам по четырем пунктам:
- это для меня неожиданное суждение
- это вызывает согласие и поддержку
- об этом хочется поговорить подробнее
- у меня на этот счет противоположное мнение
В зависимости от возникшего отношения
расположите карточку с текстом на
соответствующий стенд.
Работа с цитатами.
У известного публициста С.Соловейчик в книге
есть слова: "Написал бы кто-нибудь книгу. Как
научить детей:.. вот была бы настоящая
педагогика" Что бы вы написали на месте
пропущенного слова? Расскажите почему?
Представление вариантов слов. Звучит вариант
С.Соловейчика. "Написал бы кто-нибудь книгу "как
научить детей.:Задавать вопросы : - вот была бы
настоящая педагогика ". Почему именно вопросы?
(звучат ответы с места) Вопрос - это сомнение. А
сомнение никогда не позволит человеку
возвыситься над другим. Настоящее знание
начинается с вопроса. Если вопрос не возникает,
значит, знания в тебя насильно вкладывают, а в
этом случае и учиться не хочется. Вопрос - это
беспокойство, которое проходит, если найден
ответ. Попробуйте создать свои вопросы. Каждый
вопрос надо будет записать на отдельной полоске
бумаги. Предложите вопрос: стране, городу, миру,
себе. (Вопросы записывают, собирают, читают -
отвечают).
Конкурс знатоков права.
- Какая страна является родиной юридического
образования? (Древний Рим)
- Кем из великих философов прошлого введен в
научный оборот термин "правовое государство"?
(Кант)
- Как называется основной закон государства?
(Конституция)
- Как называется юридический документ, в котором
систематизированы и объединены нормы права,
регулирующие область общественных отношений?
(Кодекс)
- В какой известной сказке С.Маршака нарушено
правило ребенка на заботу и попечение родителей?
(12 месяцев).
- В какой сказке Ш.Перо нарушено право ребенка:
"Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть"?
(Золушка)
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право
малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать
себя хозяином? (3 поросенка)
- В какой сказке Х.Андерсана нарушено право
ребенка "Ребенок не обязан быть как все"?
(Гадкий утенок)
|