Материалы к интегрированному уроку истории
России и правоведения. (на 2 урока)
Цели и задачи:
- Знакомство с государственной символикой России
и республики;
- Формирование знаний по правоведению; по истории
России;
- Гражданско-патриотическое воспитание;
Основные понятия: гражданин, герб, гимн, флаг.
Оборудование:
конституция РФ, флаг России, республики, рисунки
гербов.
Урок в форме интеллектуальной игры. Класс
делится на 3 группы. Правильно ответившие на
вопросы получают жетоны.
Основные этапы урока:
- Гражданин России.
- Конкурс. Bизитная карточка "Я гражданин
России”.
- Права и обязанности граждан.
- Государственные символы России и Республики
Тыва.
- Тесты.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Первый этап урока.
Гражданин России.
Вопросы:
- Как вы понимаете, отличаются ли понятия
"человек” и "гражданин”?
- Мы являемся гражданами какой страны?
- Какой документ свидетельствует, что мы являемся
гражданами России?
Выслушиваются ответы
учеников.
Учитель: Человек – существо, обладающее
даром мышления и речи, способностью создавать
орудия и пользоваться ими в процессе
общественного труда. (С.И Ожегов. Толковый
словарь русского языка.) гражданин – это житель
какой-то страны, имеющий право гражданства,
участник правовой и политической жизни. Все мы
живущие в Российской Федерации независимо от
социальной и национальной принадлежности
граждане своего отечества, своего государства –
России. Паспорт является основным документом,
свидетельствующим, что мы являемся гражданами
России.
Второй этап урока.
Визитная карточка (не более 5 минут) "Я гражданин
России”. Учащиеся подготовились к этому уроку
дома. Каждая группа показывает домашнее задание.
Третий этап урока.
Учитель: Быть гражданином – значит
пользоваться определёнными правами и нести
необходимые обязанности по отношению к своему
государству. Эти права и обязанности
определяются в основном законе страны –
Конституции.
Вопрос: В какой главе и в каких статьях
говорится о правах и обязанностях граждан
России? /учащиеся отвечают и вслух вычитывают
статьи из Конституции Российской Федерации/.
Четвёртый этап урока.
Учитель: Каждый
гражданин должен знать государственные символы
своей страны. К государственным символам любой
страны относятся государственный герб, флаг и
гимн. Есть они и у нашей Родины. В XX веке во всем
мире установилась обязательная традиция –
каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они
нужны как воплощение её истории и отражение
настоящего, как выражение патриотизма её граждан
и обозначение на международной арене, как её
зрительный и музыкальный образ.
/Каждая группа должна была подготовиться на
знание государственных символов. Были даны
опережающие задания. На уроке группы выбирают
карточки с вопросами/.
Карточка №1
- Когда принят и одобрен государственный герб
России?
- Кто выполнил современный рисунок герба?
- Что символизирует орёл в древнем мире?
- Где можно увидеть изображение герба РФ?
Выслушиваются ответы
учеников.
Герб Российской Федерации.
Ученики: Принят
Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен
Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Современный
рисунок герба выполнил художник Е.Ч. Ухналев. В
древнегреческой мифологии орёл символизирует
источник света, плодородия и бессмертия. Орёл
олицетворял связь мира богов и людей, неба и
земли. Он стал символом солнца. Двуглавый орёл
пришёл к нам в конце XV века из Византии. Стал
знаком императорской власти. Изображение
государственного герба мы можем увидеть на
фасадах тех зданий, где работают руководители
нашего государства. На официальных документах.
Например, на паспорте гражданина России. Его
помещают на пограничных столбах. Боевые знамёна
воинских частей также украшает российский герб.
Он присутствует и на печатях государственных
учреждений и организаций. Современный
государственный герб свидетельствует о том, что
наша страна – независимое государство, а мы все
– граждане новой, демократической России.
Карточка №2
- Когда принят и одобрен государственный флаг?
- Каково происхождение Российского флага?
- Что символизируют изображённые на флаге цвета?
- Каково должно быть отношение граждан России к
флагу?
Выслушиваются ответы учеников.
Ученики: Принят
Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен
Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Своим
рождением российский флаг обязан отечественному
флоту. С X-го по XVI века на Руси были боевые стяги и
знамёна, чаще всего окрашенные в пурпурный,
красный, реже синий и другие цвета. Российский
триколор /трёхцветный флаг/ возник, вероятно, по
голландскому образцу.. в XVII веке. Голландия стала
одной из крупнейших морских держав. Для флагов
своих кораблей голландцы выбрали сочетание трёх
цветов – оранжевого, белого и голубого. Вполне
вероятно, что Алексей Михайлович, а затем и Пётр 1
взяли за основу сочетание цветов именно
голландского флага.
Но расположение полос на российском флаге было
иным и отражало русские традиции. Красный
символизировал отвагу, защиту веры и бедных
людей, героизм, великодушие, кровь,
самопожертвование, огонь. Синий – небо, верность,
духовность, веру. Белый – мир, чистоту, правду,
благородство, совершенство.
Расположение полос совпадало с древним
пониманием строения мира; внизу – физический,
плотный, выше – небесный, ещё выше мир
божественный, или переосмысливая сверху вниз -
Вера, Надежда, Любовь. Позже, в XIX веке, полосам
придали значение содружества трёх
восточнославянских народов – белорусов,
украинцев и русских.
Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к
нему с уважением и почитанием.
Карточка №3
- Когда принят и одобрен государственный гимн?
- Что представляет собой государственный гимн РФ?
- Кто написал текст и музыку?
- Каковы правила поведения граждан при
исполнении государственного гимна?
Государственный гимн
Российской Федерации
Россия – священная наша
держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достояние на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше
свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Выслушиваются ответы учеников.
Ученики: Принят
Государственной Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен
Советом Федерации 20 февраля 2000 года.
Государственный гимн Российской Федерации
представляет собой музыкально-поэтическое
произведение, исполняемое в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным
конституционным законом. Может исполняться в
оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо
ином вокальном и инструментальном варианте. При
этом могут использоваться средства звуко – и
видеозаписи, а также средства теле и
радиотрансляции.
Государственный гимн – один из главных
символов страны, поэтому его исполнение
сопровождается знаками наивысшего уважения –
все присутствующие встают, а военные отдают
честь или салютуют оружием. В международной
жизни исполнение гимна другой страны означает
выражение уважения её представителям. Сегодня
гимн является
таким же атрибутом государства, отражением её
истории и знаком суверенитета, как герб и флаг.
Гимн как бы музыкально-поэтическое воплощение
страны и её народа, и поэтому должно быть самое
уважительное отношение.
Сообщение учащихся о государственных символах
Республики Тыва /герб, гимн, флаг/. Показывают
изображение герба, флага республики.
Пятый этап урока.
Тесты: (делают все
учащиеся).
- Когда была принята Конституция Российской
Федерации?
А) 12 декабря 1993 г.;
Б) 11 декабря 1978 г.;
В) 4 декабря 1993 г.;
2. Что (кто) является высшей ценностью в России,
по Конституции?
А) промышленный потенциал;
Б) государство;
В) человек, его права и свободы;
3. Что позволяет гражданину воспринимать свои
права как обязанности?
А) хорошее знание права;
Б) способность к служению – родине, государству,
обществу;
В) высокие нравственные качества;
Г) чувство патриотизма;
Д) всё перечисленное;
4. В каком соотношении находятся права и его
обязанности как гражданина?
А) обязанности имеют приоритет над правами;
Б) права имеют приоритет над обязанностями;
В) нет прав без обязанностей, нет обязанностей
без прав.
5. На что, по Конституции, направлена политика
Российского государства?
А) на укрепление "силовых” министерств;
Б) на создание условий, обеспечивающих
достигнутую жизнь и свободное развитие человека;
В) на приобретение иностранных займов;
Взаимопроверка ответов. /1-а, 2-в, 3-д, 4-в,
5-б/.
Шестой этап урока.
Учитель: Быть
гражданином России – это большое счастье,
высокая честь. Где бы ни был Российский человек
на своей земле или за её пределами, он гордится
принадлежностью к великой России. Её гражданам
присущи любовь к Родине, забота о её процветании,
ответственность за её судьбу.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учащиеся делают выводы урока с помощью учителя.
Выставляются оценки, подсчитываются жетоны
групп. Определяется лидер группы.
Домашнее задание:
Школьникам предлагается составить кроссворд по
пройденной теме. |