Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 21.05.2024, 12:34:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Гражданская война в России
09.11.2010, 21:21:45

Эпиграф

"О поле, поле, кто тебя
усеял мертвыми костями?”

А.С. Пушкин "Руслан и Людмила”

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели и задачи урока:

  • на основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами создать целостное представление о гражданской войне в России;
  • способствовать становлению умения оценивать исторические явления;
  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основании анализа документа;
  • привлечь внимание учащихся к проблеме трагедии человеческих судеб на крутых поворотах истории.

Категории учебных целей:

  • знание и понимание: перевод знания в другую форму – предсказание результатов событий;
  • применение: использование материала в конкретных и новых ситуациях;
  • анализ: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними;
  • синтез: комбинировать элементы, чтобы получить целое;
  • оценка: оценивать соответствие выводов имеющимся данным.

Звучит романс "Поручик Голицын”.

Мотивационная беседа

В сознании наших соотечественников Великая Отечественная война как бы заслоняет войну гражданскую. Но, как ни ужасен был нацизм, гражданская война страшнее. Гитлер – это нашествие чуждой силы; гражданская война – это война брата с братом, отца с сыном.

Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920гг., если будем думать, что все красные (или белые) были хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами.

Как же оценивать эти события нашей истории?

Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения темы "Гражданская война в России”.

В процессе работы нам предстоит обсудить причины гражданской войны, ответить на вопросы об участниках и руководителях этой войны, высказать свои суждения о ее последствиях и влиянии на судьбы России.

Вводный контроль

  • Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника (ст. 114 – словарь, ст. 106 абзац снизу)?
  • Чем она отличается от других войн?

Основная часть

1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте.

  1. Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим;
  2. Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения;
  3. Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты;
  4. Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.;
  5. Гражданская война – закономерное продолжение революции;
  6. Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам;
  7. Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием;
  8. Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.

2. А теперь ребята сосредоточились.

Закончить предложение:

"В гражданской войне участвовали три силы: …”

3. Какие из перечисленных социальных сил в годы гражданской войны поддерживали белых, красных, зеленых? Учащиеся поднимают карточки соответствующих (белый, зеленый, красный) цветов. Это дает возможность контролировать ответы учащихся.

  1. высшее офицерство;
  2. казачество;
  3. среднее офицерство;
  4. либеральная интеллигенция;
  5. малоквалифицированные рабочие;
  6. беднейшее крестьянство;
  7. среднее крестьянство;
  8. солдаты;
  9. зажиточное крестьянство.

Почти вся Россия пришла в движение. Но вот ведь … странно, история не помнит толпы. Каждого, кто на свой страх и риск попытался торить свою тропинку в чистом поле, история вознаграждает, упоминаем вскользь, сохранением если не черт лица, то хотя бы имени.

Поговорим о персоналиях. Работаем в группах. За две недели перед уроком вы получили задание познакомиться с деятельностью известных лидеров белых, красных, зеленых. Поднимите руки, кто воспользовался услугами библиотеки, Интернет.

Что нового ты о них (нем) узнал(а) из этой характеристики? Что позволило этим людям стать во главе движения?

Здесь история соединила народ (или его часть) и Личность. Поистине, такое обилие имен Личностей встретишь в российской истории не часто. Что объединяет этих людей (белых, красных, зеленых)?

Портрет № 1

  • Сын офицера (бывшего крепостного, отданного в рекруты, дослужившегося до воинского звания и в отставку вышедшего в звании майора), он окончил Киевское пехотное юнкерское училище;
  • подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: "Знаете ли японский язык?”, он написал: "Не знаю, но драться буду не хуже знающих”. Его просьбу исполнили;
  • его имя неразрывно связано с историей Белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, главнокомандующий вооруженными силами Юга России во время знаменитого похода на Москву;
  • ярый противник советской власти. Он оставался русским патриотом, и в годы Второй мировой войны выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию.

Портрет № 2

  • В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус вторым учеником и за успехи в учебе награжден премией;
  • добровольцем ушел на русско-японскую войну. Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему именное оружие;
  • полярный исследователь, лично знакомый с адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За обработку материалов и участие в полярной экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой Константиновской золотой медали;
  • лучший в мире специалист по минированию, самый молодой в мире командующий флотом, свое именное оружие выбросил за борт со словами: "море дало, море пусть и заберет”;
  • своей главной задачей считал создание единого антибольшевистского фронта на Востоке России;
  • это о нем распевали песенку:

"Погон французский,
Мундир английский,
Табак японский,
Правитель омский …”

Портрет № 3

  • Еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника;
  • в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в "экспроприациях”, за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке;
  • избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц;
  • его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя "батьки” приобретает всероссийскую известность;
  • за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей;
  • на его надгробии надпись: "Советский коммунар …” (Как он просил).

Портрет № 4

  • Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда;
  • кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали;
  • уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый "Форд-Т”, выжимавший до 50 км в час;
  • вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия;
  • 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.

Портрет № 5

  • Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста;
  • в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков;
  • в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся;
  • его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым.

Портрет № 6

  • После окончания реального училища уехал в Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он становится членом "Южнорусского рабочего союза”, а в 1889 году оказывается в тюрьме;
  • о февральских событиях 1917 года узнает в США и сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина приезжает в Петроград;
  • в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что вооруженное восстание он приурочил к своему дню рождения – 7 ноября;
  • с марта 1918 года – нарком по военным делам, с сентября 1918 года председатель Реввоенсовета республики;
  • неукротимая энергия, блестящая манера выступать наряду с авторитарностью, заносчивостью превратили его из одного из "архитекторов революции” в "демона революции”;
  • в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина) потерпел поражение и был выслан из СССР.

Портрет № 7

  • Потомок древнего рода датчан, оказавшихся на русской службе в XVIII веке, чья бабушка была внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А. Пушкина;
  • в отличие от младшего брата Николая, избравшего своим уделом служение искусству, он избрал своим уделом "служение Родине”;
  • в июле 1919 года во время деникинского наступления на Москву, на правом фланге двигалась его Кавказская армия;
  • 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам, "разбитый нравственно”, передает ему командование вооруженными силами Юга России;
  • последнее свое сражение "черный барон”, "диктатор Крыма” проиграл на Перекопе, после чего остатки Русской армии эвакуировались с полуострова;
  • до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии оставался непримиримым врагом советской власти.

Портрет № 8

  • Сын забайкальского казака; бабка будущего атамана вела род от Чингисидов, дед был богатым скотоводом;
  • изучил разговорный монгольский язык, интересовался историей, политэкономией, философией, с увлечением изучал буддийское вероучение;
  • закончив Оренбургское казачье училище, с. Первым нерчинским полком под командованием барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3 года получил 14 боевых наград;
  • Керенский привлек его к формированию Добровольческой армии. Численность Особого маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч человек;
  • в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем Востоке Красной Армией стал одним из руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии;
  • в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через год казнен через повешение в Москве.

Портрет № 9

  • Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей;
  • сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками;
  • в годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, был произведен в унтер-офицеры;
  • за вывод частей Южно-Уральской армии из окружения и беспримерный 1500 км рейд в течение 40 дней по тылам белых, первым был удостоен ордена Красного Знамени;
  • гражданскую войну закончил на Дальнем востоке, где 6 суток при 40-градусном морозе его дивизия штурмовала станцию Волочаевка и одержала победу;
  • награжден пятью орденами Красного Знамени; в 1935 году в числе первых удостоен звания Маршала Советского Союза.

5. Вот мы и подошли к главному вопросу. Как же оценивать гражданскую войну – как трагическую страницу истории или как героическую страницу истории. Воспользуемся документами.

Документы

С 1914 г. по 1920 г. население областей России, составляющих РСФСР (Европейская Россия, Крым, Кавказ и Дон) уменьшилось с 86473215 до 82594643 человек. В 1914 году Россия как государство насчитывала 176 млн. человек, в 1920 году РСФСР вместе со всеми союзными республиками (включая Азербайджан, Грузию, Армению, Белоруссию и т.д.) имела всего 129 млн. человек.

Падение промышленного производства в 1920 году (в %; 1913 г. – 100%)

Железная руда

1,6

Чугун

2,3

Уголь

27,0

Нефть

41,0

Производство готовой промышленной продукции

12,9

В 1918 году преступность в Москве составляла (в %; 1914 г. – 100%)

Кражи

315

Вооруженный грабеж

28500

Покушение на убийство

1600

Убийство

1060

Мошенничество

370

Сведения о злодеяниях большевиков
в г. Екатеринодаре и его окрестностях.

В г. Екатеринодар большевики вступили 1 марта 1918г. В этот же день была арестована группа лиц мирного населения, преимущественно интеллигенция и все задержанные …83 человека были убиты, зарублены и расстреляны без всякого суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи, осматривавшие затем убитых, удостоверяли случаи зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе убитых … дети 14-16 летнего возраста и старики старше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезая им пальцы рук и ног, обезображивая им лица.

Материалы газеты "В пути”

Самаро-Златоустовская железная дорога на протяжении 180 верст освободилась от чехо-белогвардейских банд. Все мосты через Волгу ими взорваны. На разъезде … , где находился завод взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В Каткове и далее на линии валяется 306 трупов изрубленных арестованных, вывезенных из Самарской тюрьмы белогвардейцами. На станции Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий 9 детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев. В Самаре число расстрелянных велико.

Ученики работают с документами, анализируют их и высказывают свои мнения о гражданской войне.

Итоги гражданской войны

1. Кем были красные? Отметьте определение, которое вы выбрали:

  1. героями, защитниками обездоленных;
  2. людьми честными, но невежественными;
  3. патриотами, мечтавшими о лучшем будущем для народа;
  4. мстителями старому обществу, фанатиками, каравшими и правых, и виноватых;
  5. озверевшей толпой, сеявшей насилие, несправедливость.

2. Кем были белые?

  1. реакционерами и преступниками;
  2. идейными сторонниками старого строя, монархии;
  3. людьми, вынужденными защищать свой мир, близких, себя;
  4. патриотами, отстаивающими национальное достоинство, честь, традиции;
  5. людьми, искренне заблуждавшимися.

Если вы не согласны ни с одним из утверждений, запишите свой ответ.

3. Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете верными:

  1. в гражданской войне победили красные, т.к. Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась;
  2. в гражданской войне победили белые, т.к. властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классам;
  3. в гражданской войне победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.

Выводы (см. эпиграф).

Самая большая трагедия состоит в том "Сколько?” и "Кого?” мы потеряли. Кого Россия подарила миру: Шаляпина, Бунина, Сикорского, Лосева, Бердяева, Сорокина (эмигранты)? А ведь всё могло быть иначе… Но новая Россия в них не нуждалась.

Им, всем, кто до самой последней минуты надеялся, верил в неё, изгнанникам России посвящается:

Не было славы, не стало и родины,
Сердца не стало, а память жива.
Ваши сиятельства, их благородия,
Вместе нас Сент Женевьев де Буа.

Тесно лежат они, вдоволь познавшие
Муки свои и дороги сои,
Вроде бы русские, вроде бы наши,
Только не наши они и ничьи.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 1701 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0