Эпиграф
"О поле, поле, кто тебя
усеял мертвыми костями?”
А.С. Пушкин "Руслан и Людмила”
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели и задачи урока:
- на основе повторения и обобщения изученного
материала и в ходе знакомства с новыми фактами
создать целостное представление о гражданской
войне в России;
- способствовать становлению умения оценивать
исторические явления;
- развивать умения высказывать свою точку зрения,
вести аргументированный разговор, делать выводы
на основании анализа документа;
- привлечь внимание учащихся к проблеме трагедии
человеческих судеб на крутых поворотах истории.
Категории учебных целей:
- знание и понимание: перевод знания в другую
форму – предсказание результатов событий;
- применение: использование материала в
конкретных и новых ситуациях;
- анализ: вычленение частей целого, выявление
взаимосвязей между ними;
- синтез: комбинировать элементы, чтобы
получить целое;
- оценка: оценивать соответствие выводов
имеющимся данным.
Звучит романс "Поручик Голицын”.
Мотивационная беседа
В сознании наших соотечественников Великая
Отечественная война как бы заслоняет войну
гражданскую. Но, как ни ужасен был нацизм,
гражданская война страшнее. Гитлер – это
нашествие чуждой силы; гражданская война – это
война брата с братом, отца с сыном.
Мы ничего не поймем в событиях 1918-1920гг., если
будем думать, что все красные (или белые) были
хорошими – или, наоборот, негодяями и извергами.
Как же оценивать эти события нашей истории?
Это нам и предстоит выяснить в ходе изучения
темы "Гражданская война в России”.
В процессе работы нам предстоит обсудить
причины гражданской войны, ответить на вопросы
об участниках и руководителях этой войны,
высказать свои суждения о ее последствиях и
влиянии на судьбы России.
Вводный контроль
- Какое определение гражданской войны дает нам
автор учебника (ст. 114 – словарь, ст. 106 абзац
снизу)?
- Чем она отличается от других войн?
Основная часть
1. Какие же причины вызвали ее к жизни?
Выберите утверждения, с которыми вы согласны.
Ответ аргументируйте.
- Гражданская война – это схватка нового со
старым, отжившим;
- Гражданская война – порождение веками
копившихся в обществе злобы, раздражения;
- Гражданскую войну вызвали иностранные
империалисты;
- Гражданской войны можно было бы избежать, если
бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.;
- Гражданская война – закономерное продолжение
революции;
- Гражданская война – справедливая месть народа
эксплуататорам;
- Гражданская война – это трагическая ошибка,
порожденная взаимным непониманием;
- Гражданская война была развязана свергнутыми
классами – помещиками и буржуазией,
стремившимися вернуть власть, собственность.
2. А теперь ребята сосредоточились.
Закончить предложение:
"В гражданской войне участвовали три силы:
…”
3. Какие из перечисленных социальных сил в годы
гражданской войны поддерживали белых, красных,
зеленых? Учащиеся поднимают карточки
соответствующих (белый, зеленый, красный) цветов.
Это дает возможность контролировать ответы
учащихся.
- высшее офицерство;
- казачество;
- среднее офицерство;
- либеральная интеллигенция;
- малоквалифицированные рабочие;
- беднейшее крестьянство;
- среднее крестьянство;
- солдаты;
- зажиточное крестьянство.
Почти вся Россия пришла в движение. Но вот ведь
… странно, история не помнит толпы. Каждого, кто
на свой страх и риск попытался торить свою
тропинку в чистом поле, история вознаграждает,
упоминаем вскользь, сохранением если не черт
лица, то хотя бы имени.
Поговорим о персоналиях. Работаем в группах. За
две недели перед уроком вы получили задание
познакомиться с деятельностью известных лидеров
белых, красных, зеленых. Поднимите руки, кто
воспользовался услугами библиотеки, Интернет.
Что нового ты о них (нем) узнал(а) из этой
характеристики? Что позволило этим людям стать
во главе движения?
Здесь история соединила народ (или его часть) и
Личность. Поистине, такое обилие имен Личностей
встретишь в российской истории не часто. Что
объединяет этих людей (белых, красных, зеленых)?
Портрет № 1
- Сын офицера (бывшего крепостного, отданного в
рекруты, дослужившегося до воинского звания и в
отставку вышедшего в звании майора), он окончил
Киевское пехотное юнкерское училище;
- подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во
время русско-японской войны, в документах на
вопрос: "Знаете ли японский язык?”, он написал:
"Не знаю, но драться буду не хуже знающих”. Его
просьбу исполнили;
- его имя неразрывно связано с историей Белого
движения. Один из создателей Добровольческой
армии, главнокомандующий вооруженными силами
Юга России во время знаменитого похода на Москву;
- ярый противник советской власти. Он оставался
русским патриотом, и в годы Второй мировой войны
выступил с обращением к русским эмигрантам не
поддерживать фашистскую Германию.
Портрет № 2
- В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус вторым
учеником и за успехи в учебе награжден премией;
- добровольцем ушел на русско-японскую войну.
Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему
именное оружие;
- полярный исследователь, лично знакомый с
адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За
обработку материалов и участие в полярной
экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой
Константиновской золотой медали;
- лучший в мире специалист по минированию, самый
молодой в мире командующий флотом, свое именное
оружие выбросил за борт со словами: "море дало,
море пусть и заберет”;
- своей главной задачей считал создание единого
антибольшевистского фронта на Востоке России;
- это о нем распевали песенку:
"Погон французский,
Мундир английский,
Табак японский,
Правитель омский …”
Портрет № 3
- Еще при жизни о нем ходили слухи самые
невероятные. Будто бы, когда крестили его, на
священнике загорелась риза, что предвосхитило
ребенку судьбу разбойника;
- в 16 лет стал членом группы анархистов,
участвовал в "экспроприациях”, за что осужден к
20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию
подсудимого, заключением в Бутырке;
- избран председателем местного Совета. 25
сентября 1917 года подписывает декрет о
национализации всей земли в уезде и разделе ее
между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц;
- его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В
декабре 1918 года она захватывает крупнейший город
юга Екатеринослав и с этого момента имя
"батьки” приобретает всероссийскую
известность;
- за победы над деникинцами удостоился высшей
награды – ордена Красного Знамени; Деникин
обещал за его голову полмиллиона рублей;
- на его надгробии надпись: "Советский коммунар
…” (Как он просил).
Портрет № 4
- Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий
в нем видел бандита и навещал его только под
охраной личного конвоя и прикрытием орудий
бронепоезда;
- кавалер трех, а по источникам Института военной
истории, четырех Георгиевских крестов и
Георгиевской медали;
- уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей
жаловал, но как командующий группой войск и
начдив предпочитал выносливый "Форд-Т”,
выжимавший до 50 км в час;
- вверенные ему войска оснащал самым лучшим
вооружением: боевыми аэропланами с хорошо
обученными красвоенлетами, мотоциклетная связь,
телеграф, телефон, вплоть до химического оружия;
- 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою
гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году
был снят знаменитый киношедевр братьев
Васильевых.
Портрет № 5
- Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской
армии и за подлинные подвиги четырежды был
удостоен Георгиевского креста;
- в 1917 году он, которого вот-вот произведут в
офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней
большевиков;
- в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус,
командование которым он принимает; в ноябре 1919
года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию,
бессменным руководителем которой он и являлся;
- его маршальство, предсказанное Лениным,
осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого
такое же пророчество было записано в домашний
альбом полководца писателем В. Катаевым.
Портрет № 6
- После окончания реального училища уехал в
Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он
становится членом "Южнорусского рабочего
союза”, а в 1889 году оказывается в тюрьме;
- о февральских событиях 1917 года узнает в США и
сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина
приезжает в Петроград;
- в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил
ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что
вооруженное восстание он приурочил к своему дню
рождения – 7 ноября;
- с марта 1918 года – нарком по военным делам, с
сентября 1918 года председатель Реввоенсовета
республики;
- неукротимая энергия, блестящая манера
выступать наряду с авторитарностью,
заносчивостью превратили его из одного из
"архитекторов революции” в "демона
революции”;
- в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина)
потерпел поражение и был выслан из СССР.
Портрет № 7
- Потомок древнего рода датчан, оказавшихся на
русской службе в XVIII веке, чья бабушка была
внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А.
Пушкина;
- в отличие от младшего брата Николая, избравшего
своим уделом служение искусству, он избрал своим
уделом "служение Родине”;
- в июле 1919 года во время деникинского
наступления на Москву, на правом фланге
двигалась его Кавказская армия;
- 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам,
"разбитый нравственно”, передает ему
командование вооруженными силами Юга России;
- последнее свое сражение "черный барон”,
"диктатор Крыма” проиграл на Перекопе, после
чего остатки Русской армии эвакуировались с
полуострова;
- до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии
оставался непримиримым врагом советской власти.
Портрет № 8
- Сын забайкальского казака; бабка будущего
атамана вела род от Чингисидов, дед был богатым
скотоводом;
- изучил разговорный монгольский язык,
интересовался историей, политэкономией,
философией, с увлечением изучал буддийское
вероучение;
- закончив Оренбургское казачье училище, с.
Первым нерчинским полком под командованием
барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3
года получил 14 боевых наград;
- Керенский привлек его к формированию
Добровольческой армии. Численность Особого
маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч
человек;
- в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем
Востоке Красной Армией стал одним из
руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии;
- в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через
год казнен через повешение в Москве.
Портрет № 9
- Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году
белогвардейские газеты утверждали, что
партизанскими отрядами на Волжском фронте
командует немецкий генерал, за голову которого
назначили премию в 20 тысяч рублей;
- сын крестьянина из Ярославской губернии.
Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с
большевиками;
- в годы первой мировой войны получил два
Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, был
произведен в унтер-офицеры;
- за вывод частей Южно-Уральской армии из
окружения и беспримерный 1500 км рейд в течение 40
дней по тылам белых, первым был удостоен ордена
Красного Знамени;
- гражданскую войну закончил на Дальнем востоке,
где 6 суток при 40-градусном морозе его дивизия
штурмовала станцию Волочаевка и одержала победу;
- награжден пятью орденами Красного Знамени; в 1935
году в числе первых удостоен звания Маршала
Советского Союза.
5. Вот мы и подошли к главному вопросу. Как же
оценивать гражданскую войну – как трагическую
страницу истории или как героическую страницу
истории. Воспользуемся документами.
Документы
С 1914 г. по 1920 г. население областей России,
составляющих РСФСР (Европейская Россия, Крым,
Кавказ и Дон) уменьшилось с 86473215 до 82594643 человек.
В 1914 году Россия как государство насчитывала 176
млн. человек, в 1920 году РСФСР вместе со всеми
союзными республиками (включая Азербайджан,
Грузию, Армению, Белоруссию и т.д.) имела всего 129
млн. человек.
Падение промышленного производства в 1920 году (в
%; 1913 г. – 100%)
Железная руда |
1,6 |
Чугун |
2,3 |
Уголь |
27,0 |
Нефть |
41,0 |
Производство готовой промышленной
продукции |
12,9 |
В 1918 году преступность в Москве составляла (в %;
1914 г. – 100%)
Кражи |
315 |
Вооруженный грабеж |
28500 |
Покушение на убийство |
1600 |
Убийство |
1060 |
Мошенничество |
370 |
Сведения о злодеяниях большевиков
в г. Екатеринодаре и его окрестностях.
В г. Екатеринодар большевики вступили 1 марта
1918г. В этот же день была арестована группа лиц
мирного населения, преимущественно
интеллигенция и все задержанные …83 человека
были убиты, зарублены и расстреляны без всякого
суда и следствия. Трупы были зарыты в трех ямах
тут же в городе. Ряд свидетелей, а равно врачи,
осматривавшие затем убитых, удостоверяли случаи
зарытия недобитых, недорубленных жертв. В числе
убитых … дети 14-16 летнего возраста и старики
старше 65 лет. Над жертвами издевались, отрезая им
пальцы рук и ног, обезображивая им лица.
Материалы газеты "В пути”
Самаро-Златоустовская железная дорога на
протяжении 180 верст освободилась от
чехо-белогвардейских банд. Все мосты через Волгу
ими взорваны. На разъезде … , где находился завод
взрывчатых веществ, валяется более 800 трупов
рабочих, их жен и детей, изрубленных шашками. В
Каткове и далее на линии валяется 306 трупов
изрубленных арестованных, вывезенных из
Самарской тюрьмы белогвардейцами. На станции
Ляпиги расстреляны помощник Буданов, имеющий 9
детей, дорожный мастер и стрелочник Соболев. В
Самаре число расстрелянных велико.
Ученики работают с документами, анализируют их
и высказывают свои мнения о гражданской войне.
Итоги гражданской войны
1. Кем были красные? Отметьте определение,
которое вы выбрали:
- героями, защитниками обездоленных;
- людьми честными, но невежественными;
- патриотами, мечтавшими о лучшем будущем для
народа;
- мстителями старому обществу, фанатиками,
каравшими и правых, и виноватых;
- озверевшей толпой, сеявшей насилие,
несправедливость.
2. Кем были белые?
- реакционерами и преступниками;
- идейными сторонниками старого строя, монархии;
- людьми, вынужденными защищать свой мир, близких,
себя;
- патриотами, отстаивающими национальное
достоинство, честь, традиции;
- людьми, искренне заблуждавшимися.
Если вы не согласны ни с одним из утверждений,
запишите свой ответ.
3. Кто, по вашему мнению, победил в гражданской
войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете
верными:
- в гражданской войне победили красные, т.к.
Советская власть, диктатура пролетариата,
сохранилась и даже укрепилась;
- в гражданской войне победили белые, т.к. властью
были сделаны уступки (экономические и
политические) свергнутым эксплуататорским
классам;
- в гражданской войне победили зеленые, т.к. после
войны Советская власть была вынуждена под
влиянием их требований перейти от
продразверстки к продналогу.
Выводы (см. эпиграф).
Самая большая трагедия состоит в том
"Сколько?” и "Кого?” мы потеряли. Кого Россия
подарила миру: Шаляпина, Бунина, Сикорского,
Лосева, Бердяева, Сорокина (эмигранты)? А ведь всё
могло быть иначе… Но новая Россия в них не
нуждалась.
Им, всем, кто до самой последней минуты
надеялся, верил в неё, изгнанникам России
посвящается:
Не было славы, не стало и родины,
Сердца не стало, а память жива.
Ваши сиятельства, их благородия,
Вместе нас Сент Женевьев де Буа.
Тесно лежат они, вдоволь познавшие
Муки свои и дороги сои,
Вроде бы русские, вроде бы наши,
Только не наши они и ничьи.
|