Каждое образовательное учреждение
самостоятельно расставляет акценты и выбирает
для себя наиболее приемлемые виды воспитания,
исходя из накопленного опыта, традиций,
приоритетов. Одной из главных задач, стоящих
перед современной школой в области
патриотического воспитания, является
преодоление последствий "безличной”,
"бездетной” педагогики, идеологического
насилия, восстановление целостности
сознания, духовно-нравственного здоровья
личности.
Как известно, патриотическое
воспитание
неразрывно связано с другими видами воспитания -
нравственным, гражданским, демократическим,
правовым, экологическим. Муниципальная
общеобразовательная школа-интернат
"Общеобразовательная школа-интернат основного
общего образования спортивного профиля” (МО
ШИСП) одним из ключевых направлений
воспитательной работы определила
гражданско-патриотическое воспитание. Данный
выбор был обусловлен рядом причин:
- На протяжении всего периода своего
существования школа - интернат спортивного
профиля выполняет социальный заказ города и
региона – воспитание школьника-спортсмена. МО
ШИСП является уникальным учреждением в
образовательном поле региона, т.к. сочетает
учебный и тренировочный процесс. Умело
выстроенный учебно-тренировочный процесс
позволяет добиться достаточно высоких
результатов, как на спортивном помосте, так и в
учебе.
- Школа-интернат спортивного профиля имеет
большой опыт в воспитании чемпионов: уже при
зачислении в 1 класс дети имеют определенные
спортивные результаты, а из стен школы выходят
кандидаты в мастера спорта, мастера спорта,
чемпионы России, члены молодежной сборной страны
по спортивной гимнастике.
- Традиционно обучающиеся МО ШИСП представляют
город Ленинск-Кузнецкий на соревнованиях
различного уровня – региональных,
всероссийских, международных, защищая честь
города и Родины. (Приложение
1)
Гражданско-патриотическое воспитание в
современных условиях – это целенаправленный,
нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и
взаимодействию в условиях демократического
общества, к инициативному труду, участию в
управлении социально ценными делами, к
реализации прав и обязанностей, а также
укрепления ответственности за свой
политический, нравственный и правовой выбор, за
максимальное развитие своих способностей в
целях достижения жизненного успеха.
Раскрытие сущности гражданско-патриотического
воспитания должно осуществляться в парадигме
интересов личности и стратегии
гражданско-патриотического воспитания: от прав,
интересов, достоинства личности – к
обязанностям, долгу, ответственности перед
обществом и государством.
Для реализации данного направления в МО ШИСП
создана модель гражданско-патриотического
воспитания и разработана программа "Я –
гражданин России”.
Модель гражданско-патриотического воспитания
детей в воспитательно-образовательном процессе
школы-интерната спортивного профиля
представляет собой совокупность
последовательных целесообразных взаимодействий
администрации, учителей и школьников и
направлена на накопление опыта деятельности и
сотрудничества, достижение прогнозируемого
результата. Она ориентирована на конструктивное
и результативное взаимодействие субъектов
воспитательно-образовательного процесса. С
точки зрения содержания, она нацелена на
развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и
косвенных (родителей, тренеров) участников
образования. С точки зрения формы, она учитывает
потребности субъектов в самораскрытии и
саморазвитии и предоставляет различные
организационные формы
воспитательно-образовательного процесса.
Модель гражданско-патриотического воспитания
в МО ШИСП позволит достичь основного
планируемого результата – достижения модели
выпускника: будет сформирована
социализированная жизнеспособная личность с
активной гражданской позицией, обладающая
социально ценностными нравственными качествами
с развитым творческим потенциалом и
способностью к саморазвитию. Другим важным
результатом реализации модели станет изменение
личности педагога. Его деятельность приведет к
формированию новых ценностей, осознанию
необходимости взаимодействия со всеми
субъектами образовательного процесса на основе
равноправного партнерства, изменению им видов,
форм, подходов, содержания педагогической
деятельности, личной заинтересованности в ее
результатах
Структурно-функциональная модель
гражданско-патриотического воспитания в
воспитательно-образовательном процессе МО ШИСП (Приложение)
Программа "Я - гражданин России”
предназначена для обучающихся 1-9 классов. Ее
целью является воспитание патриотов России,
граждан правового демократического государства,
обладающих чувством национальной гордости,
гражданского достоинства, любви к Отечеству,
своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический
процесс, пронизывает все структуры, интегрируя
учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся,
разнообразные виды деятельности. Ее достижение
становится возможным через решение следующих
задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству,
его прошлому, настоящему и будущему на основе
исторических ценностей и роли России в судьбах
мира;
- развивать гражданственность и национальное
самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся
собственной гражданской позиции через
деятельность органов ученического
самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и
культуре родного края.
Программа включает в себя следующие
направления:
- Связь поколений.
- Растим патриота и гражданина России.
- Мой край родной.
- Я и семья.
Результаты работы определяются факторами
и условиями. Условия зависят от научной
обоснованности избранных факторов
и полученных результатов и тоже взаимно
корректируются. Основное условие эффективности
планирования и реализации
гражданско-патриотического воспитания в школе-
интернате спортивного профиля заключается в
способности учитывать максимум факторов,
способных "влиять” на результат.
При осуществлении планирования
гражданско-патриотического воспитания в МО ШИСП
учитывались следующие факторы, определяющие его
результативность:
- наличие четких целей и нормативных требований;
- аргументированность
гражданско-патриотического воспитания
школьников;
- планирование воспитательно-образовательной
деятельности по проблеме
гражданско-патриотического воспитания
школьников с учётом результатов диагностики;
- учет временного фактора;
- учет личностных особенностей учителей и
учащихся.
Результаты работы подтвердили, что среди
многообразия внешних и внутренних факторов
наиболее важное значение для повышения
эффективности процесса
гражданско-патриотического воспитания имеют:
- методически выверенное использование
регионального компонента в содержании
воспитания учащихся;
- соблюдение педагогического такта, меры в
установлении взаимодействия личности и
коллектива;
- применение достаточного разнообразия видов и
организационных форм, позволяющих учащимся
занять положение субъекта социальной
деятельности;
- разработка технологии формирования опыта,
направленного на достижение жизненного успеха;
- применение новых подходов к подготовке учителя;
- взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности;
- создание в школьном сообществе демократической
микрополитики, проводниками которой являются
учителя, учащиеся и их родители, тренеры.
Любая система, в том числе педагогическая может
функционировать с гарантией на успех при
определенных условиях.
Условия успешной реализации
гражданско-патриотического воспитания
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа
по организации гражданско-патриотического
воспитания в школе строится в соответствии с
требованиями нормативно-правовых документов, в
числе которых именно патриотическую
воспитательную направленность отражают
следующие:
- Государственные программы "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы”, "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы”,
утвержденные соответствующими Постановлениями
Правительства РФ;
- Концепция патриотического воспитания граждан
Российской Федерации;
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 "О днях
воинской славы (победных днях) России” (с
изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо
Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г.
№13-51-28/13 "О повышении воспитательного
потенциала образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении”;
- Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002
г. №30-51-131/16 "О рекомендациях "Об организации
воспитательной деятельности по ознакомлению с
историей и значением официальных
государственных символов Российской Федерации и
их популяризации”;
- Письмо Министерства образования РФ от 15 января
2003 г. №13-51-08/13 "О гражданском образовании
учащихся общеобразовательных учреждений
Российской Федерации” и др.
- Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. №
22-06-626 "Об официальных ритуалах в
общеобразовательных учреждениях, связанных с
применением государственных символов РФ”.
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. №
13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала
образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении”.
- Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. №
90/30-16 " О направлении обобщенных материалов по
итогам проведения Всероссийского родительского
собрания и методических рекомендаций о
взаимодействии образовательного учреждения с
семьей”.
- Закон Кемеровской области от 12.07.06 № 94-03 "Об
утверждении среднесрочной региональной целевой
программы "Патриотическое воспитание граждан в
Кемеровской области на 2006-2010 гт.”
- Программа "Патриотическое и интернациональное
воспитание детей и молодежи г.
Ленинска-Кузнецкого на 2007-2010 годы”, протокол № 2
Совета УО от 23.01.2007г.
Психолого-педагогические условия:
- обеспечение педагогической целостности
воспитательно-образовательного процесса;
- осуществление научно обоснованной
педагогической позиции общей цели и конкретных
частных задач воспитательно-образовательного
процесса;
- обязательный постоянный контроль, оценка и по
необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
- ликвидация правовой безграмотности субъектов
воспитательно-образовательного процесса
посредством трансляции информации о правовой
системе России, об основных отраслях и нормах
права, о личных правах и свободах гражданина;
- профилактика противоправного поведения;
- создание условий для самореализации каждого
ученика;
- актуализация демократических установок в
жизнедеятельности школьного сообщества;
- развитие лидерских качеств и привлечение
членов школьного парламента к решению социально
значимых проблем;
- сотрудничество с социумом;
- включение школьников в реальные социально
значимые дела.
Кадровые условия:
- развитие профессиональной компетентности
учителя, целью которой является позитивное
преобразование профессиональной позиции
педагога как воспитателя в области
гражданско-патриотического воспитания.
- обеспечение педагогами комфортных условий для
школьников в учебной работе;
- создание условий для развития способностей
педагога, его профессиональной деятельности,
самосовершенствования.
Методическое обеспечение:
- обобщение и распространение педагогического
опыта по данному вопросу;
- повышение уровня теоретической (предметной) и
психолого-педагогической подготовки учителей в
области гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение новыми педагогическими
технологиями, формами и методами
гражданско-патриотического воспитания;
- работа по изучению новых нормативных
документов, инструктивно-методических
материалов по гражданско-патриотическому
воспитанию детей и молодежи.
Материально-технические условия:
Организация гражданско-патриотического
воспитания в школе – сложный управленческий и
технологический процесс. Причем все
содержательные компоненты этого процесса
взаимопереплетены, дополняют друг друга, что
позволяет целенаправленно, комплексно строить
его.
Важной стороной содержательной зрелости
организации гражданско-патриотического
воспитания в школе является его включенность в
основные виды ее деятельности: учебную,
методическую, воспитательную.
В процессе работы в данном направлении было
установлено, что реализация модели
гражданско-патриотического воспитания более
результативна при соблюдении следующих
педагогических требований:
- ориентация всей педагогической деятельности на
создание условий для самореализации личности
школьников и учителей;
- обеспечение взаимосвязи воспитания школьников,
совершенствование сотрудничества родителей,
тренеров, школьников, педагогов и администрации,
развитие их творческих способностей;
- формирование готовности, стремления и умения
школьников реализовать свои намерения в разных
видах деятельности и социально-ролевых позициях;
- обеспечение единства управленческого
формирующего и диагностического подходов,
учитывающих индивидуальность процесса
гражданского воспитания школьников, что требует
осуществлять диагностику школьников, результаты
которой служат основанием для разработки
вариантов гражданско-патриотического
воспитания каждого школьника.
|