"Как нет человека без самолюбия,— так нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
В современной России наметился переход к
укреплению государственности, возрождению
культурно-исторических и
гражданско-патриотических традиций и
устойчивому развитию общества. Постепенно наша
страна вступает на путь формирования
демократического, правового государства и
становления гражданского общества. В этих
условиях особую значимость приобретает задача
возрождения традиционных патриотических
ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее
России зависит от степени готовности молодых
поколений к достойным ответам на исторические
вызовы, защите интересов многонационального
государства.
Патриотизм как нравственное чувство и
совокупность социально-политических отношений
является мощным стимулом достижения успеха в
международной конкуренции, сохранения и
укрепления российской цивилизации. Будущее
России зависит от степени готовности молодых
поколений к достойным ответам на исторические
вызовы, готовности к защите интересов
многонационального государства. Но в условиях
нестабильности общественного развития в России,
система гражданско-патриотического воспитания,
имеющая в прошлом прочные, проверенные временем
традиции, нуждается в совершенствовании, в
соответствии с новыми реалиями. Патриотизм
неотделим от индивидуальных и гражданских
качеств личности. Чтобы воспитывать их в
человеке, нужен отлаженный механизм, который
предстоит вновь создавать сегодня, исходя из
новых условий и нужд современного общества.
Анализируя современный опыт
гражданско-патриотического воспитания можно
выявить ряд противоречий между:
- потребностями общества, государства в
формировании гражданина-патриота на основе
национальных культурно-исторических традиций и
преимущественной ориентации молодёжи на
абстрактные человеческие ценности;
- потребностью обучающихся в социально
значимой деятельности, социального
самоутверждения и реальными условиями для их
включения в патриотическую деятельность;
Данные противоречия актуализируют проблему
духовности человека, которая по утверждению
К.Д.Ушинского проявляется в патриотических
чувствах. Развитию патриотических чувств
способствует общеобразовательная школа, которая
формирует в сознании подрастающего поколения
гражданско-патриотические ценности,
социально-этические нормы поведения, основанные
на национальных и общечеловеческих идеалах. При
этом организация гражданско-патриотического
воспитания в школе вооружает подрастающее
поколение знаниями базовых основ русской и
общемировой культуры; формирует национальное
самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире
культуры; развивает в каждом ребёнке
историческую память, патриотические,
гражданские и нравственные чувства; закладывает
патриотические основы и умения, необходимые для
воспроизводства различных элементов культуры в
жизнедеятельности учащихся в школе, семье,
окружающей жизни; способствует развитию
толерантности, воспитанию доброжелательного
отношения к людям других национальностей.
Наше многогранное, быстро развивающееся
общество дети воспринимают через призму
взрослого, опытного человека, следовательно, на
плечи взрослого и учителя в частности, ложится
основная задача – (через обучение, воспитание и
просто общение), правильно подготовить учащихся
к условиям проживания в многонациональном
регионе. Современный учитель, являясь связующим
звеном между подрастающим поколением и
постоянно меняющейся действительностью,
одновременно выполняет функции
учителя-предметника, классного руководителя,
педагога дополнительного образования.
Деятельность современного учителя
полифункциональна, выходит за пределы учебного
заведения, формирует педагогическую культуру
родителей и общества в целом. В этом процессе
велика роль общей культуры учителя, его умений
использовать в своей деятельности особенности
подлинно - народной многонациональной культуры,
культурно-исторических традиций региона,
уникальные ресурсы многостороннего развития
личности участников педагогического процесса.
Обращение к региональному компоненту на уроках
природоведения, технологии, музыки, истории,
изобразительного искусства, литературы, его
разумно организованное изучение является мощным
средством развития и гражданско-патриотического
воспитания современной молодёжи. Оно не только
повышает интерес к предмету, но и воспитывает
любовь к тому, что называют малой родиной,
расширяет представление об ее истории и
сегодняшнем дне. На занятиях школьники
знакомятся с социально-экономическим положением
Омской области, традиционными сибирскими
праздниками и обрядами, видами
декоративно-прикладного искусства, семейными
традициями. На уроках изобразительного
искусства темы Родины, родной природы, родного
дома, родного города, истории своего народа
обязательно приведут детей к переживанию, к
пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда
более важным становится не то, как рисуют дети, а
то, что создают.
Особое место в гражданско-патриотическом
воспитании занимает дополнительное образование.
Оно расширяет разновозрастное и межнациональное
взаимодействия в творческих объединениях: будь
это театр мод "Вольный стиль”, танцевальный
коллектив "Успех”, вокальная студия "Мелодия”,
кружки "Юный столяр” и "Рукодельники”,
спортивная секция.
Классный руководитель координирует
деятельность детского коллектива и организует
совместно с активом класса реализацию годового
плана общешкольных мероприятий, экскурсионную
работу по старинным русским городам, святым
местам, знакомит с памятниками культуры,
искусства и быта Омской области.
Показателем эффективности
гражданско-патриотического воспитания на основе
культурно-исторических традиций является
формирование и развитие у школьников социальной
активности, которая проявляется в социальных и
гражданских акциях милосердия, традиционных
национальных праздниках и разнообразных
творческих конкурсах. Таких как "Солдатский
витамин”, "Подарок воину” (в рамках
долговременной акции Витязи России), "Весенняя
неделя добра”, "Танцы народов мира”,
"Масленица” и др. У школьников отмечаются
чувства солидарности и дружбы, верность своему
народу и уважение традиций и культуры других
национальностей.
|