Тип урока: Защита проектов.
Работа велась в пяти группах, сформированных по
принципу психологической совместимости.
Оборудование: сборники стихотворений А.
Ахматовой, воспоминания современников,
критические статьи, фотографии разных лет,
видеоаппаратура для просмотра видеосюжетов,
музыкальное сопровождение, плакат с
изображением Фемиды, кирпичная стена (плакат),
колючая проволока (оформление 30-40-х годов), свеча,
маркеры на каждого учащегося и большой лист
бумаги или два – три ватмана для рекордеров;
таблица наблюдений за ходом защиты для каждого;
критерии оценки выступлений других групп
(кладётся один на группу).
Цели проекта:
- расширение поисково-исследовательского
характера учебной деятельности учащихся;
- приобщение к культуре исследования;
- воспитание индивидуальной, творчески активной
личности, способной к самообучению и
саморазвитию, умеющей контролировать и
объективно оценивать собственную работу
(развитие языковой рефлексии), представлять
продукт своей деятельности.
Характеристика проекта, подготовленного к
защите.
По характеру доминирующей в группе
деятельности:
- исследовательский;
- творческо-исследовательский;
- роле-игровой;
- творческо-информационный;
- практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области:
межпредметный (литература-история, т.к. эта тема
не может быть рассмотрена вне связи с эпохой).
По количеству участников:
коллективно-групповой
По характеру контактов: внутриклассный
По продолжительности: средней
продолжительности.
Этапы работы над проектом (технология)
1. Замысел проекта.
- разрабатывался по совместной инициативе
учащихся и учителя;
- проект стал значимым для учащихся старшей
школы.
2. Постановка проблемы
- когнитивный метод – ведущий;
- выяснение актуальности поставленной проблемы.
Актуальность темы обусловлена возрастающей
социальной значимостью воспитания истинного
гражданина и патриота, и в этой связи
формирование представления о творчестве А.
Ахматовой как ярко выраженной гражданской
позиции.
3. Этап выдвижения гипотез
- коллективное конструирование версий на вопрос
и проблему;
- разделение на группы;
- постановка частных задач внутри каждой группы;
- определение основных методологических понятий
исследования.
4. Планирование
- составление плана работы для доказательства
выдвинутой гипотезы;
- распределение заданий между членами группы.
5. Выполнение
- сбор информации, создание "информационного
багажа”.
6. Пошаговый анализ материала
- синтез и анализ найденной информации,
необходимой для доказательства предложенной
гипотезы;
- обоснование практического применения
результатов (в данном случае – воспитание
гражданина);
- оформление проектных частей.
7. Социализация – защита выполненной работы
Ход урока
Создание психологического комфорта на уроке –
важнейшее условие заключительного этапа работы
над проектом. Оформление и звуковое
сопровождение призвано стать индуктором
положительных эмоций, творческого погружения в
эпоху, а также реализации идеи свободного
творчества учащихся, активного преломления темы
в условиях групповой работы в соответствии с
творческими склонностями на основе знаний и
умений, приобретенных на уроках литературы.
I. Оргмомент. Вступительное слово учителя – 3
минуты
Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа,
внимательное прослушивание инструкции по защите
и выполнению работы во время урока.
Музыкальное сопровождение, обращение к
портретной галерее.
Сегодня мы продолжаем разговор об А. Ахматовой,
женщине-поэте, с одной стороны мягкой и
таинственной, а с другой – твердой, прямой,
открытой. Ахматова всегда вызывала
неослабевающий интерес: и в период славы, и во
время запрета. Ее творчество вызывало горячие
споры, как во времена советской власти, так и в
настоящее время, у современников осталось
множество вопросов. На этом уроке речь пойдет об
одном из таких проблемных вопросов –
гражданственности и способах ее выражения в
творчестве.
Инструкции.
Сегодня мы завершаем большую работу, где каждый
из вас попытался проявить себя как
литературовед-исследователь, и результат
деятельности в группе представит в форме
литературного проекта избранного типа.
Представляемые группами исследования должны
вами оформляться в виде основных тезисов в
предложенной таблице, имеющейся на столе у
каждого. Также вам предстоит оценить проекты
своей и других групп по предложенным критериям:
- № группы, исследованный период творчества
- 1. а) глубина знаний по предлагаемому
этапу;
б) умение анализировать материал, логически
выстраивать доказательства;
в) умение выделять главное;
г) умение аргументировать и доказывать свое
мнение;
д) умение самостоятельно делать выводы;
е) умение уместно цитировать; - 2. а) оценка уровня творчества при
защите;
б) умение привлечь внимание аудитории,
заинтересовать собственным исследованием;
в) оригинальность защиты; - 3. оценка наглядности:
а) полнота доказательств;
б) уместность отраженного;
в) грамотность;
г) эстетика. - 4. а) оценка ораторского искусства;
б) умение вести дискуссию: грамотно и полно
отвечать на вопросы одноклассников.
Оценочные бланки на столе у каждой группы.
В конце урока мы должны с вами знать
становление и развитие темы гражданственности в
творчестве А. Ахматовой; понимать авторскую
точку зрения и уметь интегрировать полученные
знания в современных условиях, аргументировать и
доказывать свою точку зрения.
Эпиграфом к уроку взяты слова поздней Анны
Андреевны Ахматовой, Ахматовой 60-х годов –
периода жизни, который не вошел в наше
исследование, но как самый "старший” этап
творчества, являющий синтез всех тем, идей,
направлений и взглядов: "Меня, как реку,
суровая эпоха повернула”.
II. Создание проблемной ситуации
Почему повернула? Может быть, сломала,
насильственно изменила естественный ход,
направила в другое русло? Все эти вопросы, так или
иначе, вы поднимали в своих исследованиях.
III. Этап поиска решения проблемы. Защита
1. Причины обращения к исследованию,
формулирование проблемы. 4 минуты.
Первая группа – исследователи-теоретики; они
же сегодня рекордеры класса (учащиеся,
отвечающие за "память класса”, призванные в
течение урока фиксировать на бумаге
представляемые группами выводы по проводимому
исследованию). Тип проекта –
научно-исследовательский. Учащиеся доказывают
актуальность; обозначают объект, предмет, цели;
выдвигают гипотезу; озвучивают методы и приёмы
работы.
Деятельность учителя при защите групп:
контролирующая, консультирующая,
обучающее-информативная.
Краткое содержание выступления:
- Казахстан – молодая республика, и становление
государственности подразумевает новое видение
человека-гражданина. Мы – новое поколение своей
страны. В соответствии с этим нами был проведен
социологический опрос и анкетирование среди
учащихся 10 – 11-x классов нашей школы по десяти
критериям. Были предложены вопросы о политике и
правовой культуре, любви к Отечеству,
интернационализму и др. Целью было выяснить,
насколько сформирован уровень
гражданственности.
- Полученные данные представлены в виде диаграмм,
отразивших низкий уровень развития
гражданственности: пассивное отношение к
политике и историческим событиям страны, средний
уровень интереса к культуре, слабо выраженное
стремление к самопознанию, заниженное чувство
самоуважения и др.
- Таким образом, учиться быть гражданином и
патриотом – одна из наиболее актуальных проблем
сегодня. Предмет литературы одним из первых дает
нам такую возможность.
- Исследование жизни А.А. Ахматовой в этом ключе
стало предметом нашего исследования, тем более
интересно, что в литературоведении закрепилось
мнение, что большей частью, особенно ранняя
поэзия А.А.Ахматовой не гражданственна.
- Объект – лирика А. Ахматовой на разных этапах
жизненного пути.
- Цель: проанализировать предмет исследования на
всех этапах жизненного и творческого пути
поэтессы и доказать гипотезу:
"Гражданственность – характеристика
творчества каждого творческого периода”.
- Метод исследования – описательный;
использованы элементы приема статистического
анализа, прием классификации и систематики,
предполагающий систематизацию изучаемого на
основе определенного принципа.
- Исходное направление – определение
гражданственности: "осознание своих прав и
обязанностей по отношению к государству”.
Поскольку мы рассматриваем поэзию Ахматовой во
временном ключе, одним из инструментов
наблюдения мы выбрали часы, которые будут
выполнять привычную работу – отмерять время, но
в нашем случае это будут этапы жизни и творчества
пути великого поэта.
Исследование каждой группы – шаг в цепи общего
доказательства гипотезы о том, что лирика
исследуемого поэта гражданственна на всех
этапах жизненного пути.
Вторая группа – исследователи раннего
творчества и периода революции. Тип –
научно-исследовательский, творческий – 5 минут. Задача: актуализация проблемы
гражданственности в ранней лирике.
Краткое содержание выступления и выводы по
первой главе.
- Детство – Царское село – Пушкин. Для каждого
– Отечество – незабываемый уголок, где он
родился и рос. Малая Родина – живой образ
Отечества. Первые сборники отражают
нескрываемую любовь к Петербургу, Царскому Селу.
- Окружение (цвет русской интеллигенции XX века)
– связь с культурой, традициями – усвоение
определенного исторического опыта, морально –
нравственных ориентиров.
- "Погруженность” в русскую культуру конца VIIIX –
начала XIX века.
- Самовоспитание и самопознание. Открытие себя,
своего "я”, воспитание в себе необходимых
качеств гражданина, таких, как человеческое
достоинство, целеустремлённость,
самокритичность, требовательность к себе,
самообладание, решительность. По мнению В.
Сухомлинского "гражданственность начинается с
осознания себя как личности нравственной”.
Подчеркнутое ранее нерушимое чувство уважения к
себе и своей писательской миссии стало
фундаментом гражданственности в поэзии.
- Открытое неприятие I Мировой войны – активная
гражданская позиция – быть со своим народом,
быть его голосом. Восприняла как личную трагедию.
Всё отнято: и сила, и любовь… Стихи-плачи,
причитания, самопожертвования. Мотив
воспаленной совести, ответственности,
самокритичность.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня…
- В "страшный год”, когда надвинулась "туча
над темной Россией” и приходилось "над
усопшим светло горевать” заговорила
пророческим голосом о грядущем вместе с войной
больших национальных бедствиях:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных сил.
- Тема России активно выдвигается вперед.
Родная земля…Ради неё умирают одни, через муки
выживают другие.
Ложимся в нее и становимся ею
Оттого и зовем так свободно своею.
- 1917 г. – отказ от эмиграции. Остается, чтобы
честно пережить вместе с Родиной все, что выпадет
на ее долю. Ответ Б. Анрепу, настойчиво
призывающему эмигрировать в Англию:
Ты – отступник за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну
Наши песни, и наши иконы
И над озером тихим сосну.
- Тесное переплетение личного, интимного с
историческими событиями в России. Восприятие
стихотворения, адресованного Б. Анрепу
(глубоко личное по первоначальному замыслу) "Когда
в тоске самоубийства…” в качестве высокой
отповеди патриота поставило ее между двух огней.
Часть эмиграции отвернулась от нее.
- 1922 г. – открытый вызов эмигрантам. "Не с
теми я, кто бросил землю” – непреклонная
гражданская позиция человека, готового и в "глухом
чаду пожара” на любимой родине "ни единого
удара” не отклонить от себя, все принять и
через все пройти со своим народом, ибо "в
оценке поздней оправдан будет каждый час”.
- Всё отмеченное, по нашему мнению, составляет
прочную базу гражданственности.
- Взятое за исходное определение
гражданственности: "осознание своих прав и
обязанностей по отношению к государству” –
полного значения не выражает.
Учащиеся оставляют на доске "память группы” –
рекордеры за отдельными столами фиксируют
"память класса”. IV. Обсуждение защиты, вопросы – 1-2 минуты
V. 3 группа – роле-игровой, творческий проект (20
– 30-е годы). 9 минутИнсценировали травлю Ахматовой в печати
(Коллонтай – Лелевич, Жданов; М. Шагинян: "…какая
важная особа – не арестовывать, но и не
печатать” и исторические события, связанные с
репрессиями (расстрел мужа, аресты сына, ожидания
в тюремных очередях, молчаливые встречи с
истинными друзьями, беседы с помощью жестов и
ритуал сожжения "разговоров”, память –
единственно надежное хранилище стихов; поездка к
О.Мандельштаму).
Опровергнута мысль о молчании поэтессы, о
снижении ее творческой активности. Доказан тезис
о росте гражданской темы в ее творчестве и
преобладание этой темы над другими с учетом
особенностей.
Сценарий создавался на основе официальных
документов, данных переписки, воспоминаний
друзей и ее собственных. Использовались
"Черепки”, "Реквием”, отдельные стихотворения,
музыкальное сопровождение.
Деятельность учителя: демонстрация
видеоматериалов ("Серебряный шар”, видеофильмы
о жизни Ахматовой).
Возвращаясь к исходному понятию
гражданственности, мы соглашаемся с
высказанными замечаниями предыдущей группы и
хотим обратить внимание на слово "государство”.
СССР в 20 –30-е годы по определению –
социалистическое государство (ложь – нет
государства), по сути – тоталитарное (истина).
Следовательно, нет и не может быть гражданина
(отсутствие прав и свобод у человека, осознание
обязанностей заключается в абсолютном
подчинении и повиновении. Человек – винт в
системе).
В качестве "памяти группы” ребята оставили
тезисы упреков, высказанных в адрес поэтессы и
опровержения к ним.
4 группа – творческо-информационный проект.
Великая Отечественная война. 50-60 годы. 8 минут.
Ахматова встретила войну "стихом
воинственным и воинствующим”. П. Лукницкий:
"Она патриотка, и сознание, что она сейчас душой
вместе со всеми, видимо, очень ободряет её”.
Поскольку активная гражданская позиция А.А
Ахматовой в этот период однозначно доказана
исследователями ее творчества, цель работы этой
группы стало ознакомление участников проекта с
информацией, ее анализ и обобщение материала,
предназначенного для защиты. Проект выполнил и
интегрирующую роль – доказано проявление в
творчестве всех ранее выявленных компонентов
гражданственности.
VI. Содержательное оценивание процесса решения
учебной задачи и полноты учебной деятельности. 1
минута
Деятельность учителя: вовлечение в беседу,
комментирование (по необходимости).
Деятельность учащихся: Окончание работы с
таблицей; окончательное утверждение групповых
защит, подготовка рекордеров к обобщению
материала – представление "памяти класса”.
VII. Практико-ориентированный проект. 5 минут Анализ и синтез представленного материала.
Тест-диагностический контроль (провели тест
"роза ветров”). Предложили разработки
"викторины” по творчеству Ахматовой; "спор
интеллектуалов” по вопросам гражданственности,
"портретную галерею” – фото разных лет
необходимо связать с определенными событиями и
расставить в хронологической
последовательности. Проверка теста занимает 1
минуту.
VIII. Этап формулирования выводов. 5 минут
Выводы рекордеров о результатах исследования и
итоги тест-контроля.
IX. Заключительное слово учителя. 1 минута
Наши часы отсчитывают последние минуты урока, и
я снова хочу обратить ваше внимание на эпиграф и
с позиции проведенного исследования ответить на
проблемный вопрос.
Учащиеся: Ахматова сумела выстоять и в период
гонений, и в период славы; сохранила человеческое
достоинство и находила способы отстаивать
собственное мнение, явилась примером стойкости и
преданности Отчизне в годы испытаний. Гипотеза
доказана. Гражданственность – сознание
личной ответственности за происходящее,
признание права на уважение индивидуальности,
сохранение и поддержание культуры, утверждение
правды, добры и красоты личностью с развитым
самосознанием.
X. Домашнее задание
Написать эссе "Я – гражданин своей страны”.
|