ЗАДАЧИ:
- сформировать понятие "микориза”, "антибиотики”;
- показать роль грибов в системе живых организмов;
- раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека;
- воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
муляжи грибов, таблицы "Грибы-паразиты”, "Плесневые
грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд,
компьютер, карточки с заданиями.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно-образный,
игровой.
ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Программированный опрос.
- Микология – наука о грибах.
- Клетка гриба имеет ядро.
- Основа гриба – мицелий.
- Все грибы имеют пенек и шляпку.
- Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.
Вопросы-ответы.
- Какое строение имеют грибы?
(Состоят из грибницы.)
- Какие виды грибницы вам известны?
(Воздушная и почвенная.)
- Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?
(Шляпка и пенек.)
- Что они образуют?
( Плодовое тело.)
- Какую роль играют разрушители в экосистеме?
(Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых.)
Загадки-стихотворения.
- Растут на опушке
Рыжие подружки,
А зовут их (волнушки).
- Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые (лисички).
- Царь грибов на толстой ножке –
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он (белый).
- Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
- Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай,
Это – (сыроежки).
Проблема:
В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере?
2. Совместное открытие знаний
Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы?
(к гетеротрофам).
Что это за организмы? (Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами).
Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других
грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они
высасывают соки из живых клеток. Самыми распространенными
грибами-паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают
посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях
паразитируют грибы-трутовики.
Учитель. Где чаще всего растут грибы?
(Около деревьев и в трав).
Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно.
Как называется данное сотрудничество?
(Симбиоз).
Подумайте, что дают грибам растения?
(Органические вещества).
А что могут дать растениям грибы?
(Воду и минеральные вещества ).
Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба.
(записывают в тетрадь).
Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с
бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют
отмершие остатки, превращая их в вещества доступные для питания
растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие листья копились бы в
огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В данную группу
входят как макроскопические, так и микроскопические. К микроскопическим
относятся грибы рода мукор. (Cообщение учащихся по выращиванию гриба-мукора)
Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен.
Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и
древним рукописям, наши далекие предки уже давно научились использовать
грибы в пищу, а также древнейшие производства, как хлебопечение и
виноделие не могли существовать без участия микроскопических дрожжевых
грибов.(Cхема).
Сообщения учащихся.
Ученик 1:
Загадка:
Он на толстой ножке белой.
В яркой шляпке загорелой,
Кто его в лесу найдет,
Тот от радости поет. (Белый гриб).
Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми
грибами лечили обмороженные части тела. Для этого грибы немного
подсушивали, а затем получали экстракт. Употребление в пищу белых грибов
предупреждает раковые заболевания. В этом же грибе содержатся
антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя
туберкулеза) и для кишечной палочки.
Ученик 2:
Загадка:
Красная шапочка
С белым горошком,
В фартучке белом,
Высокая ножка,
Внешне весьма
Привлекательный вид,
Помните все:
Этот гриб ядовит. (Мухомор.)
Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали
для лечения ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы.
Врачи применяют препараты красного мухомора в маленьких дозах при
лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Сок и мазь,
приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу, пораженную
рентгеновским облучением.
Ученик 3:
Загадка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб).
Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а
витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен
витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в
печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле.
Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает
питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в
грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит,
усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение.
Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла.
3. Закрепление
- Изобразите пантомимой:
а) почкование дрожжей;
б) микоризу гриба с деревом.
- Решение кроссворда: «Грибы»
|