Цель: 1. Пропаганда ЗОЖ; 2. Привитие интереса к предмету; 3. Предоставление подросткам информации об алкоголе с целью правильного самоопределения личности школьника.
Восточная мудрость: Алкоголь… Пьянство… Это проблема волнует людей
самых разных профессий. Она ничего не оставляет равнодушным и каждый в
силу своего понимания и личного опыта так или иначе формулирует свое
отношение к употреблению спиртных напитков. Старая пословица гласит
«Сколько людей, столько и мнений», однако в отношении алкоголя все люди
едины в одном мнении: пьянство − несовместимое зло как для самого
пьющего так и для окружающих его людей, это сегодня докажем.
Девизами к нашему уроку будут слова «ЯД, который действует не сразу не
является менее опасным», «Дар богов или вечное искушение?» Ученик: Что мы знаем об истории возникновения алкоголя? На этот вопрос нам даст ответ историк.
Историк: (Слайд − 1) Приготовление охмеляющих напитков было известно в
самой глубокой древности, менее чем за 8000лет до нашей эры. Началом
искусства приготовления вина можно считать время, когда стали сохранять
виноградный сок для питья. Пили римляне и греки Так, что закрывались веки. И в Египте Бахус был, Славно там народец жил. На Руси не отставали: Мед варили, бражку гнали. И варили деды пиво, Чтоб глаза смотрели криво. Развивалася сия Так культура бытия.
(Слайд – 2) В России до 18 столетия охмеляющими напитками были
преимущественно пиво и мед. Пиво изготовлялось из ячменя, овса, ржи и
пшеницы. Русское пиво, по замечаниям иностранцев, было вкусно, но мутно.
Питейные заведения впервые появились в Таганроге по повелению Его
Величества Государя. Пили очень мало, лишь на избранные праздники. (Слайд – 3) Деревни и села имели свой питейный дом или корчму, подавали пиво, брагу, меды, квасы. Ученик: Менялось ли отношение к алкоголю в дальнейшем? На этот вопрос ответит учитель.
Социолог: И в наши дни очень актуальна проблема употребления алкоголя.
Описание главного алкогольного компонента спиртных напитков менялось с
течением времени: 1. 1972 г. этиловый спирт − легко
воспламеняющаяся жидкость, с характерным запахом, относится к сильно
действующим наркотикам, воздействующим на центральную нервную систему, с
последующим параличом. 2. 1982 г. этиловый спирт − легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость, сильно действующая как наркотик. 3. 1993 г. этиловый спирт − легко воспламеняющаяся жидкость, с характерным запахом. Ученик: Что можно узнать о количестве выпуска спирта? Учитель: 1916 г. − 4 л в год на душу населения; 1941 г. − 1,9 л; 1980 г. − 11 л, это в 3 раза больше мирового производства; 1987 г. − уменьшилось в 2,5 раза; 1988 г. − возросло до 18,5 л. Об этом можно сказать с другой точки зрения: 1985 г. − смертность уменьшалась, рождаемость возрастала; 1988 г. − смертность и рождаемость выровнялись; 1989 г. − смертность возросла, а рождаемость упала. После этого водку стали называть мощным оружием уничтожения человека. Ученик: Почему запрещено производство спирта в бытовых условиях и на негосударственных предприятиях? На этот вопрос нам ответит технолог.
Технолог: (Слайд − 4) Метанол и высшие спирты − сильный яд, прием его
внутрь разрушает зрительные нервы, вызывая непоправимую слепоту,
воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, а зачастую и
смерть. Вредны сивушные масла (смесь спиртов с С3Н7ОН по С5Н11ОН) и
другие вещества, которые входят в состав домашних спиртных напитков
(брага, самогон). Они вызывают воспалительные процессы слизистой
пищеварительного тракта, разрушают клетки печени, нервной системы и
зрение. Поэтому производство спиртных напитков в домашних условиях
запрещено законом. Ученик: Что влияет на качество вина?
Технолог: (Слайд − 5) Сладкий и вязкий глицерин благотворно влияет на
качество вин. При определенных условиях одна из разновидностей
микроорганизмов поселяется и растет на виноградных гроздьях, повреждая
кожуру ягод и таким образом содействуя частичному испарению содержащейся
в ягодах воды. Подвергшийся действию гриба виноград обогащается
глицерином, а получаемые из него вина отличаются чрезвычайно сладким и
мягким вкусом. Если бокал с вином слегка покачать, то иногда на стенках
бокала остается медленно стекающая пленка, это считается признаком
высокого качества вина и объясняется присутствием высоковязкого
глицерина. Ученик: Влияет ли алкоголь на животных? Опыты с животными проводили биологи и один из них даст нам разъяснение по этому вопросу.
Биолог: (Слайд − 6, 7) Ученые провели опыты на растениях и животных:
действие алкоголя на живые организмы − и пришли к выводу, что он влияет
не только на человека, но и на растения и животных. Согласно химическому
эксперименту − алкоголь нарушает структуру белка: в три пробирки
поместить яичный белок и подействовать на них водой, азотной кислотой,
этиловым спиртом. Мы наблюдаем в двух пробирках денатурацию белка. Люди в возрасте, встречая на улице пьяного молодого человека или девушку, задавались вопросом: Почему молодежь употребляет спиртные напитки? Ваше мнение по этому вопросу _______________________________ (мнения учеников). В ходе опроса молодежи журналист пришел в выводу Журналист: (Слайд − 8) 1. мне это нравится; 2. от скуки; 3. чтобы меня не считали «белой вороной», так как мои друзья выпивают; 4. большинство взрослых пьют; 5. чтобы придать себе смелости, уверенности, быть спокойнее; 6. легче общаться с другими людьми. Ученик: Какое количество спиртного можно употреблять и от чего это зависит? Влияние алкоголя на организм и «индивидуальная доза» спиртного тесно связаны с концентрацией его в крови.
Судья: (Слайд − 9) сравнить можно действие алкоголя на организм
алкоголика и малопьющего. (Слайд – 10) Содержание алкоголя в организме
зависит от принятой дозы и веса тела. Некоторые люди спиваются очень
быстро, а другие пьют годами без видимого вреда для здоровья (таблица). Ученик: На какие органы оказывает влияние алкоголь? Учитель: Алкоголь влияет на кровеносную, пищеварительную, нервную системы (Слайд − 11). Ученик: Как оказывает влияние алкоголь на отдельные органы? (Слайд − 12), фильм ЖЕЛУДОК: Ой, спасите, помогите! ОТ злодея защитите! Алкоголь – ужасный яд – Каждый встрече со мной рад! СЕРДЦЕ: Алкоголь и мне мешает, Хоть и печень защищает. В малых дозах он не вреден И работать мне на медни Он мне славно помогал, Главное, чтоб норму знал. МОЗГ: На каждом шагу все забываю, не могу сосредоточиться. У моего хозяина голова с похмелья каждый день раскалывается. Из всех дней недели он помнит только понедельник – Самый тяжелый день, после воскресной выпивки, Да еще те дни, когда собутыльники угощают. Ученик: Как это можно проследить в количественном отношении? Учитель: 100 г. пива содержит 3-6% алкоголя – убивает 3000 клеток мозга. 100 г. вина содержит10-14% алкоголя – убивает 5000 клеток мозга. 100 г. водки содержит 40-50% алкоголя – убивает 7500 клеток мозга. 100 г. водки – это гибель 33000 нейронов. Соприкосновение с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток (таблица). Ученик: Каково отношение правоохранительных органов на пристрастие к алкоголю? На этот вопрос мы попросим ответить юриста. Юрист: пристрастие к алкоголю − причина различных преступлений. Данная информация подскажет вам, через какое время после различных доз спиртного можно не опасаться встречи с гаишником. Водка Пиво 500 мл – 18 часов 500 мл – 7,5 часов 300 мл – 9 часов 400 мл – 5 часов 250 мл – 7 часов 50 мл – 1,5 часа На встрече с учащимися школ поступил вопрос: Пьют ли женщины? На этот вопрос согласился ответить врач гинеколог. Гинеколог: Над этим надо задуматься (Слайд − 13). (Слайд − 14) Задержка умственного развития детей − одна из главных последствий алкоголизма родителей. (Слайд − 15) Дети алкоголиков в 3 − 4 раза чаще становятся алкоголиками.
Было обследовано 65 женщин, страдающих алкоголизмом, имеющих 318
беременностей, из которых более половины − 59,6%закончились медицинскими
абортами в связи с нарушением здоровья у этих женщин,12% закончились
выкидышами и мертворождениями. Живых детей осталось 78, из них физически
здоровыми оказались 54, а у 24 , то есть почти у трети, отмечалось
умственное недоразвитие, судорожные припадки, психопатии и другие
нарушения нервной системы. Необходимо рассказать о том, как влияет
алкоголь на женщин, так как женщины − продолжательницы рода
человеческого. Алкоголь, отрицательно сказывается на здоровье женщины,
нарушая нормальное функционирование ее половых органов. Например, в
течение 5 лет 3300 пациенток лечились от хронического алкоголизма. У
85,3 % из них имелись хронические заболевания, причем 40,6 % женщин
страдали заболеваниями половой сферы. Злоупотребление алкоголем,
разрушает организм женщины, истощает ее нервную систему и в конце
приводит к бесплодию. Состояние опьянения в момент зачатия может
сказаться отрицательно на здоровье будущего ребенка, так как алкоголь
опасен не только для созревающих половых клеток, но может сыграть свою
роковую роль и в момент оплодотворения вполне полноценных половых
клеток. Период от момента зачатия до 3 месяцев беременности врачи
называют критическим в развитии плода, так как в это время происходит
интенсивная закладка органов и формирование тканей. Употребление
алкоголя может привести к уродующему воздействию на плод, причем
повреждение будет тем сильнее, чем на более раннем этапе критического
периода воздействовал алкоголь. Воздействие алкоголя на плод в
последующие месяцы беременности приводят к недоношенности, снижению
массы тела, рожденных детей, мертворождению. Ученик: Как алкоголь влияет на подростков? Юрист: − дети и подростки, употребляющие алкоголь подвержены инфекционным заболеваниям.
− (Слайд −16) Под действием спиртного у подростка нарушается работа
ритма сердца, выработка ферментов печени, нарушается фильтрующая функция
печени, ухудшается память и мышление. − (Слайд − 17) Подростковый алкоголизм возникает и при употреблении пива.
Какова продолжительность жизни у пьющих людей? (Слайд − 18)
Продолжительность жизни сильно пьющих на 10 − 12 лет меньше средней.
С возрастом меняется мнение об оценке учащимися состояния опьянения.
Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имеет у
мальчиков прямую связь с увеличением возраста. Юноши в 16 лет с меньшим
осуждением, чем девушки, относятся к пьянству окружающих. В наибольшей
степени затрудняются однозначно выражать свое отношение к пьянству дети 9
лет. Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражают свое
отношение к пьянству окружающих. Надо заметить, что девочки вообще
однозначно высказывались по всем предложенным вопросам, чем мальчики. Что сказали великие люди об алкоголе: В. Белинский «Пьют и едят все люди, но пьют и обжорствуют только дикари». А. Чехов «Водка белая, но красит нос, чернеет репутация». Это сказали великие люди, что скажите вы по этому вопросу (Слайды − 19, 20): 1. в здоровом теле − здоровый дух; 2. мама, папа, я − спортивная семья; 3. здоровая нация; 4. время место и количество; 5. выбор за мной; 6. хмель шумит − ум молчит; 7. вино ремеслу не товарищ; 8. пьяного дело − трезвого ответ; 9. здоровье не купишь; 10. здоровье − дороже богатства; 11. пить с молоду − умереть под старость с голоду; 12. дал бы бог здоровья, а счастье найдем; 13. вино с разумом не ладит; 14. хватил винца − не стало молодца; 15. алкоголь бросает людей в объятия ужаса, нищеты, бесчестия; 16. здоровье − это красота, так будем всегда красивыми; 17. гигиеническое и медицинское применение алкоголя − водки и вина. Действующие лица: учитель, ученики, историк, социолог, технолог, биолог, журналист, судья, юрист, гинеколог. Оформление: плакаты, таблицы, портреты, вырезки из газет. Содержание мероприятия 1. Вступительное слово учителя 2. Историк (Слайды – 1-3) 3. Социолог (Плакаты) 4. Технолог (Слайды – 4, 5) 5. Биолог (Слайды – 6, 7) 6. Журналист (Слайды – 8) 7. Судья (Слайды – 9, 10) 8. Юрист (Плакат) 9. Гинеколог (Слайды – 13-15) 10. Юрист (Слайды – 16-18) 11. Вывод (Слайды 19, 20) |