На Руси в январе самым
торжественным и одновременно радостным был и
остается праздник Рождества Христова. С 8 января
начинались Святые дни — Святки.
Сельскохозяйственные работы закончены,
наступает время отдыха и веселья.
По вечерам в Святые дни дети ходили по
домам и пели особые песни — колядки. (На взгляд
самих поющих, напев «коляды» принято «тянуть в
одно».) Ходили небольшими группами, в зимнюю
одежду облачались шиворот-навыворот, лицо
размалевывали, даже в песне стремились изменить
свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в
дом только к знакомым, выпрашивали угощение.
Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку,
и они бежали в следующую избу, а на их место
приходили другие. Хозяева никогда не выгоняли
детей и давали всем, сколько бы ни приходило.
Рассуждали так: «Я твоему дам, а ты моему. Вот и
поквитаемся».
Такое веселое передвижение детворы от
дома к дому, с пением и хорошим настроением,
называют «обряд колядования», в старину он был
самым любимым у детей среди многочисленных
Святочных зимних забав.
В условиях школы невозможно проводить
все зимние праздники: Новый год, Васильев день,
Рождество, Святки, Крещение. Рекомендую
объединить их в одно представление, соблюдая
лишь очередность в исполнении песен —
Рождественских, Святочных, колядок... Между ними
игры, хороводы и пляски.
Предлагаю вашему вниманию сценарий,
текст которого написан мною с сохранением
некоторых фонетических особенностей
Нижегородского диалекта, что вызывает особый
интерес у детей, привлекает внимание взрослых и
дает возможность всем участникам и гостям
праздника почувствовать русский характер.
Движущей силой сценария станут
подлинные образцы русского музыкального
фольклора, которые будут подобраны
организаторами мероприятия. Лучше, если ребята
исполнят песни и пляски своего города, села... Это
придаст празднику самобытность и особый колорит.
Цель: приобщение школьников к
русской традиционной культуре. Знакомство с
обрядом колядования на Руси.
Предварительная работа:
• познакомить ребят с традиционными
святочными обрядами, атрибутами и героями обряда
колядования;
• разучить с детьми святочные песни,
колядки, игры и хороводы;
• объяснить значение слов: «коляда»
(от лат. «выкликать»), «колядка» (короткая песня
величально-поздравительного характера),
«колядовщики» (исполнители колядок), «авсень» (от
слов «овес», «сеять») — песня с пожеланиями добра
и изобилия дому, семье;
• вместе с детьми изготовить атрибуты
обряда колядования — звезду, вертеп, месяц, мешок
(приложение № 1) и рождественские подарки —
сувениры для родителей, друзей и гостей
праздника;
• родители не забывают захватить
гостинцы для колядующих.
Атрибуты и декорации
В зале декорация русской избы, за ней
(до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп,
звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на
полу.
Действующие лица
«Колядовщики» — девочки и мальчики в
русских народных костюмах, «ряженые» — коза,
Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль
ведущей исполняет взрослый.
За дверью слышатся шум и смех, дети
играют на свистульках, трещотках, колокольчиках.
В дверном проеме появляется козья голова,
блеяньем она приветствует собравшихся. С пением
в зал входит процессия детей и ряженых, впереди
шествия — коза, Баба-яга несет мешок для
угощения, вереницу участников замыкает медведь.
Ребята становятся в полукруг, один обращается к
гостям — зрителям, произнося стихи нараспев:
Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!
Дети кланяются, запевают «Частушки».
Девочка (призывно).
Ой, девчата, нонче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?
Мальчик (мечтательно).
Там блины, козули*
И кисель в кастрюле!
Ребята берут заранее приготовленные
атрибуты обряда со словами:
Звезда — моя!
А мой — месяц!
Вертеп — Полинке,
А коза — Агрипинке!
Все смеются, Агрипинка (одна из
девочек) берет козу за поясок, коза «бодается».
Агрипинка гладит козу, приговаривает:
Агрипинка.
Козушка моя серая
По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.
Коза подпрыгивает и мотает головой,
«дразнит» воображаемого волка.
Волк такого не стерпел,
Взял козушку да и съел!
На слово «съел» коза падает на пол,
дергает ногами, руками, притворяется съеденной.
Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме
одного бойкого мальчика, который подходит к
лежащей на полу козе со словами:
Мальчик.
Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...
Все (хором). Чтоб коза
встала!!!
Коза неожиданно поднимается и
торжественно объявляет:
Коза.
По деревне всей пройдем,
Коляду-авсень споем!
С пением ребята идут по кругу, с
окончанием песни встают в полукруг.
Ведущий. В старину на Руси был
такой обряд. Назывался...
Все (хором). Коляда!
Ведущий. С Рождества до Крещения
ряженые ходили по дворам с козой...
Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!
Ведущий. Медведем...
Медведь (мотает головой).
Р-р-р!
Ведущий. Звездой, вертепом и
месяцем. Пели, просили подарки, хозяев
поздравляли, здоровья желали.
Девочка (с озорством).
С праздником, господа!
А кричать ли коляда?
Ведущий. Кричитя!
Все поют колядку, двигаясь по кругу.
Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в
середине круга, изображая шествие ряженых.
Мальчик.
Долго мы колядовали,
Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно) забыли.
Девочка. А вот и дом Федотьи (показывает
на декорации русской избы). (Обращаясь к
подружке.) Поль, стучи в окно-ти.
Полина стучит в окно со словами:
Девочка.
Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!
Мальчик.
Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.
Девочка (выставляя ногу вперед на
пятку). У нас чоботы худые.
Все (жалобно, с притворством). У
нас ножки-ти зябнут.
Мальчик (показывая руки в
рукавицах). У нас рукавички дырявы.
Все (взявшись за кончик платка).
У нас ручки-ти зябнут.
Девочка. У нас платочки
то-о-оненьки.
Все. У нас ушки-ти зябнут.
Мальчик (ударяя себя в грудь). И
тулуп-то короток.
Все (обнимая себя двумя руками,
«замерзая»). Колядовщик передрог!!!
Медведь (нараспев). Зимой шубка
не шутка. (Хвалится своей шубкой, вразвалочку,
гордо прохаживается перед детьми.) Зимой тулуп
всякому люб.
Ведущий.
Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.
Ребята встают в тесный кружок и
выбирают водящего считалкой.
Ведущий.
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!
Ребята играют в русскую народную
игру, здесь же можно завести пляску (приложение
№ 2).
Девочка (настойчиво, обращаясь к
Федотьиному окну).
Мы и пели, и играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!
Выходит тетка Федотья, в руках блюдо
с угощением.
Девочка (насмешливо). Неси,
неси, не тряси.
Все (обращаясь к тетке).
Половину-ти не скуси!
Ребята громко смеются, играют на
музыкальных инструментах, хлопают и топают.
Тетка Федотья (с укоризной).
Сначала загадки отведайтя,
А потом и лепешкой обедайтя.
Тетка Федотья загадывает ребятам
загадки.
Тетка Федотья.
Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела
Стала улица бела. (Метель.)
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)
Везет Сенька
Саньку на санках.
Санки хлоп,
Санька вбок,
Сонька скок,
Сеньку с ног.
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)
Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)
Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом.)
Не бриллиант, а светится. (Лед.)
Далее тетка Федотья проводит
аттракцион «Найди пару». На пол в беспорядке
раскладывают варежки, по команде ребята должны
найти среди них две одинаковые, кто из участников
останется без пары варежек, тот выполняет
задание тетки Федотьи: рассказывает
стихотворение, поет или пляшет.
После аттракциона Баба-яга с мешком
подходит к тетке Федотье с песней
«Коляда-маляда» (приложение № 2), «выпрашивая»
угощение. Одна из девочек, перебивая пение,
обращается к Бабе-яге со словами:
Девочка. Тпру, тпру, подожди...
Мальчик (обращаясь к тетке
Федотье). Подавай-ка пирожки!
Другой мальчик. С лучком, с мачком.
Оба. С горьким перечком!
Девочка (расталкивая мальчиков,
вставая между ними).
Постой, ребят,
Щас я скажу.
Жил-был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало,
Начинай сначала!
Все начинают петь сначала. Баба-яга с
мешком подсаживается то к одному, то к другому
гостю, собирая в мешок угощение. В это время тетка
Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с
поклоном принимают угощение.
Девочка (обращаясь к гостям
праздника).
С Рождеством всех поздравляем
И подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай,
Непростой да длиннай!
Делали сами...
Все (показывая ладошки зрителям).
Вот этими руками!
Под музыку колядовщики дарят подарки
гостям и с пением покидают сцену. Далее
устраивается чаепитие с угощением, чтобы у ребят
создалось полное ощущение праздника — Святок.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АТРИБУТЫ ОБРЯДА КОЛЯДОВАНИЯ (Технология изготовления Н.М. Федотовой)
Звезда
Этот атрибут святочного обряда
колядования символизировал чудесную звезду,
которая взошла на небе. По явлению звезды волхвы
узнали о рождении Иисуса. Обычно звезду делали
пятиконечной, из бумаги большого размера, и
приделывали к палке. Иногда в центре звезды
помещали икону с ликом Христа. В некоторых
областях звезда заменялась большим крестом,
украшенным бумажными венками и цветами.
Звезду изготавливали следующим
образом: из плотного картона или фанеры вырезали
звезду (она могла быть восьмиконечной, круглой
или пятиконечной). Лучи звезды могли быть тупыми
или острыми, равными или неравными по длине,
главное, чтобы они были симметричными. Материалы
для изготовления звезды были разными: ткань,
блестящая бумага и мишура, атласные ленты,
цветная бумага и картон.
В центр звезды приклеивалась иконка.
Внизу под иконкой делали подставку (полочку) для
металлического подсвечника, на которую
устанавливалась церковная свеча.
Шест обматывали по спирали атласной
лентой. На нижнем лучике звезды укреплялись
колокольчики.
Месяц
Шест с месяцем символизировал светлую
зимнюю ночь, когда родился Иисус Христос.
Изготавливается месяц следующим
образом:
1) из плотного картона или ДВП
вырезается основа высотой 25 см;
2) основа с двух сторон обклеивается
самоклеящейся пленкой желтого цвета;
3) месяц закрепляется на шест;
4) готовый атрибут украшается лентой
и колокольчиками.
Вертеп
Название «вертеп» произошло от
древнерусского слова «пещера». В обрядах
колядования вертеп символизировал пещеру, в
которой родился Иисус Христос (см. таблицу:
Технология изготовления вертепа).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Частушки
Все. Девки-матки, скоро Святки, мы
святошничать пойдем. В ту дяревнюшку зайдем, да
игрока с собой возьмем.
Одна. Купи, тятенька,
калоши-святёнки, потопаю. Неужели тебе, тятя, я не
заработаю?
Место записи: Нижегородская
область.
Колядка
(Живо.)
Ой, Колядка, Коляда!
Золотая голова!
Приходила Коляда, всем добра вам принесла!
Чтоб хозяину жилося, богателося,
Чтоб хозяюшка была, как лебедушка бела!
Чтобы деточки в дому, словно пчелочки в меду!
Мы пришли Христа прославить, вас всех с
праздником поздравить! (Говорком.) Хозяева, не
томите, поскорее подарите!
Место записи: Нижегородская
область.
Вишня
Вишенку я брала, брала зеленую.
Семеюшка мала, семеюшка мала.
Пристань, пристань, Маша,
Пристань, дорогая.
Семеюшка мала,
Семеюшка мала, и т.д.
Дети образуют круговой хоровод, в
центре которого ходит водящий — «вишня» — с
палкой в руке, постукивая ею об пол. При
перечислении имен детей тот, чье имя назвали,
выходит в центр, к «вишне», и берется рукой за
палку. Постепенно образуется малый хоровод
вокруг «вишни» (подобие ствола и веток).
Место записи: Смоленская область.
Коляда-маляда
Все. Коляда-маляда! Пошто пришла?
Одна. Косы просить.
Все. Пошто косы?
— Сено косить!
— Пошто сено?
— Коров кормить!
— Пошто коров?
— Молочко доить!
— Пошто молочко?
— Ребят кормить!
— Пошто ребят?
— Свиней пасти!
— Пошто свиней?
— Бугры ровнять!
— Пошто бугры?
— Красным девушкам гулять!
Троим, двоим, давно стоим.
Под окошечком,
С лукошечком.
|