Цели урока: дать представление о живописи
Итальянского Возрождения периода его расцвета и Северного Возрождения;
формировать умения работать с таблицей, иллюстрациями и текстом
учебника; воспитывать эстетический вкус на примере произведений эпохи
Возрождения.
Оборудование: Интерактивная доска, диск с
репродукциями картин; кроссворды, жетоны «сова», репродукции.
Основные понятия: титаны Возрождения, Северное
Возрождение; Возрождение периода расцвета.
План урока:
- опрос по домашнему заданию;
- эпоха титанов; Микеланджело Буанарроти, Леонардо да Винчи,
Рафаэль Санти.
- Демократизм Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший.
- Закрепление.
Ход урока
На двери перед уроком вывешены два кроссворда.
На магнитной доске высказывания гуманистов.
I. Опрос по домашнему заданию.
Ребята мы с вами изучаем новый период истории и узнали много новых
терминов характеризующих это время. Давайте вспомним их, проведем
блиц-опрос.
Серьёзные изменения в Европе принесли Географические открытия
доказавшие что Земля … (шар), стала развиваться мировая
торговля появились биржи… (место для заключения сделок заказчик,
поставщик); капитал (средства вкладываемые в
производство…); мануфактура, гуманисты (сторонники светского,
не церковного взгляда на мир…)
Фронтальный опрос.
Менялась духовная жизнь общества. И это время названо Возрождение.
Особенности эпохи Возрождения:
- обмирщение сознания;
- распространение идей гуманизма (внимание к человеческой
личности);
- распространение научных знаний;
- опора на достижения культуры Античности.
Проверка домашнего задания.
1. Задания на магнитной доске: Здесь помещены высказывания
гуманистов. Необходимо подобрать фамилию автора высказывания. 3
ученика.
«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти
всемогущими». (Бернардино Толезио).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый – сосредоточие
мира, человек всегда центр мира». (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее
обозревать все, что есть в мире». (Пико дела Мирандола).
2. Работа на интерактивной доске. 4 ученика.
Выберите правильный ответ.
- Гуманизмом называют:
а) науку о возникновении и развитии человеческого общества;
б) учение, признающее человека высшей ценностью мира;
в) борьбу против продажи индульгенций;
г) христианскую религию. (Б). - Как переводится слово «утопия»?
а) лучшее место;
б) новое место;
в) земля будущего;
г) место, которого нет. (Г). - Это сочинение принадлежит перу Эразма Роттердамского?
а) «Похвала мудрости»;
б) «Похвала глупости»
в) «Похвала глупцам»
г) «Похвала глупцов». (Б). - Установите правильное соответствие:
а) «Ромео и Джульетта» |
|
|
|
1) Франсуа Рабле |
б) «Похвала глупости» |
|
|
|
2) Томас Мор |
в) «Остров Утопия» |
|
|
|
3) Эразм Роттердамский |
г) «Гаргантюа и Пантагрюэль» |
|
|
|
|
(1г, 2в, 3б).
Как вы думаете, какое техническое изобретение способствовало
распространению философии гуманизма? (Книгопечатание).
II. Эпоха титанов; Микеланджело Буанарроти,
Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.
Главным признаком Возрождения, как казалось современникам, явился
расцвет искусств после долгих веков средневекового «упадка»; расцвет,
«возродивший» античную художественную мудрость.
Труд художника, скульптора и архитектора люди XV–XVI веков понимали
как особый язык, с помощью которого можно узнать тайны «божественной
Природы».
Тема сегодняшнего урока «Гуманистические
традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV
– первая половина XVII века)».
В конце урока вы должны ответить на вопрос «Что было общего и
различного в творчестве художников Итальянского и Северного
Возрождения?».
На интерактивной доске вопрос.
Своего расцвета Возрождение в Италии достигает в конце XV – первой
половине XVI века. Этот период называют Высокое возрождение. К нему
относится творчество величайших деятелей Возрождения: Леонардо да
Винчи, Микеланджело Буонароти, Рафаэля Санти. Это были гении, проявившие
себя во многих областях искусства и науки. Поэтому их часто называют
титанами Возрождения. У вас есть таблица, которую мы начали составлять
на прошлом уроке, продолжите её составлять по новому материалу на этом и
следующем уроке.
Итальянские художники рисовали картины и фрески для богатых
монастырей, церквей, герцогов и патрициев.
Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля
Санти (1483–1520).
Сообщение учащегося. Диск художники; либо репродукции в
учебнике.
«Сикстинская мадонна» – наиболее известная из картин Рафаэля, она
была написана для церкви Сан Сиксто. Фигура Девы выглядит здесь
величественнее, чем на других полотнах Рафаэля посвящённых Богородице.
Это единственный случай, когда Мадонна изображена в полный рост и почти
натуральную величину. Благоговейно, смотрит на неё Св. Сикст, а Св.
Варвара преклонила колени. Мадонна, ступая по облакам, несёт Спасителя
людям. Маленькие ангелочки вносят в картину нотку озорства и
непринуждённости.
Познакомимся с творчеством Леонардо да Винчи
(1452–1519).
Сообщение учащегося. Демонстрация слайдов.
Его необыкновенная одарённость поражала современников. Он был
художником, поэтом, архитектором, разбирался в механике и военном деле.
Длительные опыты научили изображать объём тончайшими оттенками, игрой
света. Математические расчёты помогли ему показать в картинах глубину
пространства, перспективу, (слайд – пейзаж). Сохранилось
множество этюдов изображающих с большой тщательностью части тела
человека (слайд – голова). Мадонна – традиционный сюжет эпохи
Возрождения, «Мадонна в гроте».
Кроме живописных произведений, сохранилось несколько грандиозных
фресок, например «Тайное вечере» (слайд), украсившее стену
богатого миланского монастыря. Но фреска написана не по мокрой
штукатурке и ещё при жизни художника стала осыпаться. Выбрав
традиционный сюжет, он поставил задачу изобразить различную реакцию на
слова Христа: «Один из Вас предаст меня». Посмотрите на взволнованные
позы, лица апостолов и лишь фигура и лицо Христа олицетворяют
спокойствие и смирение.
Но, наверное, наиболее известное произведение – портрет Моны Лизы.
Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру, смягчает контуры. Этот приём
называется сфумато (дымка) – когда краски смешиваются без линий и
краёв. Часто художник делал это пальцем. Рассмотрите
эту картину в учебнике. Её улыбка, слегка асимметрична, что делает её
такой загадочной. Кажется, она владеет какой-то особой тайной, волнующей
людей до сих пор.
О других сторонах творчества художника предлагаю вам написать
реферат «Машины и идеи Леонардо да Винчи» к «неделе истории».
А сейчас возьмите карточки и отметьте на них признаки, свойственные Итальянскому
Возрождению. (Проверка).
III. Демократизм Северного Возрождения.
Питер Брейгель Старший.
Сейчас мы познакомимся с творчеством представителя Северного
Возрождения Питера Брейгеля старшего.
Сообщение ученика.
В его творчестве сплелись грубоватый народный юмор, интерес к
бытовым деталям.
В его картинах много от лубочных гравюр. На его картинах мы видим
обилие фигур, острый контурный рисунок – «Битва Масленицы и Поста»,
«Нидерландские пословицы». Пейзажи выполнены в серо-зелёных,
желтовато-коричневых тонах.
Обратимся к учебнику с. 73 и иллюстрациям «Жатва» и «Охотники на
снегу».
Занесите данные в таблицу. В карточках у Вас осталось выбрать
признаки Северного искусства. Проверка.
IV. Закрепление.
Теперь попробуйте ответить на вопрос, показанный на доске: «Что было
общего и различного в творчестве художников Итальянского и Северного
Возрождения?».
Учащиеся, используя заполненные карточки и полученные на уроке
знания, объясняют сходства и различия в творчестве Северного и
Итальянского возрождения.
А теперь рассмотрите две картины и попробуйте определить к какому
направлению относятся данные картины. По каким признакам вы это
определили.
|