Цель. Выяснить в чем состоит индивидуальность, неповторимость стихотворения Гумилева.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
В. Шефнер.
Ход урока.
Время, когда творил А.С. Пушкин, получило название «золотой век» русской поэзии.
- Как вы думаете, почему возникло такое название?
Но была в русской литературе и другая эпоха, когда вновь вспыхнуло ярким светом поэтическое творчество, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. Это время получило название «серебряный век». Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой загадочной вселенной серебряного века. Поможет нам в этом стихотворение «Сказочное», автор которого Н.С. Гумилев, один из представителей этой удивительной эпохи.
- Подберем синонимы к слову «серебряный».
Благородный
Утонченный
Изящный
Нежный
Сверкающий
Звенящий
Мелодичный (колокольчик)
Музыкальный
- Послушаем стихотворение эпохи серебряного века «Сказочное».
(Звучит чтение наизусть подготовленным учеником.)
- Вслушайтесь, какой из названных синонимов подходит к этому стихотворению?
- Что общего у поэзии и музыки?
- А какое чувство вызывает у вас стихотворение сказочное?
- Какова тема стихотворения?
- Охарактеризуйте его жанр. (Былина, элегия, стихотворная сказка, баллада.)
- Докажите, что перед нами баллада?
Одним из основных признаков баллады является диалог.
- В этом стихотворении есть диалог?
- Сколько звучит голосов?
- Кто они, участники диалога?
Стихотворение читается по ролям.
- Диалог явный или скрытый?
Многие исследователи считают, что в основе образности произведения лежит художественный прием – мифологическое истолкование названия созвездий.
- Какое созвездие имеет в виду автор?
О возникновении созвездий Малой и Большой медведицы существует много мифов. Один из них не мог не знать Гумилев. Богиня Гера превратила в медведицу красавицу Каллисто. Медведица чуть было не погибла от руки собственного сына Аркаса, который встретил ее, возвращаясь с охоты. Но убийства не произошло. Всемогущий Зевс взял ее на небо. Превратил в созвездие и даровал бессмертие. На небо была отправлена и собака Акаса, она превращена в созвездие Малой медведицы, как вечный страж и хранитель матери хозяина.
Автор дает другую интерпретацию мифа. Медведица стремится к колдуну, чтобы погубить молодую весну. Князь – герой-богатырь, борющийся со злом. Богатырский конь и пес – его помощники.
Хотя миф древнегреческий, автору удалось передать в стихотворении русский национальный колорит.
- Назовите образы, которые придают произведению русский национальный колорит? (Князь, колдун, богатырский конь, терем.)
- Какими красками окружает автор своих героев?
Золото дня
Молодая весна
Голубой терем
Темнота ночи
- Почему именно такие цвета использует автор? С чем они ассоциируются в вашем воображении?
Золото – красота и роскошь
Нежно-зеленый – что-то ранимое и хрупкое
Голубой – романтичный, мечтательный
Серо-черный – мрачный, грустный
Романтическое и хрупкое, красивое и мрачное живет рядом.
- А что побеждает? (Ответ звучит в последней строфе стихотворения.)
- Какие детали обращают на себя внимание?
Молодая весна
Дорогой конь
Усмехающиеся пни
Темные дупла
Голубой терем
- Зачем они нужны?
Это красивые декорации, фон , на котором разворачиваются возвышенно-героические события.
- Что вы можете сказать о позиции повествователя?
- Из чего же слагается понятие художественный мир стихотворения?
Поэтическое слово рифма
Строка мысль
Строфа
Стих
Ритм
- Какова же главная мысль нашего стихотворения?
Доброе дело всегда будет вознаграждено.
Групповая работа.
1группа. Что вы можете сказать о рифме?
2группв. Начертите ритмический рисунок стихотворения. Определите размер.
Какой эффект возникает благодаря этому размеру?
3группа. Зарисуйте поэтический образ, который показался вам особенно интерес-
ным, больше запомнился. Прокомментируйте свой рисунок.
4группа. Назовите основные тропы, использованные автором.
- В чем же состоит художественное своеобразие стихотворения?
Решительность
Смена мгновений и впечатлений
Сказочная напевность
Широта
Таинственность и очарование
Ямб и хорей – более стремительно передают топот конских копыт, прерывистое дыхание седока в такт конскому топоту.
- Прокомментируйте эпиграф урока в контексте данного стихотворения.
Домашнее задание.
Письменное суждение. Объяснить смысл названия стихотворения. |