Цели:
- познакомить учащихся с деятельностью чешских
патриотов Яна Гуса и Яна Жижки;
- раскрыть идеологические основы религиозных и
общественных взглядов Яна Гуса;
- показать причины победы таборитов в ходе
гуситских войн;
- раскрыть причины, цели, итоги и значение
гуситского движения;
- совершенствовать навыки работы учащихся с
текстом учебника, исторических документов,
алгоритмами, картой, тестами;
- развивать умения анализировать текст, выделять
главное
- на примере чешских героев воспитывать чувство
патриотизма, любви к Родине;
- показать величие гражданского мужества Я. Гуса,
готового пойти на смерть ради правды, своих
взглядов.
Оборудование:
- карта "Европа в XIV – XVI вв”
- тесты для повторения домашнего задания;
- индивидуальные и
групповые задания
для учащихся;
- сообщение ученика о Яне Жижке;
- учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История
средних веков. М., Просвещение, 2005.
Основные понятия:
- гуситы;
- табориты,
- умеренные (чашники),
- церковный собор,
- сейм
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II.Проверка домашнего задания в форме тестов
III.Изучение нового материала:
ПЛАН.
- Чехия в XIV веке.
- Жизнь и смерть Яна Гуса.
- Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
- Крестовые походы против гуситов.
- Народное войско. Ян Жижка.
- Конец гуситских войн. Значение. Итоги.
Эпиграф: "Верный христианин
ищет правду, слушает правду, изучает правду,
говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян
Гус)
1. Чехия в XIV веке.
К концу Средневековья в Чехии возникло
определенное представление о месте своей страны
в том огромном мире, в котором после ВГО оказался
средневековый человек Европы. Согласно этому
представлению центром планеты является, конечно
же, Европа, центром Европы – Германская империя,
центром империи – Чехия, а центром Чехии – ее
столица Прага. Была создана специальная
географическая карта, изображавшая Европу в виде
знатной женщины, голова которой образовывала
Пиренейский полуостров, длинная юбка доходила до
Уральских гор, правая рука была Италией, а сердце
Дамы Европы представляла собой Чехия. Так что
Чехия в представлении самих ее жителей
становится центром мира. Недаром, наверное, чехи
сами называли свою страну "Богемия”, т.е.
избранная богом, а себя – "богемцами”.
Что дало жителям этой маленькой страны право
так думать о ней?
Прочитать и ответить на поставленную
проблему.
Деятельность Карла IV
Он соединил западноевропейскую династию
Люксембургов и местную Пржемысловцев, и в своей
политике император и король стремился
осуществить внутреннее объединение Империи и
Чехии, причем именно Чехия как его
наследственное владение становилось
"благороднейшей частью” Империи. Поэтому
маленькая Чехия не растворялась в огромной
империи, а становилась ее центром. Карл IV остался
в памяти народа как самый великий чешский
государь – "Отец Отечества”.
Это был человек с незаурядными способностями:
- талантливый писатель;
- самый богатый коллекционер своего времени
(собирал церковные реликвии и мощи святых,
остатки предметов, связанных с жизнью Христа);
- основатель первого Университета в Центральной
и Восточной Европе (Прага, 1348 г.)
- покровитель искусства;
- в то же время, глубокорелигиозный человек.
Чехия превратилась в центр архитектуры и
изобразительного искусства, равного которому не
было во всей Священной Римской империи,
приглашались мастера из Франции, Италии,
Германии.
Экскурсия по Праге:
- Карлов мост через р. Влтаву;
- Замок Карлштейн ( 1348)
- Собор Святого Вита (1344 – 1929)
- Прага сегодня
Но был ли счастлив чешский народ в своей
стране?
Доп. В социально-экономической жизни
Чехии наступил период материал стабилизации.
Закончилось освоение земель местными и
пришедшими из Германии крестьянами. В городах,
вначале населенными немцами, появляется
значительный слой чешского населения, который
начинается бороться за свои права.
Церковь в Чехии находилась в руках
немецкого духовенства. Поведение высшего
духовенства вызывало искреннее негодование и
возмущение народа. Церковь учила нестяжанию, а
алчность духовенства вошла в пословицу. Молва
гласила: "Если бы Христос пришел бы в Рим, с ним
бы не стал разговаривать без взятки”. В народе
говорили, что в Риме продают должности, как
свиней на рынке, что папа больше всего любит
золотое лекарство – деньги.
Церковь была самым крупным феодалом
средневековья. В Чехии ей принадлежало до ?
земли. Один пражский епископ владел 900 селениями
и 14 городами. Высшее духовенство, чуждое чешскому
народу по языку и обычаям, угнетавшее его
поборами и повинностями, были ненавистны народу.
Мелкие дворяне – число увеличивалось за
счет раздробления владений – обнищание,
попадали в зависимость к крупным дворянам –
панам. Основное занятие – война, служба как
наемников. В самой Чехии враждебно настроены к
панам и церкви, королевской власти.
Горожане – стремились участвовать в
городском самоуправлении, оттеснить немцев на
задний план. Также критиковали дорогие церковные
обряды.
Крестьяне. Кроме феодальных повинностей
платили королевский налог и несли повинности в
пользу государства. К нач 15 в. главной
повинностью стал денежный оброк, но
увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично
свободными и целиком зависели от пана.
- Какие настроения были у чешского народа?
- Кто был недоволен своим положением? Почему?
- Жизнь и смерть Яна Гуса.
В начале 15 в. небольшая церковь на
одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда
приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать
пламенные речи профессора Пражского
университета Яна Гуса.
Давайте и мы послушаем, о чем говорит он.
- "отними у собак кость – они перестанут
грызться; отними имущество у церкви – не найдешь
для нее попа”.
- "Чехи в королевстве Чешском по закону… и по
требованию природы должны быть первыми в
должностях, так же как французы во Франции и
немцы в своих землях”
- " Кто были бургомистры и ратманы (члены
городских советов) во всех королевствах Богемии
(Чехии)?"
- Немцы.
- Где произносились проповеди для всех немцев?
- В соборах.
- А для чехов?
- На церковных погостах и домах”
- "Духовенство не учит, а портит народ своим
…богатством. Так надо отнять у него богатство!
Преемники Христа должны быть бедными, как
апостолы. А они наоборот только то том и думают,
как бы еще увеличить свои богатства, для чего
рассылают продавцов индульгенций и хищных
монахов, которые устраивают никому неизвестные
празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный
народ” - Почему священники причащаются хлебом и
вином, как телом и кровью Христа, а простые люди
только хлебом? Разве не все одинаковы перед
Богом?”
- "Даже последний грошик, который прячет бедная
старушка, и тот умеет вытянуть недостойный
священнослужитель. Как не казать после этого, что
он хитрее и злее вора?”
К чему призывал Ян Гус?
Кто этот человек?
Рассказ о Яне Гусе по плану:
- Рождение в 1371 г. в местечке Гусенец – Ян из
Гусеница.
- Учеба в университете - ректор Пражского
университета – первый среди чехов.
- Проповеди – не только критиковал церковь, а
требовал реформы:
- отнять у церкви богатства и земли;
- отменить плату за обряды;
- проводить богослужение на родном языке
(разработал грамматику на родном языке);
- покончить с засильем немцев.
- Интердикт на Прагу.
- Гус уезжает на юг Чехии.
- Вызов на Констанцский собор.
Охранная грамота императора.
- Объявление Гуса еретиком. Заточение.
- Суд и казнь 6 июля 1415 г.
- Памятник Яну Гусу
Как соотносятся слова Яна Гуса (эпиграф) с тем,
как он прожил свою жизнь? Как мы можем назвать
его? ( Ян Гус – патриот Чехии).
- Начало вооруженной борьбы. Гуситы.
Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы
крестьян шли в горы и слушали там речи
сторонников Гуса. Его последователи стали
называть себя гуситами.
1419 г. – восстание в Праге.
Какие слои населения могли подняться на борьбу?
Одинаковые ли требования были у них?
Умеренные – чашники - зажиточные бюргеры,
часть дворянства:
- упразднить привилегии и землевладения
церкви;
- упростить обряды, причащение хлебом и вином;
- ввести богослужение на чешском языке.
Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари:
- реформа не только церкви, но и общества.
- Уничтожить частную собственность, все
повинности и налоги.
- Правление должно быть передано в руки народа.
Гора Табор – город Табор – все равны,
братья и сестры.
Задание №1. Определите, какие высказывания
являются требованиями гуситов, а какие – их
противников.
- Крестовые походы против гуситов.
1420 г. – начало крестовых походов против
гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско. –
грабежи, пожары, убийства.
Прага – Восточные ворота – Виткова гора –
победа таборитов. Еще 4 крестовых похода
закончились неудачей императорских войск.
Причины победы таборитов?
- Сообщение ученика о Яне Жижке.
Задание № 2. По алгоритму описания войны
определите, что было причиной, поводом и т.д.
гуситских войн.
1434 г. – битва у г. Липаны - измена умеренных
Итоги и значение гуситских войн:
- Утвердилась гуситская церковь. Католическая
церковь потеряла все свои владения и влияние в
обществе. Гуситская церковь была более
демократичной и близкой к народу.
- Крестьяне перестали выплачивать десятину.
- Церковные земли достались дворянству, поэтому
никто не был заинтересован в восстановлении
власти церкви.
- Королевская власть была ограничена парламентом
– сеймом. Чехия – сословная монархия.
- Из городов изгнано немецкое население, Чехия
превратилось в почти однонациональное
государство.
- Гуситское движение надолго оторвало Чехию от
общеевропейского развития. Если при Карле страна
находилась в центре культурной, идеологической и
политической жизни Европы, то теперь она стала
совершенно замкнутой в рамках своих местных
религиозно-политических проблем. Праге было
больше не суждено стать мировым центром.
- В ходе борьбы были уничтожены сокровища
церковного искусства.
IV. Закрепление в форме рефлексии:
- Что нового сегодня я узнал на уроке?
- Какие умения и навыки мы отрабатывали?
- С какими новыми терминами познакомились?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
V. Домашнее задание: п. 25, вопр. 4,5, заполнить
контурную карту.
|