Цель: ознакомить детей с произведением И.А.Бунина; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважения к матери.
Оборудование: - репродукции картин Ю. Кугач «У колыбели», В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллова «Счастье»; - лампадка; - карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, очаруешь, сумрак, кроткий голос; - портрет И.Бунина и его матери Л.А.Буниной; - Ф.Шуберт «Аве Мария»; - плакат «Мама и мы»; - книги и рассказы о мамах.
Ход урока
1. Оргмомент.
2.Изучение новой темы.
На доске репродукции картин «У колыбели» Ю. Кугач, В. Нечитайло «Утро», Л. Кириллов «Счастье». Звук музыки Ф. Шуберта «Аве Мария».
- Вглядитесь в эти репродукции.
- Что их объединяет? (Видим женщин с детьми)
- Да, здесь видим образ женщины-матери.
На фоне музыки «Аве Мария» (говорю)
-Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, доброго, единственного человека.
- Урок у нас сегодня интегрированный, а это значит, на одном уроке будем и читать, и слушать музыку.
- Тема урока чтения Иван Алексеевич Бунин «Матери». И.А.Бунин родился в 1870 году в г. Воронеже в старинной дворянской семье. Отец Алексей Николаевич вел беззаботную жизнь, любил охоту и часто уезжал в Тамбовское имение. Мать Людмила Александровна занималась воспитанием детей. Она создавала в доме теплою атмосферу, была нежной, душевной, много читала, играла на фортепьяно для сына. Детские годы Бунина прошли на хуторе Бутырки Орловской обл.. Начальное образование получил дома, затем учился в гимназии, продолжить образование дальше не смог – не позволила бедность. Писать стихи начал рано. И.Бунин 2 раза побывал в Мичуринске. Выступал на литературных вечерах. В 50 лет вынужден был уехать во Францию в другую страну. Жил в г. Грассе под Парижем. Он очень тосковал по родине, а особенно по матери, которую очень любил и посвятил ей своё стихотворение. За строгий артистический талант, с которым он создал в стихах и литературной прозе типичный русский характер был награжден Нобелевской премией. - Прочитайте название стихотворения.
- О ком пойдет речь в стихотворении? (о матери)
Вывешиваю карточки со словами: лампадка, Ангел-хранитель, кроткий голос, очаруешь, сумрак.
- Что обозначает слово Лампадка? (ответы детей)
- Лампадка (показываю)- небольшой сосуд фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаем перед иконой.
- А кто такой Ангел? (ответы детей)
- Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям (изображается крылатым юношей)
- Как понимаете слово – очаруешь? (ответы детей)
- Очаруешь – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо. - Что в вашем понятии обозначает слово- сумрак? (ответы детей)
- Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё может различать предметы.
- А кроткий голос что значит? (ответы детей)
- Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.
Чтение стихотворения учителям.
- От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (чувства любви к своей матери)
- Да, автор любил свою мать всю свою жизнь, это она привила поэту Любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
- Как нужно читать стихотворение? (спокойно, тихо, таинственно, вкрадчиво)
- Прочитайте стихотворение про себя и постарайтесь представить себе то, о чем поэт пишет в каждом четверостишии?
- Читаем вслух по четверостишию. (по 1 ученику с каждого ряда)
- О чем автор пишет в 1-й?
- О чем во второй?
- А в третьем? (то, что и в 1)
- Но я заметила, что у автора возник вопрос? - найдите и прочитайте этот вопрос (не ты ли ангелом была?)
- Кому автор задаёт вопрос? (Маме)
Физ-минутка
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем
Поласкаем, отжимаем,
Подметаем всё кругом
И бегом за молотком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Работа над выразительностью стихотворения
- А сейчас посмотрите на текст: «Какие знаки препинания вы видите?»!?
- А как читаем предложение, если стоит в конце!; ?;…; ,; : . - если многоточие знак нужно сделать длинную паузу, а там где запятые короткие паузы.
- С учетом всех знаков мы и попробуем прочитать стих выразительно.
!! Читаю еще раз.
- Читают 3 ученика
- Какое замечание вы можете сделать прочитавшему? ( высказывания детей)
Беседа по содержанию:
- Чей образ находится в центре внимания автора? (Матери)
- Что автору особенно запомнилось у мамы? (голос)
- А какой у неё голос? Найдите в тексте?
- С кем автор сравнивает мать?
- Где это видно? Прочитайте.
- Почему он называет маму ангелом? (Мама, как ангел оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддержит всегда и в горе и в радости).
- А вы вспомнили своих мам, читая это стихотворение? (Дети говорят)
- А что вы вспомнили?
- Да ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают учиться, переживают за вас. Много стихов, рассказов написано о мамах, но не только в стихах воспета женщина – мать, но и в музыке.
3. Слово учителю музыки.
Нет никого моей мамы дороже, Нет никого справедливей и строже, Нет никого моей мамы добрей Мамы единственной милой моей. - Эти строки из стихотворения поэта Татаринова может сказать каждый человек, характеризуя образ своей матери. Мама – это человек, который находится с нами с момента нашего рождения, даже можно сказать ещё до появления на свет.
Каждый день, просыпаясь утром, мы, видим добрые, светлые глаза и ласковую улыбку мамы. Но вот уже совсем стемнело и, погружаясь в сон, мы слышим последнюю мелодию дня.
Давно нам песня знакома
Её мы услышали дома
Когда в колыбели лежали
И мало ещё понимали
Маме так часто пелось,
Что нам тоже часто пелось
Мы видим прекрасные сны,
Которые песен полны.
- Ребята, а что за песни, которые вы слышали от мамы перед сном, лёжа в кроватке? Как они называются? (колыбельные)
- Я уверена в том, что вы их ещё помните. А девчонки, наверное, очень любят играть в игру «Дочки – матери» и, укачивая своих кукол, вы поёте им те же колыбельные, которые когда - то пели им мамы. Давайте вспомним колыбельные, которые пели вам ваши мамы. (Дети поют колыбельные)
- Вы любите мультфильмы?
- Назовите и спойте колыбельные, исполняемые героями. (Дети поют песенки)
- Мама – это ещё и тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры кинофильмов, поэты – стихи, композиторы – песни.
- Чем отличаются эти песни от других песен?
- Да, мелодии этих песен отличаются особой напевностью, мелодичностью, мягкостью, и протяжностью
Тихо песенку поёт
Нам с тобою мама
Словно солнышко встаёт,
Когда мама с нами
И как теплый ветерок
Нежно нас ласкает
Песня льётся ручейком
И сердечно тает.
Исполняется песня «Мама» из к /ф. «Мама»
Вывод: Образ матери пронизывает все области искусства: живопись, скульптуру, музыку, литературу, кинематографию. Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это прежде всего мама и начало жизни.
- Ребята, понравился ли вам сегодня урок? Чем понравился?
- Что нового узнали о матери?
4.Оценить
- И вы мне понравились. Спасибо
5.Д.з. наизусть
- И вот вам моё пожелание Под музыку читаю:
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать.
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать. |