Цель: проверить знания учащихся по теме «Жизнь и творчество
И. А. Гончарова», дополнить и систематизировать их; подготовить к работе над
текстом романа «Обломов».
Оборудование:
портрет И. А. Гончарова, выставка книг писателя и иллюстраций к ним.
«...Я
писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко
видел и знал,— словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».
«...
Будем держаться школы старых учителей и идти проложенным ими путем, не
отказываясь, конечно, от истинных, законных развитии, новых шагов в искусстве...
»
И. А.
Гончаров.
Ход
урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1.
Опрос по теме «Жизнь и творчество И. А. Гончарова».
Поскольку
материал хорошо изложен в учебнике, учителю нет необходимости рассказывать на
уроке биографию писателя. С учетом того, что изучение этого материала было
задано на дом, можно начать урок с опроса в форме заполнения (устно или
письменно) «Анкеты писателя».
Анкета
писателя Ивана Александровича Гончарова
Год
рождения
Место
рождения
Социальное
положение
Образование
Увлечения
Политические
взгляды (революционер-демократ, либерал и консерватор)
Место
службы
Поездки
за границу: когда,
куда, с
какой целью.
Люди,
оказавшие влияние на формирование писателя.
10.
Автор романов:
1847 г.
—
1859 г.
—
1869
г.— "
и книги
очерков
Автор
литературно-критических статей:
Особенности
писательской манеры:
2. Слово учителя.
Романы
И. А. Гончарова, отражение в них взглядов и симпатий писателя.
И. А.
Гончаров прожил долгую жизнь. В течение многих лет строил он огромное «здание»
своих романов, в надежде найти понимание и сочувствие читателей.
«Я
ждал,— писал он на склоне лет,— что кто-нибудь и кроме меня прочтет между
строками и, полюбив образы, свяжет их в одно целое и увидит, что именно говорит
это целое».
В
старости, оглядываясь назад, Гончаров всегда говорил о трех своих романах — «Обыкновенной
истории», «Обломове» и «Обрыве» — как о едином романном целом: «... вижу не
три романа, а один. Все они связаны одною общей нитью, одною последовательною
идеею — перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой, и
отражением их явлений в моих изображениях, портретах, сценах, мелких явлениях
и т. д.».
В
первом же опубликованном романе — «Обыкновенная история», Гончаров явился
истинным романистом: он стал одним из творцов классического русского романа, с
его эпической широтой, обнимающей все разнообразие, пестроту и движение
русской жизни, с драматизмом человеческих судеб, с ясно выраженным авторским
идейным и нравственным пафосом.
Итак,
все три романа писателя освещают одну эпоху, главная черта которой — переход от
устоявшегося, но уходящего в прошлое помещичье-крепостного уклада жизни к
новому, неизбежному — буржуазно-капиталистическому.
Сам
характер эпохи выдвигает на первое место ту проблему, которую ставит писатель
в своих романах: какую позицию занять? Идти в ногу со временем, отказаться от
привычного образа жизни, ломая характер, привычки, традиции или продолжать жить
по-старому, рискуя остаться не у дел, отстать от жизни, не вписаться в ее новые
ритмы и правила, но при этом сохранить свое внутренее «я»? Или, возможно, есть
иной, третий путь?
Герой
первого романа — «Обыкновенная история» — Адуев-младший, сумел вписаться в
новую жизнь, превратившись из провинциального мечтательного и романтичного
юноши в делового, предприимчивого человека, держащего в своих руках «и
карьеру, и фортуну». Но от его прежних идеалов, мечтаний не осталось и следа.
Илья
Ильич Обломов, персонаж, давший название второму роману, не может и не хочет
менять себя и свою жизнь. Он погибает в 37 лет, но прожив их в соответствии со
своими представлениями о счастье и смысле жизни, оставаясь до конца самим
собой.
В
романе «Обрыв» писатель указал еще один путь, наиболее близкий автору, который
состоит в сочетании традиционных патриархальных порядков с разумным началом
новой жизни (что показано в образе бабушки). Однако Гончаров почувствовал
опасность безоглядного увлечения новыми идеями и стремления разрушить старый
мир. Он увидел обрыв в конце пути своей героини Веры, которая доверилась «новой правде»
нигилиста Волохова.
Сам же
И. А. Гончаров и в жизни, и в искусстве истинным законом развития считал
преемственность эпох и поколений (см. второй эпиграф).
Сегодня,
читая романы Гончарова, мы продолжаем искать ответы на те же вечные вопросы о
старой и новой правде, о выборе своего