Вид проекта: информационный,
исследовательский (внеурочная деятельность).
Форма работы: групповая (5 групп по 4
человека).
Проблема: у многих школьников
портится зрение. Почему это происходит?
Цель: обратить внимание ребят на
проблему сохранения своего здоровья; подобрать
полезные и интересные упражнения и игры для
сохранения здоровья; провести классный час «И
глаза скажут «спасибо» в параллели четвертых
классов.
Содержание:
1-я группа. Зрение – бесценный дар
природы; как работают наши глаза. 2-я группа.
Почему портится зрение. 3-я группа.
Какие бывают нарушения зрения;
упражнения и игры для сохранения зрения. 4-я группа.
Можно ли зрение исправить и
сохранить; правила бережного отношения к зрению;
и глаза вам скажут «спасибо»! 5-я группа.
Зачем идти к окулисту, если ничего
не болит; зачем нужны очки; если вы носите очки...
Исследование: выявление причин
нарушения зрения и способов коррекции зрения,
мониторинг нарушения зрения учащихся класса.
Форма презентации: устный журнал.
1-я группа
Зрение – бесценный дар природы
Зрение бесценно. Глаз различает
тончайшие оттенки цветов, мельчайшие размеры,
хорошо видит днем и неплохо в сумерках.
Стоит закрыть глаза – и ты окажешься в темноте.
Будешь слышать звуки, ощущать запахи, но не
будешь видеть.
Ученые провели опыты и подсчитали, что 90%
информации (разных сведений об окружающем мире)
человек получает с помощью органов зрения.
Чтобы лучше понять, как мы видим, необходимо
познакомиться со строением глаза и узнать, как он
работает.
Как работают наши глаза
Предметы вокруг нас излучают свет либо
сами отражают свет от других тел. Мы видим их,
когда свет попадает в наши глаза.
Выпуклая линза в нашем глазу – хрусталик –
создает изображение предметов на сетчатке,
находящейся на глазном яблоке. Наш мозг
превращает сигналы от сетчатки в готовое
изображение (рис. 1, 2).
Рис. 1
Рис. 2
Зрительный нерв. Когда свет
раздражает нервные клетки сетчатки, они посылают
сигналы в мозг через зрительный нерв. Свет
попадает в глаз через зрачок. Часть глаза,
окрашенная в различные цвета, – радужная
оболочка – регулирует размеры зрачка.
Прозрачный слой, называемый роговицей,
защищает наш глаз.
2-я группа
Почему портится зрение
Данные медицинских обследований
зрения у детей нашего класса показывают, что
близорукость среди школьников все еще имеет
значительное распространение. Процент
близорукости за последние два года стабильный,
но он будет увеличиваться по мере перехода из
класса в класс, так как увеличивается учебная
нагрузка, а следовательно, увеличивается работа
глаз. Развитию близорукости способствует
комплекс причин. Решающую роль играют так
называемые внешние факторы, условия жизни,
качество питания – недостаточное количество
витаминов в пище. Большое значение в развитии
близорукости имеют общее состояние здоровья,
перенесенные заболевания, недостаточное
количество дневного света, так как мы живем в
северном районе страны.
Учебные занятия сопряжены с усиленной работой
наших глаз. И поэтому в течение учебного процесса
мы обязаны заботиться об охране своего зрения:
добиваемся правильного и достаточного освещения
в классе (своевременная замена перегоревших
ламп); регулируем естественное освещение (от
окон) в классе; на каждом уроке проводим
упражнения для отдыха глаз, на перемене ходим в
кабинет окулиста на массаж и лечение.
Каждый ученик знает: для того чтобы зрение было
хорошим, необходимо соблюдать правила гигиены и
охраны собственного зрения, оберегать глаза от
повреждений и заболеваний.
3-я группа
Какие бывают нарушения зрения
1. Дефекты рефракции
(преломления). Лучи света, проходя через
роговицу и хрусталик, преломляются так, что не
фокусируются на сетчатке: отсюда развиваются
дальнозоркость, близорукость, астигматизм.
Дальнозоркость. Расстояние от
наружной поверхности глаза до задней его стенки
настолько мало, что световые лучи фокусируются
за сетчаткой. Поэтому правильная фокусировка
света от близко расположенных предметов
невозможна без подправляющих (корректирующих)
линз (рис. 3).
Рис. 3
Близорукость. Расстояние от
наружной поверхности глаза до задней его стенки
слишком велико, поэтому свет фокусируется перед
сетчаткой, делая невозможным отчетливое видение
далеких предметов без корректирующих линз (рис.
4).
Рис. 4
Астигматизм. Причиной его
становятся неровности на поверхности роговицы,
из-за чего свет проходит под разными углами и
фокусируется в разных точках. Отчетливое видение
и близких, и далеких предметов невозможно без
корректирующих линз.
2. Бельмо – стойкое помутнение
роговицы. Причиной появления могут быть травмы
глаза и различные воспалительные заболевания.
3. Глаукома – это повышенное
давление внутри глаза. Болезнь связана с
нарушением оттока внутриглазной жидкости или
осложнением ряда заболеваний. Сужается поле
зрения, появляется туннельное видение.
4. Конъюнктивит – воспаление
оболочки глаза, возникающее вследствие инфекции,
повреждения, аллергии.
5. Ячмень – острое гнойное
воспаление волосяного мешочка у корня ресниц.
Появляется у людей со слабым иммунитетом.
Итак, берегите глаза от разных повреждений и
ударов. Соблюдайте правила бережного отношения к
зрению. И глаза вам скажут «спасибо»!
Яркий свет – зрачок сужается, слабый –
расширяется. Ткани глаз очень нежные, поэтому
глаза хорошо защищены. Каким образом? Веки и
ресницы защищают глаза. Что же еще на страже?
Конечно же, брови. Брови, ресницы и веки у нас не
только для красоты. Они оберегают глаза от пыли,
ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение,
этой защиты недостаточно. Подумайте: зачем
человеку слезы? Они тоже защищают, омывают глаза
от пыли.
Итак, веки, ресницы, брови, слезы надежно защищают
глаза. Помогайте своим защитникам оберегать
глаза. И глаза вам скажут «спасибо»!
Упражнения и игры для сохранения
зрения
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их.
Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево –
вверх – направо – вниз – направо – вверх –
налево – вниз. Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руки. Следите взглядом за
ногтем указательного пальца, медленно прижмите
его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.
Повторите 5 раз.
4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
1. Долго тянется урок –
Много вы читали.
Не поможет и звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Их запомнить важно.
Упражнение один –
На край парты книги сдвинь.
(Закрыть глаза, сделать вдох, выдох.)
2. Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два –
Тренируй свои глаза. (Сильно зажмурить, открыть глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши.
(Руки на пояс, повороты головы влево,
вправо, моргая часто глазами.)
3. Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На задание четыре
Потратить нужно много силы. (Рисуем круг и лучи солнца глазами.)
4. Повторите пять раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
(Делать упражнения руками и следить
за кончиками пальцев.)
1. 15 колебательных движений глазами по
горизонтали: справа – налево, слева – направо.
2. 15 колебательных движений глазами по вертикали:
вверх – вниз, вниз – вверх.
3. 15 вращательных движений глазами слева направо.
4. 15 вращательных движений справа налево.
5. 15 вращательных движений глазами в правую, затем
в левую сторону – «восьмерка».
1. Потереть ладонь о ладонь. Закрыть
глаза и положить на них ладони.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в
кулак, большие пальцы вверх. Глаза закрыть и
провести три раза большим пальцем левой руки по
правой стороне, а правой рукой – по левой стороне
надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Буратино своим длинным любопытным
носом рисует. Все упражнения сопровождаются
движением глаз.
«Солнышко» – мягкие движения носом по
кругу.
«Морковка» – повороты головы вправо – влево,
носом рисуем морковку.
«Дерево» – наклоны вперед – назад, носом рисуем
дерево.
«Радуга» – голова прямо, чертим радугу глазами:
слева – вверх – вправо и наоборот.
«Лодочка» – голова прямо, рисуем лодочку
глазами: сверху дугу, снизу дугу.
«Улитка» – рисуем посредине точку и закручиваем
(вращаем) глазами домик улитки.
Наша муха может выполнять команды.
Давайте посмотрим!
1. Глазками передвигаем муху из одного
домика в другой: вверх – вправо – вниз – влево. В
каком домике муха?
2. Закрыли глаза и медленно двигаемся следом за
мухой.
3. Управляем мухой молча. (Направляет учитель.)
4-я группа
Можно ли зрение исправить и
сохранить
Можно ли исправить зрение? Да,
можно, но для этого нужно приложить немало
усилий, времени, терпения – это долгий путь к
исцелению. Поэтому, чтобы зрение не исправлять,
лучше его сохранять, применяя правила по защите
зрения. В своей повседневной жизни надо
использовать упражнения для профилактики
зрительного утомления и близорукости,
оздоровительные минутки для глаз. Каждый день
потрать минуту для отдыха глаз – сохранишь
зрение на годы. Береги свое зрение – не потратишь
время на его исправление!
Правила бережного отношения к
зрению
1. Умываться по утрам.
2. Смотреть телевизор не более 1–1,5 часа в день.
3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
4. Играть на компьютере можно не более 30 минут в
день.
5. Не читать лежа, не читать при плохом освещении.
6. Не читать в транспорте: книга трясется,
меняется расстояние от глаза до книги, хрусталик
работает с чрезмерным напряжением.
7. Оберегать глаза от попадания в них инородных
частичек.
8. При чтении и письме свет должен освещать
страницу слева.
9. Рекомендуется соблюдать расстояние от глаз до
текста 30–35 см.
10. Употреблять в пищу достаточное количество
растительных продуктов: морковь, лук, петрушку,
помидоры, сладкий красный перец.
11. Делать гимнастику для глаз.
12. Укреплять глаза, глядя на восходящее
(заходящее) солнце.
13. Заниматься общей зарядкой, гулять на воздухе.
14. После 1 часа занятий обязательно давать глазам
отдых на 20–25 минут.
Если соринка попала в глаз…
1. Не трите глаз.
2. Налейте в миску воды и опустите в нее лицо.
3. Поморгайте глазами в воде несколько минут.
4. Если вода не вымыла соринку, прикройте глаз
чистой салфеткой и отправляйтесь к
врачу-окулисту в поликлинику.
И глаза вам скажут «спасибо»!
Если долго идти или бежать, то наши
ноги устанут и захотят отдохнуть.
А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь
день не отходят от компьютера. Читают при слабом
свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном
свете. А вечером – при настольной лампе, когда
она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом
освещении или в городском транспорте. Это очень
вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут «спасибо»!
5-я группа
Зачем идти к окулисту, если ничего
не болит?
Остроту зрения определяют с
помощью хорошо известной таблицы, на которой
изображены разной величины буквы.
Если у человека нормальное зрение (острота
зрения равна 1), то он отчетливо видит
предпоследнюю и последнюю строчки с расстояния 5
м.
Так зачем же идти к окулисту, если ничего не
болит?
Профилактический осмотр глаз необходимо делать
два раза в год, для того чтобы предупредить
болезнь или приостановить ее вовремя: на раннем
этапе заболевания это сделать намного легче и
проще, чем в запущенной форме.
Заботьтесь о своих глазах. Ведь никто не
позаботится о вашем зрении лучше, чем вы сами.
Зачем нужны очки
Некоторые считают, что раз уж
появилась близорукость, то и незачем носить очки.
А между тем устранить близорукость нельзя, но
предупредить и приостановить можно. Правильно
подобранные очки приносят большую пользу.
Иногда дети и взрослые стесняются их носить.
Хорошо подобранные очки могут сделать лицо даже
более привлекательным, а также помогут улучшить
зрение и настроение.
Защитные очки носят люди с отличным зрением.
Пилот, водитель, мотоциклист, альпинист,
спортсмены-лыжники таким образом защищают глаза
от солнца, ветра, снега, пыли. Иначе глаза станут
болеть. В защитных очках работают: у станка
токарь – чтобы металлическая стружка не попала в
глаз; сталевар и сварщик, глазам которых угрожают
искры.
При необходимости пользуйтесь очками. Берегите
глаза!
И они вам скажут «спасибо»!
Если вы носите очки…
Не горюйте: со временем с помощью очков
зрение может улучшиться.
1. Берегите свои «вторые» глаза.
2. Храните их в футляре.
3. Не кладите стеклами вниз.
4. Регулярно мойте теплой водой с мылом.
5. Снимайте во время занятий спортом.
6. Периодически протирайте очки мягкой салфеткой.
Есть дети, которым приходится носить
очки, потому что у них проблемы со зрением. Но
одноклассники не всегда их понимают и называют
«очкариками». Дети перестают носить очки.
– Как вы думаете: как это повлияет на их зрение?
– Как помочь таким детям сохранить зрение?
Итак, играя на перемене, нужно быть внимательным,
чтобы не повредить очки одноклассника.
Итог классного часа. Подобраны
упражнения и игры для коррекции зрения;
составлены рекомендации по чтению и режиму
ношения очков.
Игра «Полезно – вредно»
Если для глаз полезно – хлопаете, если
вредно – топаете.
1. Читать лежа.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Смотреть телевизор с близкого расстояния.
4. Оберегать глаза от ударов.
5. Промывать глаза по утрам.
6. Тереть глаза грязными руками.
7. Читать при хорошем освещении.
|